blog
Автор: Лебединская Татьяна Александровна Все записи психолога (406)
Просмотров 1043
Ученые предложили общую концепцию социальной лености, опирающуюся на результаты анализа многочисленных исследований. В соответствии с Моделью коллективных усилий, степень индивидуальных усилий в работе над решением групповой задачи будет зависеть от двух основных факторов:
1) силы убеждения субъекта в значимости или необходимости своего собственного вклада в достижение успеха группой и
2) ценности, которой для него обладают результаты или последствия групповой деятельности.
Работа в условиях группы будет приводить к снижению усилий, когда индивиды полагают, что их собственная работа «затеряется в общей массе», т. е. никто не узнает о том, насколько хорошо они работали, и им не придется отвечать за свои индивидуальные действия. Неудивительно, что тенденция к социальной лености усиливается с увеличением размера группы.
Противоядие от социальной лености состоит в том, чтобы сделать индивидуальные вклады каждого члена группы поддающимися определению. Если люди верят, что окружающие смогут оценить их усилия, это будет устранять социальную леность. Именно по этой причине социальная леность проявляется чаще всего при работе людей с незнакомыми партнерами, реже — при их работе со знакомыми партнерами и совсем исчезает, когда они работают в составе высокозначимой для них группы.
Возможные последствия групповой деятельности также оказывают свое влияние. Вознаграждения высокой продуктивности групповой деятельности могут устранять эффект социальной лености.
В одном из исследований части студентов говорилось, что они могут раньше освободиться, если их группа выработает много решений предложенной проблемной задачи; другим предлагалась та же задача, но не создавалось дополнительного стимула в виде возможности раньше завершить свое участие в эксперименте. В этом случае ожидание вознаграждения за большее старание нейтрализовывало эффект социальной лености.
Социальная леность также реже возникает при решении важных, сложных или интересных задач. Когда задача оказывается трудной или требует напряжения способностей, вероятность того, что индивиды будут отлынивать, снижается.
Автор - Камилла Золотова