articles
Идеализация и обесценивание являются защитными механизмами психики, которые работают в паре. Защитными они названы, поскольку их работа препятствует непосредственному восприятию человеком реальности. Идеализируя, он превозносит кого-то или что-то, делая чрезвычайно важным или значимым для себя. Например, идеализировать можно другого человека, когда он предстаёт самым лучшим, самым красивым, самым умным и т.д. И кажется, что лучше никого не найти, либо кажется, что у другого человека точно всё лучше, что вызывает зависть. Можно идеализировать какое-то место, работу или проект, и тогда человек полагает, что устроится на какую-то работу, и тогда будет ему счастье, что это лучшее место, куда он может попасть.
Обесценивание - противоположный идеализации механизм, и он выражается в том, что нечто воспринимается человеком, как совсем не имеющее ценности и не стоящее внимания. Так, обесценивать можно свои проблемы ("ерунда, что у меня болит голова, как-нибудь перетерплю, это не повод что-то отменять, менять планы или идти к врачу"), других людей ("этот человек - совершенное ничтожество"), самого себя ("чувствую себя каким-то никчёмным").
В некоторых случаях обесценивание является следствием идеализации, в других - оно может сосуществовать с идеализацией в расщеплении. Идеализация чего-либо или кого-либо приводит к тому, что человек видит это явление или другого человека исключительно в позитивном свете, а на практике оказывается, что у идеализируемого им явления есть свои недостатки и тёмные стороны, с чем бывает не так-то просто смириться. Поэтому на смену идеализации приходит обесценивание. В восприятии другого это выражается так, что тот, кто ещё недавно был прекрасным, становится ужасным. В восприятии себя - так, что человек то ощущает себя грандиозным и всемогущим, то - никчёмным и не представляющим ценности.
Идеализация и обесценивание представляют собой противоположности, которые не интегрированы и отражают внутренний конфликт человека. Идеализируя и обесценивая, он теряет целостное восприятие какого-то явления, другого человека или себя. С юнгианской точки зрения, чтобы этот конфликт потерял актуальность, важно соединить эти противоположности в чём-то третьем, найти точку интеграции. Принять факт, что ничто не является как сверхценным, так и вовсе не имеющим никакой ценности. Ничто не является ни идеальным, ни абсолютно плохим. Каждый человек и каждое явление имеет свои недостатки, но именно они делают мир многообразным и интересным, задают динамику развития.
Корни механизма идеализации и обесценивания уходят в детство человека, поскольку являются ранними средствами общения с родителями. В раннем детстве родители могут идеализироваться, и это нормально и естественно. Родительские фигуры могут казаться ребёнку самыми красивыми, самыми умными, самыми знающими и, вообще, самыми-самыми, поскольку они являются для ребёнка сверхзначимыми: от них биологически зависит его выживание, что является основой его привязанности к ним. В то же время родители не могут удовлетворять все потребности ребёнка и всегда быть "хорошими" для него. Даже грудь матери не всегда является хорошей, и уже на ранних стадиях развития в психоаналитических теориях отмечается расщепление между "хорошей" и "плохой" грудью. "Плохая" - та, которая не кормит, не откликается на потребность по первому зову, и тогда к ней возникает агрессия.
Механизм идеализации и обесценивания тесно связан с расщеплением, и люди, которые склонны к частому его использованию, могут демонстрировать в своём поведении противоречивые тенденции. Один и тот же объект или одно и то же явление может то идеализироваться ими, то обесцениваться, при этом сами они могут не замечать, как идут эти процессы. Например, в кабинете аналитика клиент на одном сеансе может говорить, что это лучший психолог, которого он только видел, а на другом сеансе критиковать и обесценивать аналитика. И тогда с целью интеграции противоположностей психолог обращает внимание на это противоречие. "Ещё вчера я был прекрасным, а сегодня стал ужасным", - может прокомментировать он.
Наиболее часто данный механизм используется людьми с нарциссическим типом личности или с нарциссической проблематикой. Такие люди могли испытывать на себе противоречивое отношение родителей в детстве, когда родители ждали от них больших достижений и ценили только за них, обесценивая чувства и истинные потребности ребёнка. Так, они могли требовать от ребёнка какой-то сверхпродуктивности в уроках, занятиях музыкой или спортом, игнорируя тот факт, что иногда ребёнок устаёт, что у него есть свои детские потребности (погулять, поиграть с друзьями), что не всегда у него, в принципе, есть способности к тому, чего отчаянно хотят от него родители. По мере взросления способ, которым родители обращались с ребёнком, врастает в его личность, и он начинает обращаться подобным образом с собой и другими. Например, обесценивает свои и чужие чувства и потребности и идеализирует результат, становясь чрезмерно критичным и требовательным к себе и другим.
В повседневной жизни каждый человек может замечать за собой, что иногда он прибегает к этим защитным механизмам, но, когда они становятся доминантой, они создают реальные проблемы и ухудшают качество жизни. Идеализируя, человек обречён на разочарования и последующее обесценивание, либо на вечную тоску по утраченному раю. В поисках идеального места или другого человека он обречён на провалы и неудачи, которые переживаются гораздо легче и спокойнее, когда не было идеализации, а был трезвый взгляд на ситуацию.
Идеализацию и обесценивание можно прорабатывать у психолога, постепенно осваивая навыки более трезвого и реалистичного взгляда на себя, мир и других людей. По мере ослабления этого механизма возрастает чувствительность человека к себе и другим, и он начинает совершать свои выборы не исходя из своих фантазий о рае, а исходя из своих собственных потребностей и возможностей. Отказываясь от идеализации, он испытывает меньше боли и дискомфорта, когда разочаровывается. Признавая, что за обесцениванием стоит душевная боль, он учится переживать её и справляться с ней вместо того, чтобы замораживать её в себе и/или передавать её дальше. В конечном итоге, проработка этих механизмов даёт человеку возможность стать более целостным, зрелым, свободным, осознанным и открытым.