articles Что такое идеализация и обесценивание и как они работают?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Что такое идеализация и обесценивание и как они работают?



Идеализация и обесценивание являются защитными механизмами психики, которые работают в паре. Защитными они названы, поскольку их работа препятствует непосредственному восприятию человеком реальности. Идеализируя, он превозносит кого-то или что-то, делая чрезвычайно важным или значимым для себя. Например, идеализировать можно другого человека, когда он предстаёт самым лучшим, самым красивым, самым умным и т.д. И кажется, что лучше никого не найти, либо кажется, что у другого человека точно всё лучше, что вызывает зависть. Можно идеализировать какое-то место, работу или проект, и тогда человек полагает, что устроится на какую-то работу, и тогда будет ему счастье, что это лучшее место, куда он может попасть. 

Обесценивание - противоположный идеализации механизм, и он выражается в том, что нечто воспринимается человеком, как совсем не имеющее ценности и не стоящее внимания. Так, обесценивать можно свои проблемы ("ерунда, что у меня болит голова, как-нибудь перетерплю, это не повод что-то отменять, менять планы или идти к врачу"), других людей ("этот человек - совершенное ничтожество"), самого себя ("чувствую себя каким-то никчёмным"). 

В некоторых случаях обесценивание является следствием идеализации, в других - оно может сосуществовать с идеализацией в расщеплении. Идеализация чего-либо или кого-либо приводит к тому, что человек видит это явление или другого человека исключительно в позитивном свете, а на практике оказывается, что у идеализируемого им явления есть свои недостатки и тёмные стороны, с чем бывает не так-то просто смириться. Поэтому на смену идеализации приходит обесценивание. В восприятии другого это выражается так, что тот, кто ещё недавно был прекрасным, становится ужасным. В восприятии себя - так, что человек то ощущает себя грандиозным и всемогущим, то - никчёмным и не представляющим ценности. 

Идеализация и обесценивание представляют собой противоположности, которые не интегрированы и отражают внутренний конфликт человека. Идеализируя и обесценивая, он теряет целостное восприятие какого-то явления, другого человека или себя. С юнгианской точки зрения, чтобы этот конфликт потерял актуальность, важно соединить эти противоположности в чём-то третьем, найти точку интеграции. Принять факт, что ничто не является как сверхценным, так и вовсе не имеющим никакой ценности. Ничто не является ни идеальным, ни абсолютно плохим. Каждый человек и каждое явление имеет свои недостатки, но именно они делают мир многообразным и интересным, задают динамику развития.

Корни механизма идеализации и обесценивания уходят в детство человека, поскольку являются ранними средствами общения с родителями. В раннем детстве родители могут идеализироваться, и это нормально и естественно. Родительские фигуры могут казаться ребёнку самыми красивыми, самыми умными, самыми знающими и, вообще, самыми-самыми, поскольку они являются для ребёнка сверхзначимыми: от них биологически зависит его выживание, что является основой его привязанности к ним. В то же время родители не могут удовлетворять все потребности ребёнка и всегда быть "хорошими" для него. Даже грудь матери не всегда является хорошей, и уже на ранних стадиях развития в психоаналитических теориях отмечается расщепление между "хорошей" и "плохой" грудью. "Плохая" - та, которая не кормит, не откликается на потребность по первому зову, и тогда к ней возникает агрессия. 

Механизм идеализации и обесценивания тесно связан с расщеплением, и люди, которые склонны к частому его использованию, могут демонстрировать в своём поведении противоречивые тенденции. Один и тот же объект или одно и то же явление может то идеализироваться ими, то обесцениваться, при этом сами они могут не замечать, как идут эти процессы. Например, в кабинете аналитика клиент на одном сеансе может говорить, что это лучший психолог, которого он только видел, а на другом сеансе критиковать и обесценивать аналитика. И тогда с целью интеграции противоположностей психолог обращает внимание на это противоречие. "Ещё вчера я был прекрасным, а сегодня стал ужасным", - может прокомментировать он. 

Наиболее часто данный механизм используется людьми с нарциссическим типом личности или с нарциссической проблематикой. Такие люди могли испытывать на себе противоречивое отношение родителей в детстве, когда родители ждали от них больших достижений и ценили только за них, обесценивая чувства и истинные потребности ребёнка. Так, они могли требовать от ребёнка какой-то сверхпродуктивности в уроках, занятиях музыкой или спортом, игнорируя тот факт, что иногда ребёнок устаёт, что у него есть свои детские потребности (погулять, поиграть с друзьями), что не всегда у него, в принципе, есть способности к тому, чего отчаянно хотят от него родители. По мере взросления способ, которым родители обращались с ребёнком, врастает в его личность, и он начинает обращаться подобным образом с собой и другими. Например, обесценивает свои и чужие чувства и потребности и идеализирует результат, становясь чрезмерно критичным и требовательным к себе и другим.

В повседневной жизни каждый человек может замечать за собой, что иногда он прибегает к этим защитным механизмам, но, когда они становятся доминантой, они создают реальные проблемы и ухудшают качество жизни. Идеализируя, человек обречён на разочарования и последующее обесценивание, либо на вечную тоску по утраченному раю. В поисках идеального места или другого человека он обречён на провалы и неудачи, которые переживаются гораздо легче и спокойнее, когда не было идеализации, а был трезвый взгляд на ситуацию. 

Идеализацию и обесценивание можно прорабатывать у психолога, постепенно осваивая навыки более трезвого и реалистичного взгляда на себя, мир и других людей. По мере ослабления этого механизма возрастает чувствительность человека к себе и другим, и он начинает совершать свои выборы не исходя из своих фантазий о рае, а исходя из своих собственных потребностей и возможностей. Отказываясь от идеализации, он испытывает меньше боли и дискомфорта, когда разочаровывается. Признавая, что за обесцениванием стоит душевная боль, он учится переживать её и справляться с ней вместо того, чтобы замораживать её в себе и/или передавать её дальше. В конечном итоге, проработка этих механизмов даёт человеку возможность стать более целостным, зрелым, свободным, осознанным и открытым. 






Об авторе статьи

`
Иванова Татьяна Александровна

Рейтинг психолога: 10 10

Иванова Татьяна Александровна

клинический психолог, юнгианский аналитик
Город: Москва Стоимость приема: 6000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий


Психолог Исаев Станислав Юрьевич
Консультация по Skype

Исаев Станислав

Специалист по гештальт терапии, работаю со взрослыми от 18 лет.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Переверзева Валентина Валентиновна

Переверзева Валентина

психолог, телесно-ориентированный терапевт
Психолог Овчинникова Ольга Васильевна

Овчинникова Ольга

Дипломированный клинический психолог, патопсихолог. Психоаналитический психотерапевт....
Психолог Седых Роман Николаевич

Седых Роман

психолог сертифицированный НЛП тренер международного уровня практик генеративного...
Психолог Бехелева Анна Константиновна
Консультация по Skype

Бехелева Анна

Психолог-консультант, работаю со взрослыми людьми онлайн
Психолог Чернова Анастасия Алексеевна

Чернова Анастасия

Я психолог с высшим образованием. Так же прошла курс повышения квалификации в методе АСТ.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍