kolonki
Что надо, чтобы быть хорошим режиссером? Помимо, конечно, таланта, специфических профессиональных знаний и понимания той идеи, которую человек хочет выразить.
Лично мне кажется, в этом деле наиболее важны две следующие базовые вещи:
1. четкий образ конечного результата и
2. добиться от людей точного его воплощения.
Не примерного, не подходящего более или менее, не «сойдет и так» – а именно такого результата, каким он был задуман. Никаких отклонений, компромиссов, уступок из-за слабости характера, неспособности настоять на своем или неумения управлять людьми. Иначе получится не его собственный фильм/спектакль/программа, а нечто совсем другое – непредсказуемое и нелюбимое.
Однако, при всем уважении, продукт режиссерского труда не более чем единичное произведение – искусства или неискусства, удачное, или не очень – это не жизненно важное явление, не сама жизнь.
При этом каждый из нас является режиссером собственной судьбы. И если задуматься глобально и всерьез, как часто мы в своей жизни соглашаемся на что-то не вполне нас устраивающее? Принимаем решения на основе не наших настоящих потребностей, а под давлением чьего-то настойчивого желания, обстоятельств и т.д.? И в мелочах, и в главном.
Например, покупка костюма, в котором мне неуютно, но сказали, что он мне идет… выбор супруга, который не пьет, не курит и вообще хороший человек – стерпится, слюбится… поездка не к вожделенному озеру в средней полосе, а на модный туристический курорт… скучная, пустая, зато престижная и хорошо оплачиваемая работа… Знакомо, не правда ли?
А ведь это не фильм, который посмотрят и забудут – это наша единственная и неповторимая жизнь. Разве не странно относится к ней так небрежно? Соглашаться на то, что нам не подходит или подходит с большой натяжкой? Делая себя несчастными, нереализованными, ненастоящими…
Самое главное – быть живым… Это необходимое условие. А все остальное можно варьировать.
(Виктория Токарева)
Часто приходится слышать о подобных компромиссах, что, мол, «делаю это ради (варианты: семьи, детей, близких)». И тут хочется поинтересоваться, а нужен ли им «несчастный, нереализованный, ненастоящий»: супруг, родитель, родственник, друг? Хорошо ли им с вами, приятно ли видеть вас в перманентно подавленном, недовольном, безрадостном состоянии? У Виктории Токаревой есть еще такая фраза: «От него исходило хроническое неудовольствие, как радиация от Чернобыльской АЭС». И разъедает оно не хуже радиации – и тело, и душу, и отношения.
Часто нам просто не хватает ассертивности*, чтобы отстоять собственное мнение, начиная с себя самого. Когда же внутри есть уверенность в своей правоте, четкое понимание своих истинных нужд и спокойная готовность следовать им, то и «кино» под названием «Наша жизнь» должен быть успешным.
* По определению Сью Бишоп, ассертивность означает утверждение себя, своей личности, когда мы умеем выражать свою позицию уверенно и твердо, не впадая в агрессию и не позволяя другим людям манипулировать собою.