articles Воспитатель должен быть гуманным
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Воспитатель должен быть гуманным



 

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

 

Для того, что бы создать предпосылки, способствующие возникновению полноценной успешно функционирующей в современных условиях нравственной  личности  необходимо организовать соответствующим образом социальную педагогическую среду и саму жизнедеятельность ребенка. Это требует от воспитателей, родителей, всего окружения дошкольников определенных усилий с четким осознанием задач педагогической деятельности. Ребенок должен попасть в атмосферу с одной стороны,  любви и принятия, получив возможности для личностного роста. С другой - быть внутренне готовым ко всем превратностям и сложностям жизни, к решению возникающих проблем ненасильственными способами. Такая готовность возникает путем использования форм и методов организации самой жизнедеятельности дошкольников на ненасильственной основе, то есть психологически безопасной, комфортной для всех участников образовательного процесса, но в первую очередь безопасной для ребенка образовательной среды дошкольного учреждения.

 

В рамках гуманистической психологии подчеркивается предоставление ребенку определенной свободы и независимости, являющихся условиями для самоактуализации личности. Отмечается, что индивид сам должен строить свой жизненный путь, приобретая способность при этом понимать и принимать других людей и самого  себя.  В силу этого воспитательный процесс должен быть ориентирован не столько на передачу подрастающему поколению общественно - исторического опыта, сколько на создание условий для личностного роста и развития, что в свою очередь будет способствовать и более нравственному, глубокому, продуманному, критическому усвоению знаний и формированию убеждений и навыков.

 

Однако как показывает практика,  в большинстве случаев реальной целью учебно - воспитательного процесса является формирование функциональной социально - заданной человеческой единицы. Психологически безопасная, ненасильственная педагогическая позиция воспитателя по отношению к ребенку является первоочередным условием успешного формирования как нравственной сферы, так и полифункционального развития познавательной и личностной сферы дошкольника. В первую очередь его способности к  рефлексивному и ответственному поведению, к произвольной регуляции своей познавательной и социальной активности. Особое значение приобретают готовность ребенка самостоятельно организовывать свою деятельность, проявлять инициативу, осваивать новые способы действия, действовать в ситуации неопределенности, что требует развития исследовательских, и коммуникативных способностей.

 

Объектом исследования являются процессы взаимодействия участников образования (дети, родители, педагоги, администрация).

 

Первым этапом нашей работы в этом направлении, являлся сбор так называемой фоновой информации. Мы использовали статистический анализ социальных и квалификационных показателей, включая анкетирование педагогов, администрации и родителей,  собственные впечатления, мини-сочинения детей и родителей.

 

Дети совместно с  воспитателями выполнили коллективные творческие работы «Мой дс – моя группа». Целью выполнения этих работ  было выявление позиции воспитателя во взаимодействии с детьми, есть ли собственно совместная деятельность между детьми и педагогами.

 

Воспитателям разных групп было предложено вместе с детьми сделать работу на заданную тему в любом формате и любом материале на их выбор.

 

Результатом исследования явился феномен, в котором воспитатели старшего поколения были более ориентированны на конечный результат продуктивной деятельности (контроль качества выполнения макета, аккуратность, обучение детей новым навыкам, сроки исполнения и др.)

 

Воспитатели, которых можно назвать «молодые специалисты»,  были больше сориентированы  в своей работе на личность ребенка, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности и творческий процесс. Качество исполнения продукта – коллективного рисунка на заданную тему не имело ведущего значения для воспитателей. Позиция педагогов состояла в создании условий для обеспечения свободы выбора, помощь в выборе правильных путей решения предложенных задач.

 

Взаимодействие воспитателя с детьми в этом случае можно охарактеризовать как  наличие взаимодействия при заданности взрослым основного содержания, так же наличие продуктивного взаимодействия и совместной осмысленной деятельности воспитателя и ребенка, т.е. демократичные, личностно ориентированные способы взаимодействия с детьми.

 

На основе проведенного исследования были выделены «зоны риска», которые можно охарактеризовать следующим образом:

 

1. Большинство педагогов  испытывают недостаток в психологических знаниях и технологиях необходимых для успешного взаимодействия как с детьми, так и остальными участниками образовательного процесса; нуждаются в проведении комплекса мероприятий направленных на формирование стрессоустойчивости и умения преодолевать эмоциональные перегрузки.

 

2. Воспитатели старшего поколения понимают  свое назначение как трансляцию информации, формирование и контроль культурно закрепленных навыков интеллектуального труда и нравственного поведения. Воспитатель положительно оценивает себя, собственный стиль взаимодействия с детьми, однако реальное поведение педагога отличается авторитарностью и функционально - ролевой насыщенностью. Эта потеря ощущения взаимосвязи  воспитателя и ребенка закрывает путь к развитию сознания, при чем как сознания ребенка, так и сознания педагога.

 

Все это  может создать определенные «зоны напряжения» между разными участниками образовательной среды :

 

1. в диаде «воспитатель - ребенок» трудности в формировании психоэмоциональной и коммуникативной сфере ребенка;

 

2.  в диаде «педагог- педагог» конфликтные ситуации между педагогами разных поколений, обусловленные различием  педагогических позиций;

 

3.     в  диаде «педагог - родитель» трудности во взаимодействии с родителями детей.

 

Предотвратить возникновение  «зон  напряжения» по нашему мнению можно решив вопрос переориентации воспитателей и администрации детского сада с авторитарной позиции сопровождающейся функционально - ролевой насыщенностью на гуманную позицию, ориентированную на личность ребенка, поддержания его самоценности. Осуществив комплекс мероприятий направленных на вооружение воспитателей и специалистов необходимыми психологическими знаниями и технологиями позволяющими применить гуманистический подход в воспитательной работе с детьми, а так же  успешное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, повышение общей стрессоустойчивости педагогов.

 






Об авторе статьи

`
Финк Анна Валерьевна

Рейтинг психолога: 4 4

Финк Анна Валерьевна

Психолог. Гештальт терапевт.
Город: Москва
  •   Вопросы психологии
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Кризисы и травмы
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Сновидения
  •   Чувства и эмоции
  •   Внешность
  •   Здоровье


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

ТОП психологов
Психолог Панкратова Екатерина Сергеевна

Панкратова Екатерина

Психолог-консультант
Психолог Ахмедова Аида Ахмедовна

Ахмедова Аида

НЛП практик
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Богадевич Екатерина Леонидовна

Богадевич Екатерина

Клинический психолог, провожу индивидуальную терапию со взрослыми
Психолог Ракова Мария Владимировна

Ракова Мария

Дипломированный психолог, специализируюсь в когнитивно-поведенческом подходе, работаю со...
Психолог Ванюшина Инна Александровна

Ванюшина Инна

Клинический психолог, гештальт-терапевт. Специализация «Психосоматика женского здоровья»
Психолог Тарасова Татьяна Александровна

Тарасова Татьяна

Экзистенциальный психолог, групповой терапевт
Психолог Мальчушкина Екатерина Алексеевна

Мальчушкина Екатерина

Консультативный психолог, специализируюсь на семейной психологии




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍