articles Арттерапия. Загадочное лечение.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Арттерапия. Загадочное лечение.



Если о психотерапии есть какие-то представления, то о том, что такое арттерапия даже у психологов нет единомыслия

Арттерапия - одно из самых загадочных направлений психотерапии. И если о психотерапии еще есть какие-то представления (обычно, это навеянный западным кинематографом арсенал из кушетки, портрета доктора Фрейда и дефективного психиатра или наши мечты о волшебном слове колдуна-ведуна и чудесном исцелении пред светлыми очами доктора Курпатова), то о том, что же такое арттерапия даже у психологов нет единомыслия.

Арт - искусство, терапия - лечение. То есть, лечение посредством искусства. Вроде ничего нового, целительная сила искусства известна издревле. Во всех сакральных и целительских обрядах есть магия искусства.

Есть она и в хороводах, и в шаманских плясках, в бразильских карнавалах, в праздниках рождества и масленицы, в церковных хорах, в песнях муэдзина, в тибетских мандалах, в православных иконах, в древнегреческом театре, и даже в сеансах пресловутых экстрасенсов: целительный заряд искусства не только в многократно описанном катарсисе, но и в совместном действие, творческом или сотворческом, когда каждый участник - творец. И не так важно, актер ты или зритель, писатель или читатель, художник или созерцатель. Наверное, арттерапия больше всего напоминает народное искусство, когда результатом является процесс, акт творения и самовыражения и чувства.

Листая литературу по арттерапии, вы встретите разные названия этого направления, где <искусство является терапевтическим фактором> (см. <Психотерапевтическая энциклопедия> под ред Карвасарского Б.Д.):

Экспрессивная терапия

Креативная терапия

Терапия творческим самовыражением

Интермодальная арттерапия

Артсинтезтерапия.


В этих названиях акцент делается на творчестве и самовыражении, как основных механизмах Арттерапии. Кроме того, часто подразумевается что искусством являются как непосредственно <арт> - искусство визуального ряда - рисунок, живопись, коллаж, мозаика, инсталляции, куклы, грим, боди-арт, маски, (ведь , это художник), так и иные искусства, такие как: театр породивший - драматерапию, литература - библиотерапию, танцы - танцевальную терапию, музыка - музыкотерапию. Несомненно, вы встретитесь со сказкотерапией, с маскотерапией, с куклотерапией. Появилась литература по этнотерапии, терапевтическим потенциалом которой является доступ к древним архетипическим образам праздника жизни и смерти. Таким как праздники рождества, весны, зимы, обряды любви и смерти, как карнавалы и вакханалии, как новогодние елки и ночи на Ивана Купала. *Любое искусство психотерапевтично по своей сути, поскольку оно представляет собой такой способ познания действительности, при котором человек оказывается в роли творца, создателя, а значит - способен изменить все, что захочет. Можно придумать счастливое окончание грустной истории - и понять, что хочешь. Можно из драмы сделать комедию и посмеяться над тем, что было страшно. Можно найти мелодию, которая будет плакать с вами, о том, что нельзя вернуть. Можно неожиданно, в толстой книге, прочитать пару фраз, которые изменят жизнь. А можно написать самому новую историю своей жизни.

Понятно, что любые наши затруднения болезненны для нас лишь потому, что мы, как нам кажется, не способны найти выход из них. Но выход есть из любой ситуации. Просто когда нам плохо, мы его не видим. И очень важно, даже когда очень плохо, сохранить способность к творчеству, то есть привычку глядеть на привычные вещи каким-нибудь совершенно необычным способом и делать то, что лежит за пределами повседневного опыта. А уж чего необычнее для взрослого серьезного дяди или тети, чем сесть и нарисовать «Свое настроение» или написать «повесть о ненастоящем человеке», или рассказать сказку о дурацком поступке, коварном злодее и мудреце, спешащим на помощь. И получить удовольствие не от результата, выраженного в звонкой монете, а от процесса - рисования, сочинения, то есть, по сути, от Игры в иную возможность. Игры, в процессе, которой вдруг понимаешь, что знающий мудрец, художник с палитрой всех красок Света, писатель жизни - всегда с тобой. И чем чаще ты рисуешь, пишешь, поешь, танцуешь, читаешь, играешь, сочиняешь, тем легче они приходят к тебе. И помогают творить. А кроме того, у искусства есть еще и свой язык. Это язык не слов, а язык образов. А язык образов более древний, чем язык слов, так как это язык на котором «говорит» наше бессознательное, это язык снов и фантазий, страхов и грез. И именно в нем, нашем бессознательном, таятся грандиозные ресурсы человека.

Мы переводим на язык слов улыбку Моны Лизы, загадку Идиота, причуды Мастера, мы рассказываем своими словами стихи Лермонтова и Гумилева, музыку Моцарта и извлекаем из Гармонии алгебру. Но если слова попало в Гармонию с Истиной, пусть только твоей, произойдет чудо, чудо расширения сознания. Наверное, мы, творя, не создадим шедевров, но, создавая <свое>, мы получим доступ к ресурсам нашей души. А переводя на привычный язык слов язык своей души, мы, конечно, упростим и переведем на язык алгебры наши чувства. Но упростить - это значит понять, а обозначить, дать имя - значит получить власть над тем, что назвал. Над своим чувством, над своим страхом, над своей бедой. Именно так считали наши мудрые предки. А психологи говорят: расширить зону осознавания и получить доступ к вытесняемым, теневым аспектам психики. То есть, воплотив свои страхи, беды, радости в образы на бумаге, в глине, в музыке, в танце, и найдя верное слово - дав название, мы получим ключ к неиспользованным ресурсам нашей души и мы станем сильнее, способнее, мудрее, мы увидим новые возможности.

Так что же такое арттерапия - наука, искусство или магия?

Начать можно с того, что, в отличие от других психотерапевтических направлений, арттерапия не имеет своего собственного и специфического взгляда на то, что же такое человеческая личность и каким образом создаются у этой личности разнообразные проблемы. ( Правда, сейчас в литературе можно встретить и психоаналитическую арттерапию, и психодинамическую арттерапию, и гуманистическую, и трансперсональную, то есть есть теория личности, которую <арт> обслуживает. При этом, арттерапия - это психотерапевтическое направление, которое характеризуется скорее не научной теорией, а спецификой методов работы с клиентом и механизмами их действия.

И самое интересное состоит в том, что именно в арттерапии наиболее прямо и неизбежно формулируется краеугольный вопрос: а что такое психотерапия вообще арттерапия в частности? Что это - наука, искусство или магия?

Увы, не наука в строгом понимании слова. Так как наука способна иметь дело только с повторяющимися явлениями, законами и пока не будет найден материальный субстрат души и не дано строгое научное определение таких понятий как <душа, душевная энергия и др.>, психотерапии быть наукой не грозит. Хотя накоплен большой опыт. И используя его, можно получать результаты.

Наверно, ближе всего психотерапия искусству. Но, с другой стороны, это не искусство, поскольку любое искусство - это в первую очередь Искусство, а не ремесло. Психотерапии же - учатся (правда не все становятся психотерапевтами, но это уже другой вопрос.) Кроме того, произведение искусства создается исключительно в интересах создающего, средствами его души. Творец озабочен в первую очередь своим самовыражением, а уже потом счастьем человечества. И при чем тут клиент? Как и все человечество, он может читать, смотреть, слушать шедевры мирового Искусства. Это целительно и прекрасно. Но при чем тут терапевт?

Хотя для клиента очень важно, чтобы терапевт был искусен в своем ремесле, чтобы имел доступ к своей креативности и был готов к сотворчесту. Еще, конечно, хорошо бы чтобы терапевт был культурен. И отличал Гоголя от Гегеля, Мане от Моне. А вот исследованием магии занимался великий ученый Фрэзер, заметьте, в соответствии со строго научным подходом. И вот он-то и сформулировал два основных принципа так называемого магического мышления, то есть мышления, делающего возможным веру в могущество магических ритуалов.

Согласно первому из них - закону подобия, подобное производит подобное или следствие похоже на причину. Исходя из него, маг предполагает, что может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. Ритуальный шаманский танец, изображающий удачную охоту делает возможной добычу, удар в сердце восковой фигурки, принесет смерть тому, чье имя начертано на ней.

Второй принцип - принцип заражения гласит: вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта.

Руководствуясь им, маг воздействует на вещь, того, на кого он хочет оказать воздействие сжигает платок и хозяин платка заболевает, поливает любовным напитком - и хозяин платка влюбляется.

Так и психотерапевты, в арсенале которых есть только слово, тело и дело для взаимодействия с Душой заказчика, работают в метафорическом поле проблемы, которая проявляется в словах клиента, в его теле, в его поступках.

Ласка матери - метафора ее любви к ребенку. Не умеет ласкать - не умеет любить. Бихевиаристы учать ласкать. Телесники учат любить. Когнитивисты учат понимать, что такое любовь и ласка, гуманисты сочувствуют,гештальтисты - драматизируют.

Арттерапевты - работают с образами воплощенными в метафорическом поле - рисунка, танца, стихотворения. С использованием этих магических, а по сути, психотерапевтичеких принципов.

То есть, в процессе арттерапевтической работы с клиентом в альянс "клиент - психотерапевт", включается произведение искусства, созданное клиентом. И при этом абсолютно неважно, умеет ли клиент рисовать, лепить, сочинять сказки или танцевать. Даже если он ничего этого делать не умеет, он вполне способен создать свое собственное Произведение. Пусть не совсем искусства. Ему нужно только забыть, что он не умеет: рисовать, лепить, танцевать и пр. И совсем не обязательно потом искать музей для сего творения. Важнее, что человек сумел выразить то, что обнаружил у себя в душе.

Конечно, создать условия, в которых клиент захочет раскрываться и творить, наверное, самое важное. Ведь задания, которые клиент может получать от арттерапевта могут казаться не просто нелепыми, а идиотскими. Например, задания нарисовать, слепить, спеть или станцевать свой собственный страх, себя, какого ты не знаешь, свою беду или победу и много еще чего. И даже если, клиент не сомневается в психическом статусе врача, тревога о своих художественных возможностях будет присутствовать до тех пор, пока не поверит - важнее другое.

И сотворив, человек начинает понимать, что обладает, куда большими возможностями, чем привык предполагать. Разрешив себе не следовать правилам, не соответствовать эстетическим критериям, внешним оценкам, не боясь <потерять лицо>, разрешив себе быть естественным и свободным от оценок, человек получает доступ к своему естеству, внутреннему ресурсу. Он осваивает язык души, язык чувств. Подобно ребенку, он начинает исследовать мир, играя. С правом не уметь, не знать, не соответствовать. И при этом оставаясь творцом. Пусть не шедевров, но всегда нового опыта. А именно:

Опыт 1. Проблему - страх, неуверенность, болезнь, смерть и т.д.можно нарисовать слепить, описать и пр. и тогда приходит понимание - "Моя проблема отделима от меня. Я не есть моя проблема - значит, я могу жить и без нее!".

Опыт 2. "Оказывается, я могу делать то, о чем никогда и не подозревал!!!".

Опыт 3. "Значит, и для решения моей проблемы я могу прибегнуть к совершенно новым способам действия".

А магия заключается в следующем:

В процессе арттерапии клиент создает во внешнем пространстве некое произведение, отображающее в метафорической форме какое-то его, клиента,внутреннее содержание, что является воплощением первого принципа магического мышления - "следствие похоже на причину".

И далее трансформации в этом метафорическом поле, где неуверенность может стать деликатностью, агрессия - смелостью, беда обернуться победой, а страх породит смелость - ведь на листе бумаги, в куске глины, в сказке все возможно - смогут стать реализацией второго принципа магии - принципа заражения. То есть трансформация в метафорическом поле может инициировать изменения сначала в душевной жизни клиента, а затем и в иных сферах его жизни. Если конечно он вкладывал душу в свое произведение, то есть если следствие похоже на причину, то заражение возможно.

И еще, то что делает арттерапию наиболее безопасным способом взаимодействия с психотерапевтами ( а они, если верить кинематографу люди странные, непростые, чем не ведьмаки и ведьмочки или дефективные психиатры да глумливые психоаналитики и прочая), в арте клиент наиболее защищен от психотерапевта.

Ведь все происходит на листе бумаги, в куске глины, а не на кушетке. А что же магия? Да кто ее знает, ведь не наука.
Источник: http://www.psyinst.ru






Какая разница?.. |
Очень много лет не рисовала. В настоящее время в процессе работы с психологом неожиданно начала зарисовывать приходящие образы (по своей инициативе) - обыкновенным простым карандашом. Никогда не думала, что линия вновь будет так подвластна мне; но еще более удивительным оказалось то, что все эти изображения можно объяснить; более того, если бы я должна была все это выражать словами, я вряд ли подобралась бы к этим болезненным очагам внутри себя. Рисунок - это прорыв от чувства к слову через определенный образ.

Добавить новый Комментарий


Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог про отношения, супервизор
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍