blog
Автор: Сухарева Марина Алексеевна Все записи психолога (13)
Просмотров 1741
Проективные методики подбора персонала основаны на том, что человек склонен проецировать, т.е переносить свой жизненный опыт и представление на интерпретацию(объяснение) действий других людей. Именно на этой закономерности основан целый ряд психодиагностических методик различного уровня сложности. Преимущество проективных методик главным образом, в том, что они гораздо в меньшей степени могут быть «просчитаны», меньше вероятность получения большого количества социально-желательных ответов.
Как правило, такие вопросы дают глубинное понимание мотивации сотрудника, его ценностей на тот или иной вопросы, модели успеха.
Методика основана на построении вопросов таким образом, что они предлагают кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого то персонажа.
ПРИМЕРЫ проективных вопросов:
-Что может побудить человека работать лучше?
-Почему люди стремятся делать карьеру?
-Каким должен быть хороший сотрудник, продавец?
-Из-за чего чаще всего случаются конфликты в коллективе, с клиентом?
Основные принципы задавания вопросов такого типа:
ü Вопросы задаются в быстром темпе и отвечающего просят дать первый ответ, пришедший в голову, или несколько различных вариантов ответов. Первое, что приходит в голову отвечающему, является значимым для него фактором.
ü Вопрос должен быть направлен на оценку других людей или их действий, что делает человека более раскованным и позволяет избежать социально-желательных или заведомо ложных ответов, которые кандидат дает, исходя из желания понравиться.
ü Форма вопроса должна быть открытой (т. е. вопрос начинается с вопросительного слова и предполагает развернутый ответ или объяснение).
ü Вопросы не должны задаваться подряд тематическими блоками (например, друг за другом несколько вопросов, раскрывающих мотивацию), так как это повышает вероятность попыток кандидата понять принцип интервью, «подстроиться» и дать социально-желательный ответ.
ü Желательно наличие смысловой связи проективных вопросов с предшествующим контекстом, так как в этом случае они звучат более естественно и не привлекают особого внимания кандидата (привлечение особого внимания к какому-то вопросу всегда снижает достоверность информации и повышает вероятность получения социально-желательного ответа).