blog
В последнее время школьное насилие стало распространенным явлением. Здесь существует коварный и точный механизм страха. Многие дети заканчивают свою жизнь самоубийством, не в силах вынести травлю, развязанную одноклассниками. События развиваются по одной и той же схеме. Группа подростков изводит кого-то насмешками, унижениями, угрозами и побоями. Жертва, разумеется, боится их. Не знает, как быть. Не осмеливаясь оказать сопротивление. Не осмеливается пожаловаться учителям. Не решается рассказать обо всем родителям: ее душевные силы истощены и в игру вступает стыд. Несчастный думает, что должен справиться сам. Все ждут от него стойкости, а он беспомощен. Ведь палачи – его одноклассники, его ровесники и с другими ребятами ничего подобного себе бы не позволили. Значит, он просто не может себя защитить, он слабак. А раз так, сам виноват.
Как утверждает К. Салливан, М. Клэри Г. Салливан, основная отличительная черта обидчиков состоит в том, что они умело пользуются своей властью. Обычно их делят на три группы. Умные обидчики: искусно маскируют угрожающие поведение, эгоистичны, уверенны в себе, начисто лишены сострадания и безразличны к другим. Они более коммуникабельны, чем жертвы и вычислить их нелегко. Глупые обидчики: стараются завоевать авторитет товарищей дерзким, вызывающим поведением, запугивают и терроризируют сверстников. Отличаются негативным видением мира, учатся плохо и срывают злость на тех, кто слабее. При общей деструктивной позиции нередко добиваются успеха, так как умеют получить желаемое, и благодаря агрессивному поведению завоевывают определенный статус и ведущую роль в коллективе. Обидчик-жертва: иногда выступает в роли обидчика, а иногда в роли – жертвы. Он тиранит младших товарищей, не терпит издевательства старших. Иногда в школе он агрессор, а дома – пострадавший.
Психолог Д. Ольвеус отмечает, что в настоящее время учителя относят к категории «жертв» огромное количество детей, отличающихся замкнутостью, робостью и тревожностью. Отношения с товарищами наложат отпечаток на их дальнейшую жизнь. По данным Брайана Г. Джилмартина, около 88% нерешительных людей могут вспомнить многочисленные эпизоды травли, имевшие место в детстве и отрочестве. У личностей уверенных в себе, подобный опыт отсутствует. Жертва находится в подавленном настроении, не в состоянии думать ни о чем другом. Ребенок просыпается среди ночи, пытается найти решение, но ничего путного в голову не приходит. Он ищет убежища в несбыточных мечтах: подкараулить бы обидчиков за углом и избить бейсбольной битой, как в кино. В США, бывали случаи, когда изгой открывал стрельбу по своим палачам. Зачастую жертва испытывает признательность к мучителю всякий раз, когда тот дает ей передышку. Так зарождается извращенная благодарность угнетенного, поскольку отсутствие страданий воспринимается как подарок. Оценки ученика, подвергающегося травле, резко снижаются, он боится идти в школу, притворяется больным. Все это доставляет удовольствие его обидчикам, они чувствуют себя победителями. Они – сила. А вот жертва, находится в отчаянном положении.
И это только что касается школьного насилия, а ведь люди подвергаются травле и на работе, когда тот, в чьей власти запугать, лишить повышения, уволить, отравляет им жизнь, и это не менее ужасно.
Поскольку, одиночество жертвы настолько мучительно, то ни в коем случае нельзя оставаться с этими переживаниями в одиночку. Нужно обязательно найти человека/группу людей, с которыми вы могли бы обсудить данную проблему и найти пути выхода из сложившийся ситуации.
www.nina-semenova.ru
Материал подготовлен с использованием книги Х.А. Марина, «Анатомия страха».