blog Инструкция к рисуночному тесту «Моя семья»
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

Инструкция к рисуночному тесту «Моя семья»


Инструкция к рисуночному тесту «Моя семья»

От автора: Отвечая на запросы коллег по поводу правил исполнения рисуночных тестов, публикую примерную инструкцию к тесту "Моя семья". Это никого не ограничивает в свободе творчества.

Проективная методика рисуночного теста «Моя семья» или «Кинетический рисунок семьи» различаются в зависимости от целей исследования. Можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между членами семьи, чтобы увидеть мио семьи глазами ребенка/подростка (далее – ребенка). С другой стороны, данную методику можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.

Если ситуация позволяет, то целесообразнее предложить на одной встрече ребенку нарисовать рисунок «Моя семья», а во время другой встречи «Кинетический рисунок семьи».

В исследовании важно увидеть и мир семьи глазами ребенка и семейные роли в процессе жизнедеятельности. Привлекательность задания способствует в процессе диагностики установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, необходимо просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается.

Отмечу, что полученные результаты мало зависят от способности ребенка выразить свои переживания, от его желания общаться и делиться своими проблемами

Процедура тестирования должна соответствовать приведенным рекомендациям, иначе интерпретация результатов может быть иной. Это относится и к используемым материалам.

Каждый тест выполняют на отдельном листе нелинованной бумаги. Желательно использовать лист нелинованной бумаги формата А4 (21 х 30 см). Предварительно на лист нанести рамку карандашом, отступив около 2 см от края.

Тест выполняется простым карандашом. Карандаш должен быть не слишком твердым: желательно М или 2М. Можно запрещать пользоваться резинкой. Если линия была написана ошибочно, можете ее просто перечеркнуть одной или двумя линиями и продолжать рисовать.

Но все же целесообразнее разрешить пользоваться стирательной резинкой. В случае если ребенок испытывает сильную тревожность и без исправлений ему трудно рисовать. Разрешите пользоваться резинкой, но фиксируйте в протоколе все исправления. Делайте записи так, чтобы ребенок не видел, что все фиксируется. Обстановка должна быть доброжелательная ни в коем случае не напоминала экзамен. Удобным выходом служит использование твердой резинки. При использовании жесткой резинки стертые линии остаются заметными, что обычно не слишком смущает ребенка.

Лист бумаги кладут перед ребенком горизонтально. Если в дальнейшем ребенок его поворачивает, то ему не надо препятствовать.

Наставления ребенку:

Постарайся нарисовать рисунок как можно лучше, так как ты умеешь, но помни, что никто не собирается оценивать твои художественные способности. Интересно как ты это представляешь.

Если ребенок говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т. п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Если ребенок долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

Инструкцию к каждому тесту перед началом рисования нужно воспроизводить дословно, без видоизменений и дополнений. По окончании рисования необходимо выразить одобрение, независимо от достигнутого результата. Затем полезно обсудить с ребенком получившийся рисунок. Кроме вопросов, которые указаны в инструкции, необходимо предложить вопросы индивидуальные, которые возникли при наблюдении за процессом рисования. В отличие от первоначальной инструкции, последующая беседа не должна быть формализованной, ее проводят непринужденно, если возможно в игровой форме.

Рисунок «Моя семья»

  • Нарисуй, пожалуйста, свою семью.
  • Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь.

Кинетический рисунок «Моя семья»

  • Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом.
  • Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь.
  • Изображай каждого, делающим что-нибудь, какое-либо действие.

Когда будешь рисовать, то постарайся рисовать целых людей, не «мультяшек» и не людей, состоящих из палочек.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

  • Скажи, кто тут нарисован?
  • Где они находятся?
  • Что они делают? Кто это придумал?
  • Им весело или скучно? Почему?
  • Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
  • Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, защитные реакции.

Часто продуктивными оказываются проективные вопросы. Например: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?». Творческая фантазия

Протокол

Процесс рисования отражают в протоколе. На каждом листе с рисунками и на каждом листе протокола пишут имя и фамилию обследуемого (или его шифр) и дату обследования. На первом листе указывают возраст, состав семьи, причины обращения, все сведения о проблеме, которые удалось собрать.

В протоколе отмечают:

  1. последовательность, в которой делались разные части изображения;
  2. темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе (паузы более 15 секунд) отразить в протоколе что ребенок рисовал в этот момент;
  3. стирание деталей;
  4. спонтанные комментарии ребенка;
  5. эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием;
  6. краткое содержание последующей беседы.

Скайп: vlad.priz

vladvik_profy@mail.ru

С уважением, Владимир Викторович



Дата публикации: 29 сентября 2019 г.



Арсений |
Спасибо за подробную инструкцию к применению теста. Хотелось бы ещё подробную инструкцию к интерпретации рисуночных тестов.
Владимир Хоруженко |
Благодарю за внимание к моему блогу. Варианты интерпретации рисуночных тестов есть в интернете. Не все на мой взгляд отличаются достоверностью информации, впрочем как и вся информация в интернете. Но есть ли смысл давать интерпретацию к тестам в открытом доступе? Интерпретировать результаты должен профессиональный психолог, ведь рисуночный тест раскрывает не просто картинку из жизни семьи, но сложный мир детско-родительских отношений.

Добавить новый Комментарий

Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍