blog Многозадачность и невроз. История одного клинического случая
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

Многозадачность и невроз. История одного клинического случая


Многозадачность и невроз. История одного клинического случая

В попытках стать «суперэффективными» люди выбирают модель одновременного выполнения ряда смежных дел / поручений / задач. Кажется, что грамотное распределение внимания на разные объекты, позволит получить более быстрые и ощутимые результаты в пределах очень ограниченного времени. Выглядит очень заманчиво, однако…

Именно такой логики придерживался один клиент, который обратился за психологической помощью для решения проблемы сниженной работоспособности, тревожного состояния, расстройства сна, потери физических сил (малая продуктивность) и повышенной утомляемости.

Человек работал чиновников в большом бюрократическом аппарате. По своим чертам он был очень ответственным и требовательным к себе человеком, а жесткость его воспитания в детстве создала благоприятную среду для развития гипертрофированной совестливости и жёстких установок о том, как следует поступать в той или иной ситуации.

Его беспокоили частые расстройства здоровья, из-за которых он приобрёл среди коллег и начальства репутацию «лодыря», который просто не хочет работать и поэтому отлынивает от выполнения своих должностных обязанностей.

Он говорил о своей проблеме предельно искренне и его сильно тревожил тот факт что через примерно три-четыре месяца у него происходи своеобразный психологический «срыв» (открывалось очередное заболевание) в связи с чем он не мог ходить на работу.

До этого времени день за днём с ним происходило примерно следующее: каждый день ему приходилось справляться с массой задач (он их воспринимал как проблемы), многие из которых не могли быть «закрыты» в тот же день и поэтому оставались незавершенными. Перед тем как ложиться спать он брал книгу и читал какой-нибудь фантастический рассказ, но спал плохо, поскольку частое обдумывание оставленных незавершенных ситуаций делали его сон поверхностным, часто прерывистым и на следующее утро он вставал с чувством неясной усталости.

Все это снижало его продуктивные возможности, и незаконченных дел становилось еще больше. Избыточное беспокойство по ночам, усиливающаяся усталость и дальнейшее сокращение полезной работоспособности образовали порочный круг, по которому он шёл до тех пор, пока проблемы с удержанием внимания и способности сосредоточиться не заставляли его вообще прекратить работу.

Когда он пришёл на первую сессию, он находился в состоянии физического и морального истощения; его работа, дела, сваленные в одну большую кучу (которая все время пополнялась), пугали и производили впечатление, что их ему не осилить, доводили его до полного бессилия; ему хотелось в прямом смысле кричать от отчаяния…

Решение его проблемы заключалось в реальном уменьшении количества задач, с которыми ему следовало взаимодействовать, и завершении насколько это было возможным числа дел в течение одного рабочего дня, сводя к минимуму соблазн что-то доделать «завтра». Перед сном ему следовало выкинуть из головы все незавершенные дела, в том числе «планы» по их реализации.

После того, как он открыл для себя, что суть его проблемы заключается в тиражировании незавершенных ситуаций, он научился решать проблемы, касающиеся работы, исключительно в рабочие часы, а не приниматься за новое дело или задание, не покончив со старым, и позволять себе отдыхать (для начала — думать о чем угодно ещё кроме работы) в свободные часы досуга.

Простое решение его ситуации потребовало все же серьёзной перестройки сложившихся привычек и преодоления собственного сопротивления изменениям. Это давалось для него совсем нелегко, что было вполне естественно, принимая во внимание сколько лет он ими пользовался без какой-либо ревизии эффективности. Однако освоение новых моделей действий, подкреплённое пониманием «что делать», «почему» и «зачем», оказали благоприятное влияние и первоначальная симптоматиках невротического состояния сошла на нет.

Восстановив собственное психологическое равновесие, он не только стал лучше работать (на чем он сделал первоначальный акцент при обращении), но и смог снова найти место для досуга и своих личных увлечений.

Автор материала: Сипягин Дмитрий, психолог-психотерапевт, кандидат психологических наук.



Дата публикации: 19 декабря 2024 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Щепеткова Екатерина Николаевна

Щепеткова Екатерина

Работаю в подходе когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), которая предполагает работу с...
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Громыко Ольга Александровна

Громыко Ольга

Психолог
Психолог Ефимова Анна Михайловна

Ефимова Анна

Дипломированный психолог, провокативный терапевт
Психолог Кычекова Анна Алексеевна

Кычекова Анна

Меня зовут Анна, и моя цель — помочь людям разобраться в своих внутренних состояниях,...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Тетерюу Екатерина Геннадьевна

Тетерюу Екатерина

Психолог-консультант




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍