blog
Автор: Конькова Майя Николаевна Все записи психолога (4)
Просмотров 819
Эмоциональные способности развивались со времен появления человека, но с практической точки зрения ученые сосредоточились на концепции эмоционального интеллекта только во второй половине двадцатого века.
Теория эмоционального интеллекта позволяет ответить на вопросы, связанные с успехом и жизненным благополучием человека, такие как:
· Почему одни люди более других способны достичь успеха в жизни?
· Почему люди, наделенные высочайшими интеллектуальными способностями, терпят в жизни неудачи, тогда как другие, менее одаренные, преуспевают?
· Возможно ли приобрести навыки преуспевающего человека путем целенаправленного обучения?
Эмоциональные возможности человека сегодня представляются намного шире когнитивных, что открывает область для новых исследований.
Десятилетия исследований эффективности психологического консультирования доказали, что люди могут менять свои привычки, настроение, поведение и имидж в целом.
Может ли человек развить свои способности и таланты? Серия долгосрочных исследований, проведенных в Weatherhead School of Management показала, что персональные компетенции можно целенаправленно развить, причем эти навыки, в отличие от теоретических знаний, не забываются быстро, а сохраняются на годы.
Одним из важных условий развития персональных способностей и эмоциональных компетенций является мотивация. Взрослый человек может научиться тому, что он считает нужным и полезным. Никакие технологии не заставят его запомнить и выполнить то, что он не хочет. Доказано, что большая часть изменений навыков и поведения человека намеренны.
Ведущие исследователи социального и эмоционального обучения Ричард Бояцис, Дениэл Гоулмен и Энни Макки разработали теорию развития персональных способностей. В соответствии с этой теорией, саморазвитие – это процесс намеренных изменений в направлении от «Реального Я» к «Идеальному Я». Это изменения персональных навыков, компетенций и свойств характера, которые человек сознательно планирует, знает, как именно их достичь и контролирует эти изменения.
Процесс развития персональных способностей состоит из пяти шагов:
´ Шаг 1. Каким я хочу быть? Идеальный «Я»
´ Шаг 2. Какой я? Реальный «Я»
´ Мои сильные стороны - совпадения с Идеалом
´ Мои недостатки – несоответствия Идеалу
´ Шаг 3. Программа обучения: развитие сильных сторон, устранение несоответствий
´ Шаг 4. Новое поведение, мысли, чувства – экспериментируем и практикуем
´ Шаг 5. Создание отношений, поддерживающих процесс изменений
Мы не можем полностью контролировать наше будущее, но мы можем создать большую часть того, что имеем. Мы можем сознательно сформировать свою личность и развить персональные способности: научиться понимать и контролировать свои эмоции и чувства, понимать других людей и управлять отношениями.
Схема процесса персонального развития, приведенная в статье, поможет вам увеличить эффективность обучения новым навыкам и развить персональные компетенции.
Источник: Consortium for Research on Emotional Intelligence in Organizations. Self Directed Learning www.eiconsortium.org