articles БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА – ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА – ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА



БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА –  ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Работу психологических служб можно рассматривать в двух основных направлениях – это, безусловно, оказание психологической помощи населению и, второе, но не менее важное, – это психологическое сопровождение деятельности самих психологов, их психологическая подготовка, поддержание, коррекция и восстановление их психического здоровья, которое всегда находится под напряжением в связи с выполнением ими своих профессиональных обязанностей. Этим целям полностью отвечает балинтовская группа – группа профессионального развития, самопознания, коллегиальной поддержки и защиты от эмоционального выгорания.

 Что же такое балинтовская групповая работа?

 Это метод, разработанный известным психоаналитиком М.Балинтом в  50-х годах прошлого века, который получил широкое признание во многих странах мира и стал неотъемлемым этапом в профессионализации специалистов помогающих профессий. Балинтовская группа – это эффективный тренинг, направленный на понимание чувств и аффектов, связанных с переносом и контрпереносом – ментальными процессами, которые обязательно присутствуют в любой психотерапии.. С точки зрения глубинной психологии, восприятие переноса и контрпереноса играет центральную роль в психотерапевтическом процессе. Контролируемое обращение со своим контрпереносом позволяет собственному бессознательному стать инструментом для понимания бессознательного другого. В коммуникации с клиентом важно научиться замечать свои телесные реакции, понимать собственные чувства и стараться дешифровать их. Работа в балинтовской группе позволяет сделать видимыми и ощутимыми скрытые эмоции, защитные фантазии, новые точки зрения на отношения, сделать неосознанное осознанным, расширить горизонт понимания, выйти из тупика отношений.

 Что может сделать Балинтовская группа?

Она даёт возможность отрефлексировать свою работу.

Она помогает найти выход для тревог и фрустрации, вызванных работой с клиентами.

Она способствует пробуждению интереса к клиенту, который ранее воспринимался, к примеру, как огорчающий, раздражающий или «трудный».

Группа обеспечивает поддержку специалисту и улучшает его коммуникацию с клиентом. В результате специалист получает большее удовлетворение от своей работы, а клиент – ощущение, что о нем заботятся.

Балинтовская работа способствует изменению внутренней позиции и установок.   Участник группы, который представляет свой случай, научается лучше осознавать свои реакции, ранее не осознанные модели поведения, его восприятие расширяется, и он по-другому переживает и формирует отношения. Уже при следующей встречи с клиентом специалист, представлявший случай, сможет понять, что что-то изменилось посредством работы группы. Обогатившись новыми взглядами, он будет воспринимать клиента по-другому, и клиент будет воспринимать его по-другому по причине изменившегося поведения своего терапевта.

Правила работы балинтовской группы

Оптимальное число участников балинтовской группы – 8-12 человек. Группа может собираться 1 раз в неделю, 1 раз в две недели или 1 раз в месяц на 2-4 ак.часа. Как правило, на рассмотрение одного случая уходит 2 ак.часа или чуть меньше.

Сначала участники группы слушают докладчика, не задавая вопросов с тем, чтобы рассказ был закончен в завершенной форме. Референт (так называют участника, который представляет случай) не использует никакие записи, рассказывает все по памяти. Такой вид доклада позволяет прийти к аффективной ноте. Очень важно также обращать внимание на то, что оказалось упущено в рассказе референта: о чем он не упомянул, какие важные факты забыл или коснулся лишь вскользь.

Далее по решению руководителя группа может задать вопросы референту, касающиеся фактической стороны дела.   Затем референта просят символически выдвинуться за предела круга, чтобы сменить позицию участника группы на позицию наблюдателя и наблюдать  за тем, что происходит в группе и с группой. Руководитель предлагает участникам группы погрузиться в свои переживания, прислушаться к ним, а затем выразить их в свободной форме в виде чувств, ощущений, ассоциаций, фантазий

Референт, не вмешиваясь, слушает групповую дискуссию и получает впечатление от нее, о том, какие чувства, мысли, ассоциации вызвал его доклад. Что-то его может удивить, что-то показаться отчужденным или он может даже захотеть выразить протест против высказываний коллег. Он может почувствовать себя непонятым, возможно, несколько отстраненным, испытывать вину или переживать ярость и отчаяние. Все это может быть отнесено к «параллельному процессу», как назвал этот феномен Балинт, когда референт начинает испытывать то, что, возможно, принадлежат чувствам пациента. Во время группового процесса члены группы принимают различные точки зрения: точку зрения пациента, референта, учреждения, семьи пациента и т.д. Возникает комплексная картина ситуации.

          По окончании дискуссии референт получает возможность описать свои впечатления и эмоции во время заседания. Палитра мнений, озвученных группой, дает возможность референту увидеть картину целостно, обогатить свои впечатления и углубить понимание того, что происходит в терапии этого клиента. Таким образом, можно смело сказать, что балинтовская группа содержит аспект супервизии, только эта супервизия носит особый характер: она проводится на языке чувств, теоретизирование не приветствуется. Кстати, благодаря этому группа может быть полимодальной, где представители разных психотерапевтических направлений говорят на одном понятном всем языке.

           Балинтовская группа – это также группа самопознания, поскольку участники побуждаются к наблюдению и рефлексии своего поведения, своих реакций и чувств.

У балинтовской группы есть еще одно замечательное качество, благодаря которому в ней очень комфортно работать, - референт находится в защищенной позиции. Агрессия в группе не поощряется, а когда она появляется, то тут же становится объектом  для рефлексии. Также в группе запрещена критика любого рода, и по этой же причине не приветствуются советы референту, поскольку они косвенно подразумевают критичное отношение к его работе.

Подводя итоги, хочется сказать еще раз о том, что же дает специалисту балинтовская работа. Во-первых, это тренинг по оттачиванию  профессиональных качеств психотерапевта, в процессе которого специалист получает эмоциональную поддержку от коллег. Эта поддержка защищает его от выгорания. Во-вторых, это супервизия  отношений с клиентом – области, во многом  определяющей успех терапии. И в-третьих, это непрерывный процесс самопознания, а значит, укрепления своей идентичности.

Иванова Елена Юрьевна - сертифицированный руководитель балинтовских групп

ivey2007@yandex.ru

8-925-585-33-39






Об авторе статьи

`
Иванова Елена Юрьевна

Рейтинг психолога: 5 5

Иванова Елена Юрьевна

Сертифицированный психоаналитический психотерапевт, клинический психолог, руководитель балинтовских групп. Работаю со взрослыми людьми и подростками, провожу группы профессионального развития для психотерапевтов, психологов-консультантов, педагогов...
Город: Москва
  •   Кризисы и травмы
  •   Депрессия
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Дети
  •   Сновидения
  •   Страхи и фобии
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог про отношения, супервизор
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍