articles Воспитатель должен быть гуманным
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Воспитатель должен быть гуманным



 

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

 

Для того, что бы создать предпосылки, способствующие возникновению полноценной успешно функционирующей в современных условиях нравственной  личности  необходимо организовать соответствующим образом социальную педагогическую среду и саму жизнедеятельность ребенка. Это требует от воспитателей, родителей, всего окружения дошкольников определенных усилий с четким осознанием задач педагогической деятельности. Ребенок должен попасть в атмосферу с одной стороны,  любви и принятия, получив возможности для личностного роста. С другой - быть внутренне готовым ко всем превратностям и сложностям жизни, к решению возникающих проблем ненасильственными способами. Такая готовность возникает путем использования форм и методов организации самой жизнедеятельности дошкольников на ненасильственной основе, то есть психологически безопасной, комфортной для всех участников образовательного процесса, но в первую очередь безопасной для ребенка образовательной среды дошкольного учреждения.

 

В рамках гуманистической психологии подчеркивается предоставление ребенку определенной свободы и независимости, являющихся условиями для самоактуализации личности. Отмечается, что индивид сам должен строить свой жизненный путь, приобретая способность при этом понимать и принимать других людей и самого  себя.  В силу этого воспитательный процесс должен быть ориентирован не столько на передачу подрастающему поколению общественно - исторического опыта, сколько на создание условий для личностного роста и развития, что в свою очередь будет способствовать и более нравственному, глубокому, продуманному, критическому усвоению знаний и формированию убеждений и навыков.

 

Однако как показывает практика,  в большинстве случаев реальной целью учебно - воспитательного процесса является формирование функциональной социально - заданной человеческой единицы. Психологически безопасная, ненасильственная педагогическая позиция воспитателя по отношению к ребенку является первоочередным условием успешного формирования как нравственной сферы, так и полифункционального развития познавательной и личностной сферы дошкольника. В первую очередь его способности к  рефлексивному и ответственному поведению, к произвольной регуляции своей познавательной и социальной активности. Особое значение приобретают готовность ребенка самостоятельно организовывать свою деятельность, проявлять инициативу, осваивать новые способы действия, действовать в ситуации неопределенности, что требует развития исследовательских, и коммуникативных способностей.

 

Объектом исследования являются процессы взаимодействия участников образования (дети, родители, педагоги, администрация).

 

Первым этапом нашей работы в этом направлении, являлся сбор так называемой фоновой информации. Мы использовали статистический анализ социальных и квалификационных показателей, включая анкетирование педагогов, администрации и родителей,  собственные впечатления, мини-сочинения детей и родителей.

 

Дети совместно с  воспитателями выполнили коллективные творческие работы «Мой дс – моя группа». Целью выполнения этих работ  было выявление позиции воспитателя во взаимодействии с детьми, есть ли собственно совместная деятельность между детьми и педагогами.

 

Воспитателям разных групп было предложено вместе с детьми сделать работу на заданную тему в любом формате и любом материале на их выбор.

 

Результатом исследования явился феномен, в котором воспитатели старшего поколения были более ориентированны на конечный результат продуктивной деятельности (контроль качества выполнения макета, аккуратность, обучение детей новым навыкам, сроки исполнения и др.)

 

Воспитатели, которых можно назвать «молодые специалисты»,  были больше сориентированы  в своей работе на личность ребенка, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности и творческий процесс. Качество исполнения продукта – коллективного рисунка на заданную тему не имело ведущего значения для воспитателей. Позиция педагогов состояла в создании условий для обеспечения свободы выбора, помощь в выборе правильных путей решения предложенных задач.

 

Взаимодействие воспитателя с детьми в этом случае можно охарактеризовать как  наличие взаимодействия при заданности взрослым основного содержания, так же наличие продуктивного взаимодействия и совместной осмысленной деятельности воспитателя и ребенка, т.е. демократичные, личностно ориентированные способы взаимодействия с детьми.

 

На основе проведенного исследования были выделены «зоны риска», которые можно охарактеризовать следующим образом:

 

1. Большинство педагогов  испытывают недостаток в психологических знаниях и технологиях необходимых для успешного взаимодействия как с детьми, так и остальными участниками образовательного процесса; нуждаются в проведении комплекса мероприятий направленных на формирование стрессоустойчивости и умения преодолевать эмоциональные перегрузки.

 

2. Воспитатели старшего поколения понимают  свое назначение как трансляцию информации, формирование и контроль культурно закрепленных навыков интеллектуального труда и нравственного поведения. Воспитатель положительно оценивает себя, собственный стиль взаимодействия с детьми, однако реальное поведение педагога отличается авторитарностью и функционально - ролевой насыщенностью. Эта потеря ощущения взаимосвязи  воспитателя и ребенка закрывает путь к развитию сознания, при чем как сознания ребенка, так и сознания педагога.

 

Все это  может создать определенные «зоны напряжения» между разными участниками образовательной среды :

 

1. в диаде «воспитатель - ребенок» трудности в формировании психоэмоциональной и коммуникативной сфере ребенка;

 

2.  в диаде «педагог- педагог» конфликтные ситуации между педагогами разных поколений, обусловленные различием  педагогических позиций;

 

3.     в  диаде «педагог - родитель» трудности во взаимодействии с родителями детей.

 

Предотвратить возникновение  «зон  напряжения» по нашему мнению можно решив вопрос переориентации воспитателей и администрации детского сада с авторитарной позиции сопровождающейся функционально - ролевой насыщенностью на гуманную позицию, ориентированную на личность ребенка, поддержания его самоценности. Осуществив комплекс мероприятий направленных на вооружение воспитателей и специалистов необходимыми психологическими знаниями и технологиями позволяющими применить гуманистический подход в воспитательной работе с детьми, а так же  успешное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, повышение общей стрессоустойчивости педагогов.

 






Об авторе статьи

`
Финк Анна Валерьевна

Рейтинг психолога: 3 3

Финк Анна Валерьевна

Психолог. Гештальт терапевт.
Город: Москва
  •   Вопросы психологии
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Кризисы и травмы
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Сновидения
  •   Чувства и эмоции
  •   Внешность
  •   Здоровье


Добавить новый Комментарий


ТОП психологов
Психолог Кудасова Ксения Викторовна
Консультация по Skype

Кудасова Ксения

когнитивно-поведенческая терапия неврозов, панических атак, навязчивых страхов и...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель Московской школы практической психологии...
Психолог Федотова Галина Дмитриевна
Консультация по Skype

Федотова Галина

Системный семейный психотерапевт, клинический психолог, эмоционально-фокусированный...
Психолог Сиротинцева Алина Андреевна
Консультация по Skype

Сиротинцева Алина

Сертифицированный психотерапевт в методе позитивная психотерапия




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍