articles
Социальная ситуация развития ребенка может создаваться и позитивно перестраиваться в совместной деятельности взрослого и ребенка в виде поэтапно изменяющихся форм сотрудничества. В условиях совместной деятельности ребенка и родителей и происходит переход на качественно новый уровень социального взаимодействия – сотворчество и соразвитие, что открывает возможность развития гармоничной, психологически устойчивой личности ребенка.
Совместная творческая деятельность детей и родителей способствует совершенствованию процесса формирования морально- нравственной сферы детей и улучшению внутрисемейных отношений, созданию благоприятного психологического климата.
Мы считаем, что можно содержательно и логично выстроить работу с родителями детей, подключать и других членов семьи, что позволит приобщить всю семью к совместной работе по формированию психологически устойчивой личности ребенка.
Планируя работу с семьями, мы ставили следующие задачи:
- содействие вербальному и невербальному общению родителя и ребенка;
- содействие формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями, изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону;
- формирование положительной нравственной самооценки ребенка, воспитание желания и готовности помогать другим людям;
- способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество;
- повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей;
- раскрытие потенциальных возможностей семьи в воспитании и развитии психологической устойчивости у детей.
Для решения этих задач привлекаются различные индивидуальные и групповые методы, рассчитанные как на взрослых, так и на детей. Одной из не традиционных и как показал практический опыт, эффективных форм сотрудничества с родителями , а так же активного взаимодействия взрослого и ребенка, по нашему мнению является осуществление семейного проекта «Сборник сказок о Доброте, Любви и Дружбе», созданный совместно детьми и родителями.
Мы начали с того, что разместили объявление, в котором попросили родителей сочинить вместе со своим ребенком сказку, о Добре, Любви или Дружбе, а так же проиллюстрировать свои сказки рисунками. Большинство семей с удовольствием откликнулись на наше предложение.
Следующим этапом работы является использование сказок для чтения детям, нравственные беседы по их содержанию, изготовление поделок и рисунков по мотивам прочитанного. Организация выставки поделок и рисунков, инсценировка сказок. Тексты сказок и последующая беседа с детьми по их содержанию могут быть успешно использованы родителями, неравнодушными к своим детям. Эта работа поможет укрепить связи на эмоциональном и вербальном уровне родителей с детьми, дать возможность поговорить с важных и значимых проблемах в непринужденной форме, соотнося свои чувства и мысли с чувствами и мыслями персонажей прочитанных сказок.
Эта форма работы содействует вербальному и невербальному общению родителей и ребенка, формирование положительной нравственной самооценки и ребенка, устойчивой положительной «Я-концепции», а так же раскрытию потенциальных возможностей семьи в воспитании и развитии моральной сферы у детей.
Почему мы выбрали именно эту форму работы - сказки?
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами показать окружающую жизнь, в самое короткое время показать, к чему приводит тот, или иной поступок героя, дает возможность за 10-15 минут примерить на себя и пережить чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность «переиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно- образовательной работы с детьми. Невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с характером самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания. Иными словами, с отсутствием или минимальным развитием эмоциональной децентрации. Воспитательная деятельность на основе работы со сказками способствует успешному формированию эмоциональной децентрации. Позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны.
Практический опыт работы показал, что все формы взаимодействия с родителями оказываются эффективными и дают желаемый результат, а сам процесс становится радостным и наполненным, лишь при планомерной, целенаправленной работе, при наличии общих целей, понимании их роли в жизни ребенка и его становлении.