articles
Давай ты скажешь мне: "сон недолог, пора прощаться, пора взрослеть" -
Поет и тянет в груди осколок, сквозняк под сердцем свистит как плеть.
Ложится сетью латунный холод латинских текстов, латентных драм:
Грудина вскрыта, Грааль расколот. Иди, наощупь ищи свой храм.(Asgeth "Прага")*
В психологической практике часто встречаются ситуации, когда после расставания человек приходит к психологу и исключительно негативно отзывается о бывшем партнёре и прошлых отношениях. Во многих случаях это оправдано, если отношения были сложными и причинили человеку много боли. Это мог быть абьюз, многократно повторяющиеся неравновесные ситуации, сильные обиды. В то же время переживание злости - естественный этап горя, который важно пройти для полноценной сепарации. Злость нужна человеку, чтобы принять решение о расставании, отделить себя от прошлых отношений и пойти дальше. Но проблемы начинаются тогда, когда человек застревает на этом этапе и не переживает ничего, кроме злости.
Будучи обиженным на бывшего партнёра, клиент может искать у психолога поддержки и присоединения. Ему хочется, чтобы психолог отразил его чувства, - согласился бы с тем, что партнёр был по-настоящему ужасным, и ничего хорошего в нём не было. При этом партнёр может описываться таким клиентом в самых мрачных тонах - и жестокий эксплуататор, и бессердечный, и инфантильный, и какой угодно ещё. Этот образ становится подобным демоническому и, очевидно, что он является проекцией, защитой и очень далёк от объективной реальности, в которой во всех людях есть как что-то хорошее, так и что-то плохое.
Поддерживая такую проекцию в течение длительного времени, психолог, увы, не сможет помочь клиенту, а лишь утянет его глубже на дно. Поэтому в терапии рано или поздно наступает момент смены установки сознания и взгляда на ситуацию. Во многих случаях инициатива исходит от самого клиента. Сначала он гротескно и бесконечно демонизирует бывшего партнёра, а затем начинает плакать из-за того, кого потерял, вспоминая его милые черты и трогательные моменты отношений. В эти моменты и важно переключиться с окрашенного тьмой восприятия на более светлое. Если человек выбрал партнёра и любил его в течение долгого времени, и ещё до сих пор остаётся привязанным к нему, раз всё время говорит и думает о нём, вероятно, в этих отношениях всё было не настолько плохо - было и что-то хорошее.
Демонизируя партнёра, человек проходит лишь одну из стадий горя, не позволяя себе перейти на другие. Он фиксируется на критике и ненависти и может долго ходить по замкнутому кругу, оставаясь, пусть негативно, но привязанным к личности бывшего партнёра. Подобные деструктивные привязанности мешают внутренней свободе и обретению новых отношений. При знакомстве с новыми людьми у такого человека всегда всплывает фигура демонического бывшего партнёра, которого непременно нужно обсудить с новыми знакомыми, что отталкивает от него людей, поскольку они понимают, что для новых отношений этот человек пока закрыт.
Чтобы освободиться от груза прошлых отношений и начать что-то новое, важно признать не только плохое, но и хорошее. Не только отгоревать то, что не случилось, но и признать то, что случилось. Несмотря на разочарование, всё же в этого человека и в эти отношения закладывалась некая мечта и надежда. В нём было что-то притягательное, и когда-то была надежда разрешить все проблемы, всё уладить и зажить с ним счастливо. Этого не случилось, но, если отношения существовали в течение долгого времени, значит, всё это время оба партнёра пытались. После того, как отношения рухнули, в качестве сухого остатка от них полезно запомнить о них что-то светлое и вдохновляющее. Например, с этим человеком мы побывали в такой-то стране. Или с ним мы впервые попробовали какое-то блюдо. В состоянии острого горя эти моменты причиняют особую боль, а потому игнорируются, вытесняются и отрицаются. Но для завершения они жизненно необходимы, потому что, переживая опыт чёрной дыры или зловонной ямы, человек не может поставить точку на прошлом и пойти дальше.
С точки зрения психологии Юнга, в психике человека живут разные архетипы и символы. Какие-то из них демонические, другие - ангельские, а иные - целостны или вовсе выходят за пределы этой дихотомии. Концентрация внимания и жизни вокруг исключительно демонических или ангельских приводит к односторонней установке сознания человека и к тому, что человек теряет свою внутреннюю целостность. Проецируя на других негатив, он отказывается от осознания источника негатива внутри себя и становится беспомощным. Поэтому для исцеления важно вернуть человеку целостность, в которой, в конечном итоге противопоставление плохого и хорошего снимается, и другой человек начинает восприниматься не как ангел или демон, а как вполне обычный человек со своими достоинствами, недостатками и ограничениями.
* Строки в эпиграфе взяты из стихотворения Asgeth "Прага", ссылка на источник: https://vk.com/wall-89355017_19