kolonki Любимая русская забава – обидеться
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


ГЛАВНАЯ | КОЛОНКИ

Любимая русская забава – обидеться


Если вас подвели. К примеру,

§         партнеры не выполнили взятые на себя обязательства,

§         сотрудники не сделали того, что должны были,

§         будущие работодатели нарушили достигнутые накануне договоренности,

§         друг забыл о данном вам обещании...

То это про них или про вас?

Конечно, больно и обидно. Конечно, раздражение и злость. Конечно, они такие-сякие нехорошие, а я белый и пушистый, праведный и несчастный…

Самое естественное и вполне понятное человеческое желание в подобных случаях – это обвинить других и пожалеть себя. А заодно и обидеться на нерадивых окружающих. Но здесь кроется ряд опасностей.

Во-первых, в эмоциональном плане такие настроения разрушительны – вредны для здоровья, и нисколько не созидательны – никак не помогают нам разрешить создавшуюся ситуацию.

Во-вторых, так вы ставите себя в положение жертвы, добровольно предоставляя власть над собой тем самым «нехорошим» людям.

В-третьих, закрываете для себя информацию об истинных причинах случившегося, а также возможности собственного влияния на ситуацию. Иными словами, не найдя и не признав допущенных вами ошибок, вы рискуете бесконечно попадать в подобные обстоятельства, образно говоря, наступать на одни и те же грабли.

Так что, если подумать хорошенько и попробовать посмотреть на ситуацию несколько отстраненно и «сверху» – возможно, все не так однозначно? Может быть, дело не только и не столько в них, сколько в вас самих?

Есть такое правило социального позиционирования: никогда не рассказывайте другим о том, что с вами плохо поступили. Иначе люди будут думать, что с вами можно так поступать. И если копнуть глубже, то это отголоски животного в нас – в природе зверь, показавший свою слабость, обречен. Вспомним «Маугли» Редьярда Киплинга: «Акела промахнулся».

Вот именно – промахнулся! А почему промахнулся? Что повлияло – слабое зрение, неверный расчет, неучет потенциальных рисков, отсутствие контроля за всеми этапами процесса?.. Как вы, наверное, догадались, речь уже не об Акеле, а о нас с вами.

И если вас подвели партнеры, то, может быть, вы не проверили все необходимые документы? Сотрудник не выполнил задание – скорее всего, вы плохо поставили ему задачу, не проверили ее понимание исполнителем, плюс к этому не проконтролировали ход ее выполнения? Друг забыл позвонить – возможно, вы нечетко с ним договорились, не обсудили все нюансы?..

При этом возможно, вы еще и неверно себя позиционируете, имея вредную привычку невольно демонстрировать на публике имидж «жертвы»? Не проявляете должную твердость позиции в спорных вопросах, не отстаиваете собственные интересы, не показываете однозначно свое недовольство, когда их ущемляют?..

– На что жалуемся, больной?

– Доктор, я весь нервный, издёргался, не знаю... Лицо у меня, что ли, сильно интеллигентное? В подворотнях меня бьют, в транспорте хамят, из очереди выпихивают...

– Так, внимательно следим за молоточком глазами, не надо руками закрываться, не надо!

– Ой!..

– Просто не смог удержаться, извините...

(Анекдот) Улыбается


В довершение привожу отрывок из книги о Милтоне Эриксоне «Мой голос останется с вами». Это одна история из его преподавательской практики.

"Чистый лист

В психотерапии значительных результатов можно достичь очень-очень просто, даже если поставленная задача кажется трудновыполнимой. Однажды в наш медицинский колледж пришел новый декан. Он вызвал меня к себе в кабинет и сказал: «Я новый декан и привел с собой своего протеже. Я очень дорожу им, потому что это самый способный студент, каких только мне доводилось встречать. Он одарен в области патологии, которую понимает и чувствует. Он очень интересуется рентгеновскими снимками, но вот беда – он ненавидит всех психиатров. У него очень острый язык, и он будет нападать на вас со всех сторон при каждом удобном случае».

«Не беспокойтесь сказал я декану, – я управлюсь с ним».

«Ну, тогда вы будете первым, кто это сделает», – ответил декан.

И вот, в первый день занятий я представлялся студентам и сказал, что я не такой, как все профессора медики. Все остальные преподаватели колледжа считают, что их предмет самый важный. Но я совсем не похож на остальных.

Я так не думаю, как думают остальные. И все потому, что я точно знаю, что мой предмет – самый важный в колледже. Группа приняла это спокойно. Я продолжала «Тем, кто лишь немного интересуется психиатрией, я даю перечень литературы для дополнительного чтения из сорок названий. Для тех, кто значительно интересуется психиатрией, у меня есть список пятидесяти источников. Тем, кто по-настоящему интересуется психиатрией, я даю библиографию из шестидесяти названий, для самостоятельной работы».

Затем я попросил всех написать обзор по определенному разделу психиатрии и сдать мне эти работы в следующий понедельник,

В следующий понедельник этот самый студент, который ненавидел психиатрию, встал в очередь вместе со всеми. Каждый студент подавал мне свой обзор. Этот студент вручил мне чистый лист бумаги.

Я сказал: «Даже не читая вашу работу, я вижу, что вы сделали две ошибки: вы не поставили дату и не подписали ее. А по сему, принесите ее в следующий понедельник. И запомните – делать обзор темы следует так же, как вы рассматриваете рентгеновские снимки».

Я получил один из наиболее умно написанных обзоров, какой мне только доводилось читать в своей жизни.

А декан сказал: «Бога ради, расскажите, как вам удалось окрестить этого нехристя?» А ведь, я взял его исключительно на удивлении.

Эриксон, конечно, понял, что чистый лист бумаги является попыткой нанести ему оскорбление. Но, как он сам говорил: «Никогда не принимайте оскорбления». Однако, отказываясь рассматривать поведение студента, как оскорбительное, Эриксон застал его врасплох. Указав на «две ошибки», он сохранил свое положение авторитета. А указав студенту на аналогию между рентгеновскими снимками и обзором литературы, он воспользовался одним из главных принципов обучения – повышением заинтересованности и связыванием нового знания со старым. Приняв игру, в которой чистый лист бумаги был обзором литературы, он показал на практике действие принципа «присоединения к пациенту». Из следующего рассказа будет яснее, как это делается».





Добавить новый Комментарий

Психолог Бурлакова Ирина Валериевна

Бурлакова Ирина

Психолог-консультант. КПТ, панические атаки, страхи, фобии
Психолог Мельницына Анастасия Владимировна

Мельницына Анастасия

Клинический психолог. Нейропсихолог.
Психолог Крючкова Елена Николаевна

Крючкова Елена

Психолог-консультант, системный семейный терапевт, арт-терапевт, травматерапевт
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог. Помогаю раскрыть новый мир в себе и создать счастливые отношения.
Психолог Мульков Александр Юрьевич

Мульков Александр

Сертифицированный специалист Репарационной Психологии. Психолог, Кинезиолог
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍