articles
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Для того, что бы создать предпосылки, способствующие возникновению полноценной успешно функционирующей в современных условиях нравственной личности необходимо организовать соответствующим образом социальную педагогическую среду и саму жизнедеятельность ребенка. Это требует от воспитателей, родителей, всего окружения дошкольников определенных усилий с четким осознанием задач педагогической деятельности. Ребенок должен попасть в атмосферу с одной стороны, любви и принятия, получив возможности для личностного роста. С другой - быть внутренне готовым ко всем превратностям и сложностям жизни, к решению возникающих проблем ненасильственными способами. Такая готовность возникает путем использования форм и методов организации самой жизнедеятельности дошкольников на ненасильственной основе, то есть психологически безопасной, комфортной для всех участников образовательного процесса, но в первую очередь безопасной для ребенка образовательной среды дошкольного учреждения.
В рамках гуманистической психологии подчеркивается предоставление ребенку определенной свободы и независимости, являющихся условиями для самоактуализации личности. Отмечается, что индивид сам должен строить свой жизненный путь, приобретая способность при этом понимать и принимать других людей и самого себя. В силу этого воспитательный процесс должен быть ориентирован не столько на передачу подрастающему поколению общественно - исторического опыта, сколько на создание условий для личностного роста и развития, что в свою очередь будет способствовать и более нравственному, глубокому, продуманному, критическому усвоению знаний и формированию убеждений и навыков.
Однако как показывает практика, в большинстве случаев реальной целью учебно - воспитательного процесса является формирование функциональной социально - заданной человеческой единицы. Психологически безопасная, ненасильственная педагогическая позиция воспитателя по отношению к ребенку является первоочередным условием успешного формирования как нравственной сферы, так и полифункционального развития познавательной и личностной сферы дошкольника. В первую очередь его способности к рефлексивному и ответственному поведению, к произвольной регуляции своей познавательной и социальной активности. Особое значение приобретают готовность ребенка самостоятельно организовывать свою деятельность, проявлять инициативу, осваивать новые способы действия, действовать в ситуации неопределенности, что требует развития исследовательских, и коммуникативных способностей.
Объектом исследования являются процессы взаимодействия участников образования (дети, родители, педагоги, администрация).
Первым этапом нашей работы в этом направлении, являлся сбор так называемой фоновой информации. Мы использовали статистический анализ социальных и квалификационных показателей, включая анкетирование педагогов, администрации и родителей, собственные впечатления, мини-сочинения детей и родителей.
Дети совместно с воспитателями выполнили коллективные творческие работы «Мой дс – моя группа». Целью выполнения этих работ было выявление позиции воспитателя во взаимодействии с детьми, есть ли собственно совместная деятельность между детьми и педагогами.
Воспитателям разных групп было предложено вместе с детьми сделать работу на заданную тему в любом формате и любом материале на их выбор.
Результатом исследования явился феномен, в котором воспитатели старшего поколения были более ориентированны на конечный результат продуктивной деятельности (контроль качества выполнения макета, аккуратность, обучение детей новым навыкам, сроки исполнения и др.)
Воспитатели, которых можно назвать «молодые специалисты», были больше сориентированы в своей работе на личность ребенка, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности и творческий процесс. Качество исполнения продукта – коллективного рисунка на заданную тему не имело ведущего значения для воспитателей. Позиция педагогов состояла в создании условий для обеспечения свободы выбора, помощь в выборе правильных путей решения предложенных задач.
Взаимодействие воспитателя с детьми в этом случае можно охарактеризовать как наличие взаимодействия при заданности взрослым основного содержания, так же наличие продуктивного взаимодействия и совместной осмысленной деятельности воспитателя и ребенка, т.е. демократичные, личностно ориентированные способы взаимодействия с детьми.
На основе проведенного исследования были выделены «зоны риска», которые можно охарактеризовать следующим образом:
1. Большинство педагогов испытывают недостаток в психологических знаниях и технологиях необходимых для успешного взаимодействия как с детьми, так и остальными участниками образовательного процесса; нуждаются в проведении комплекса мероприятий направленных на формирование стрессоустойчивости и умения преодолевать эмоциональные перегрузки.
2. Воспитатели старшего поколения понимают свое назначение как трансляцию информации, формирование и контроль культурно закрепленных навыков интеллектуального труда и нравственного поведения. Воспитатель положительно оценивает себя, собственный стиль взаимодействия с детьми, однако реальное поведение педагога отличается авторитарностью и функционально - ролевой насыщенностью. Эта потеря ощущения взаимосвязи воспитателя и ребенка закрывает путь к развитию сознания, при чем как сознания ребенка, так и сознания педагога.
Все это может создать определенные «зоны напряжения» между разными участниками образовательной среды :
1. в диаде «воспитатель - ребенок» трудности в формировании психоэмоциональной и коммуникативной сфере ребенка;
2. в диаде «педагог- педагог» конфликтные ситуации между педагогами разных поколений, обусловленные различием педагогических позиций;
3. в диаде «педагог - родитель» трудности во взаимодействии с родителями детей.
Предотвратить возникновение «зон напряжения» по нашему мнению можно решив вопрос переориентации воспитателей и администрации детского сада с авторитарной позиции сопровождающейся функционально - ролевой насыщенностью на гуманную позицию, ориентированную на личность ребенка, поддержания его самоценности. Осуществив комплекс мероприятий направленных на вооружение воспитателей и специалистов необходимыми психологическими знаниями и технологиями позволяющими применить гуманистический подход в воспитательной работе с детьми, а так же успешное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, повышение общей стрессоустойчивости педагогов.