blog
Автор: Машин Владислав Леонидович Все записи психолога (19)
Просмотров 993
Вопрос "Почему?" (если мы говорим о психологическом консультировании или терапии) отсылает нас к причинам, а с точки зрения аналитической философии любое событие может быть объяснено бесконечной регрессией причин... Задавая вопрос "Для чего?", можно получить гораздо более полезные ответы. А отвечая на вопрос "Почему?", можно дойти и до сотворения мира, только пользы от этого будет мало, ведь прошлое исправить нельзя, а изменить что-то можно только в настоящем. И понимая, что нам та или иная ситуация или наши действия дают, какие мы выгоды получаем в результате или какие несем потери, можно сделать реальные шаги по изменению.
А вот такой диалог у меня произошел по поводу моей заметки с коллегой:
Коллега: О какой пользе и чьей вы говорите? Человек, который исследует себя, путем ассоциаций дойдет только до того слоя причинности, который в настоящем вызывает у него боль и страдание. И будет с этим работать и с теми выгодами, которыми оброс в связи с этой причиной.Поэтому вопросы и Почему? и Для чего ? разные . Сравнивать их полезность для себя может видимо только исследующий себя человек.
Я: Я имею ввиду пользу от вопроса "Для чего?", которые адресует нас к настоящему положению дел, с которым реально что-то можно делать, в отличие от прошлого, в котором ничего исправить нельзя. Пожалуйста, задайте этот вопрос о пользе как-то по-другому. Я не очень вас здесь понимаю.
Поскольку блог мой, я имею ввиду прежде всего свою пользу, но надеюсь (так как я все же похож на других людей), что мои взгляды могут быть полезны и другим.
Вы не дождались здесь моего ответа и, вроде, стали за меня отвечать. Человек может и не дойти, а может и дойти. Я лично могу дойти и до более глубоких слоев, не во всех случаях, правда.
А вот это уже, мне кажется, немного фантастический сценарий. Много ли вы видели людей, которые не имеют клиентского опыта и думают такими категориями? Согласен,что люди знакомые с терапией могут действовать именно так.
Моя заметка больше направлена на тех, кто клиентского опыта не имеет. Я не написал этого в самой заметке, согласен.
И вопрос про причины не дает нам повода обратиться к выгодам.
Конечно разные, только вопросом "Почему?" по моим наблюдениям задаются гораздо чаще и я не особо много видел примеров, когда это приводило к изменениям.
Заметкой хотел показать, что кроме поиска причины, можно еще посмотреть и на последствия, что может быть более полезным для изменения ситуации
Видимо, каждый из нас имел ввиду себя, когда писал свой текст )