articles
Человек в интернете
Мадатова Эстелла Эрнестовна
Магистр факультета управления и психологии 1 курс Кубанского государственного университета
Россия г. Краснодар
АННОТАЦИЯ
Цель выявление факторов, оказывающих влияние на самоидентификацию личности ,установление достоверности гипотезы о гендерном неравенстве в интернете.
Методика исследования : методика Кимберли Янг о выявлении интернет зависимости, интервью, наблюдение
Результат выявлено количественное соотношение ,показывающее влияние интернета на психику и сознание людей. Также наблюдается существенное влияние интернет кумиров на неокрепшую психику молодых людей, не имеющих субъектной позиции в жизненном пути.
Выводы
На основе полученных данных может быть сконструирована информационно - содержательная модель ,в которой :
1. Молодые люди не готовы отказаться от использования интернета ,осознавая , что подобное поведение не дает им жить полноценной жизнью,
2. Примечательно ,что понимая свою проблему интернет зависимые пытаются ее скрыть.
3. Выявлено, что в интернет люди «идут» от недостатка эмоций в реальной жизни, где интернет = эмоции (одобрение, адреналин, романтические чувства)
4. В ходе проведенного исследования гипотеза не подтверждается т.к в интернет сфере нет гендерного неравенства.
Ключевые слова влияние интернета на самоидентичность гендерное неравенство в интернет сфере, интернет зависимые студенты
Не для кого не секрет, что интернет стал частью нашей жизни. Он упрощает решение наших проблем и кажется что жизнь без него невозможна. Но так ли это? По результатам исследования интернет все же оказывает влияние на психику каждого человека. Процедура взаимодействия в интернете способствует созданию определенных, похожих между собой и друг другом, паттернов поведения у пользователей сети. «Поскольку технологии развиваются гораздо быстрее, чем человеческое сознание, нашей естественной способности обрабатывать информацию, скорее всего, в недалеком будущем станет недостаточно для того, чтобы мы могли ориентироваться в потоке перемен и возможностей, характерном для современной жизни».
Первое что дает интернет- ощущение безопасности - не нужно беспокоиться о чем - либо т.к. в интернете твоя личность может быть не раскрыта - это во многом развязывает руки;
Во вторых интернет дает нам эмоции в случае, если в реальной жизни этих эмоций нет или их хватает;
Проблема современного общества - проблема одиночества среди людей. Существует сложность в налаживании контактов и дальнейшем с ними взаимодействии. Во многом на это уже повлиял интернет, но об этом немного позже.
С научной точки зрения актуальность моей статьи характеризует концепция Т. Рибо о теории внимания - интенсивность и продолжительность внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.
Интернет дает нам эмоции, которых мы не можем испытать в реальной жизни по ряду причин. Существует большое количество приложений - игр симуляторов отношений, дружбы , интернет чаты - это иллюзия любви и поддержки со стороны значимого человека. Человек играющий в эту интернет игру начинает зависеть от данного приложения и проводит в нем большое количество времени буквально живет в этом искусственно созданном мире. Такая современная тенденция становится все более актуальной. Охват аудитории у таких интернет - игр превышает 10 миллионов человек .Интернет дает ощущение то ты не один интернет игры способны вызвать эмоции: любви, страха, злости, любопытства. Детально прорисованный интерьер игры вымышленный мир (текстуры) после долгого отсутствия в игре по словам опытных игроков дают чувство ностальгии, «будто ты только вернулся домой.»
Люди также пользуются интернетом для поднятия своей самооценки - такие приложения как Инстаграм и Вконтакте где есть возможность поставить и получить оценку за свое фото, побуждает человека быть зависимым от мнения большинства людей, жить и совершать поступки например сделать селфи с опасного места ради получения лайка . Наблюдаются также случаи интернет подражания - человек находит себе кумира и полностью копирует его поступки, манеру говорить и одеваться , образ мышления в своей жизни. Особенно это может проявляться в семье ,в которой нет явного лидера и также у людей без субъектного подхода к собственной жизни.
Интернет также формирует наше мышление. Большое количество людей на каком - либо новостном канале игре и т. д. поддерживают одну идеологию и любят одинаковых кумиров. Он также формирует и наше восприятие наши установки во многом особенно у молодого поколения. Здесь необходимо сослаться на Д. М . Узнадзе и рассказать о его теории установки. Согласно данной концепции наша установка имеет большое значение в плане категории восприятия предмета или события. Можно заранее «программировать» восприятие человека касаемо предмета ,события и т.п.
В ходе проведения мною эмпирической части работы было опрошено 60 студентов ИНСПО КубГу в возрасте от 17 до 20 лет. Методиками исследования послужили : наблюдение ,интервью и анкета Кимберли Янг о выявлении интернет зависимости, благодаря которой удалось выяснить, что
Диаграмма 1 Количественный показатель
Для обоснования защиты своего утверждения о зависимости от интернета молодежи привожу утверждения и реакцию на них опрошенных:
1. Неготовность отказаться от испытываемого в результате аддиктивного поведения удовольствия,
Согласилось 55 человек
2. Несогласие с квалификацией собственного поведения как заболевания, отказ от помощи,
Согласилось 60 человек
3. пренебрежение ранее существенными моментами в жизни, разрушение в результате такого поведения отношений со значимыми людьми,
30 человек нашли в этом критерии свою ситуацию
4. Неприятие критики своего поведения, защиту от критики и возникновение чувства вины и беспокойства,
30 человек из шестидесяти соответствуют данному тезису
5. Желание скрыть аддиктивное поведение,
6. Безуспешность попыток самостоятельно отказаться от зависимости,
Попыток отказаться от интернет ресурсов - 0.
7. Часто - наличие других глубинных потребностей, которые лишь маскируются под конкретную аддикцию.
3 человека
Удивителен тот факт ,который также удалось выяснить, что люди семейного плана и зрелого возраста - 32 года также ,как и молодежь подвержены интернет зависимости - женщины и мужчины. Вследствие приходим к утверждению, что сфера интернета уравнивает людей им пользующихся. Интернет создает различные хронотопы в этих играх заставляя игроков ждать новых сюжетов и серий игр ,ждать вознаграждения и подчинять свой день сигналу будильника для получения вознаграждения. Это современный пример теории Ухтомского о формирования доминанты и хронотопа у людей, как молодого возраста так и зрелого. Для интернета нет разница в возрасте пользователя.
Гендерная зависимость от интернета
Обосновывая вывод сделанный в ходе проведенного исследования должна сказать ,что наши зеркальные нейроны взаимодействуют между другими зеркальными нейронами при взаимодействии в интернет сфере между людьми, создавая при этом одинаковые паттерны мышления.
В заключение ,считаю необходимым добавить ,что в интернет сфере наблюдается не гендерное неравенство, а наоборот гендерная «похожесть» между людьми. И мужчины и женщины могут проявлять одинаковые интересы в социальных сетях и в онлайн играх. На примере проведенного исследования был сделан вывод об этой «похожести» мужчин и женщин, где мужчины могут демонстрировать такое поведение в цифровом пространстве ,как и женщины, оборачиваясь на 60 лет назад ,еще до появления интернет пространства трудно было себе это представить.
Также интернет имеет и положительные стороны аспекты - например возможность дистанционного обучения, возможность посещения музеев выставок чтения литературы бесплатно и т д. Зависит от того какой выбор делает сам человек. Интернет дает помощь в реальной жизни но также может и заменить реальную жизнь собой полноценно.
Список литературы :
1. Кимберли Янг «Пойманные в Сеть»
2. Границы «Я» и Онлайн-реальности: влияние цифровых реалий// под ред. Джейн Гакенбах, Джонатана Боуна
3. Чалдини Роберт «Психология влияния».С.320.1975г.
4. Chen Y., Peng S.S. University students` Internet use and its relationships with academic performance, interpersonal relationships, psychosocial adjustment, and self-evaluation // Cyberpsychology& Behavior - 2008 -vol.11 - p. 467 - 469.
Чалдини Роберт «Психология влияния».С.320.1975г.