blog
Автор: Хоруженко Владимир Викторович Все записи психолога (8)
Просмотров 3178
От автора: Отвечая на запросы коллег по поводу правил исполнения рисуночных тестов, публикую примерную инструкцию к тесту "Моя семья". Это никого не ограничивает в свободе творчества.
Проективная методика рисуночного теста «Моя семья» или «Кинетический рисунок семьи» различаются в зависимости от целей исследования. Можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между членами семьи, чтобы увидеть мио семьи глазами ребенка/подростка (далее – ребенка). С другой стороны, данную методику можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.
Если ситуация позволяет, то целесообразнее предложить на одной встрече ребенку нарисовать рисунок «Моя семья», а во время другой встречи «Кинетический рисунок семьи».
В исследовании важно увидеть и мир семьи глазами ребенка и семейные роли в процессе жизнедеятельности. Привлекательность задания способствует в процессе диагностики установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, необходимо просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается. Отмечу, что полученные результаты мало зависят от способности ребенка выразить свои переживания, от его желания общаться и делиться своими проблемами Процедура тестирования должна соответствовать приведенным рекомендациям, иначе интерпретация результатов может быть иной. Это относится и к используемым материалам. Каждый тест выполняют на отдельном листе нелинованной бумаги. Желательно использовать лист нелинованной бумаги формата А4 (21 х 30 см). Предварительно на лист нанести рамку карандашом, отступив около 2 см от края. Тест выполняется простым карандашом. Карандаш должен быть не слишком твердым: желательно М или 2М. Можно запрещать пользоваться резинкой. Если линия была написана ошибочно, можете ее просто перечеркнуть одной или двумя линиями и продолжать рисовать. Но все же целесообразнее разрешить пользоваться стирательной резинкой. В случае если ребенок испытывает сильную тревожность и без исправлений ему трудно рисовать. Разрешите пользоваться резинкой, но фиксируйте в протоколе все исправления. Делайте записи так, чтобы ребенок не видел, что все фиксируется. Обстановка должна быть доброжелательная ни в коем случае не напоминала экзамен. Удобным выходом служит использование твердой резинки. При использовании жесткой резинки стертые линии остаются заметными, что обычно не слишком смущает ребенка. Лист бумаги кладут перед ребенком горизонтально. Если в дальнейшем ребенок его поворачивает, то ему не надо препятствовать. Наставления ребенку: Постарайся нарисовать рисунок как можно лучше, так как ты умеешь, но помни, что никто не собирается оценивать твои художественные способности. Интересно как ты это представляешь.
Если ребенок говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т. п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Если ребенок долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования. Инструкцию к каждому тесту перед началом рисования нужно воспроизводить дословно, без видоизменений и дополнений. По окончании рисования необходимо выразить одобрение, независимо от достигнутого результата. Затем полезно обсудить с ребенком получившийся рисунок. Кроме вопросов, которые указаны в инструкции, необходимо предложить вопросы индивидуальные, которые возникли при наблюдении за процессом рисования. В отличие от первоначальной инструкции, последующая беседа не должна быть формализованной, ее проводят непринужденно, если возможно в игровой форме. Рисунок «Моя семья»
Кинетический рисунок «Моя семья»
Когда будешь рисовать, то постарайся рисовать целых людей, не «мультяшек» и не людей, состоящих из палочек. После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы. Например: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?». Творческая фантазия Протокол Процесс рисования отражают в протоколе. На каждом листе с рисунками и на каждом листе протокола пишут имя и фамилию обследуемого (или его шифр) и дату обследования. На первом листе указывают возраст, состав семьи, причины обращения, все сведения о проблеме, которые удалось собрать. В протоколе отмечают:
Скайп: vlad.priz С уважением, Владимир Викторович |