В персоналиях психологического словаря в статье «Фромм, Эрих» мы можем прочитать следующее: «немецко-американский психолог и социолог, психоаналитик и философ, главный представитель неофрейдизма».
Однако так было не сразу. Как и у любого из нас у него был и первый день рождения (23 марта 1900 года), и родной город (Франкфурт-на-Майне), и совершенно обычное детство. Семья, в которой появился мальчик, была еврейской, причём с серьёзными религиозными корнями: мать была дочерью раввина, а дядя – авторитетным талмудистом в Познани, да и с отцовской стороны в роду было немало раввинов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что любимой книгой у Эриха был Ветхий Завет, а жизнь он хотел посвятить религии. А вот отец, Нафтали Фромм, занимался торговлей, правда, дела шли неважно, потому что гораздо интереснее ему было изучение священных книг, чем обслуживание покупателей.
В 1918 году Эрих окончил национальную школу во всё том же Франкфурте и получил аттестат зрелости, в котором было указано, что ученик кроме основ вероучения и религиозных традиций впитал знания по всем предметам общеобразовательного цикла. И с этим документом Фромм отправился изучать право во Франкфуртский университет. Проучившись два семестра и даже приложив усилия к созданию Общества еврейского народного образования, где читались лекция по иудаизму, Эрих переехал в Гейдельберг, где переключился на философию, социологию и психологию.
И уже в 1922 году, защитив докторскую под руководством Альфреда Вебера, получает степень доктора философии. Тогда же он знакомится со своей будущей женой – Фридой Райхман, которая была старше его на 10 лет. Дамой она оказалась весьма незаурядной, пройдя курс психоанализа в Берлине, Фрида открыла пансионат «Терапойтикум» в 1924 году, где и практиковала. Она же и привлекла Эриха в ряды психоаналитиков. Так, начав с клиентских встреч, они продолжили знакомство уже в качестве мужа и жены, зарегистрировав отношения 16 июня 1926 года.
В этот же период Фромм отходит от ортодоксального иудаизма и плотнее знакомится с буддизмом, которому и остаётся верен до глубокой старости.
Ещё в 1925 году, пройдя психоаналитическую подготовку, Эрих Фромм открыл собственную частную клинику. Он глубоко проникся учением Фрейда, и его ранние работы даже публиковались в солидных психоаналитических журналах. В 1928-30 годах активно занимается повышением своей квалификации в сфере психоанализа в Мюнхене и Берлине, совмещая это с руководством отдела социальной психологии в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне.
В 1931 году супруги Фромм расстаются, однако сохраняют дружеские отношения. Правда, официально развод они оформят много позже, в 1942 году в США.
Благодаря обширной практике, Эрих собрал богатый материал понимания формирования человеческой психики. И опираясь на свои данные, и также на результаты ряда исследований социальных групп, учёный пришёл к выводу, что народ, измученный безработицей, инфляцией и национальным унижением, даст фашизму «зелёный свет». Поэтому, оставив иллюзии, Фромм покинул Германию в 1934 году вместе с Институтом социального исследования в Нью-Йорк, где и открывает психоаналитическую практику.
В США он адаптировался достаточно быстро, благодаря хорошему разговорному английскому, который он приобрёл, проводя частные консультации американцев в своей клинике ещё в 20-х годах.
Пять лет проработал в Институте Социальных исследований в Нью-Йорке, и в 1940 году получил американское гражданство. А год спустя Соединенные Штаты увидели его книгу «Бегство от свободы», в которой автор разоблачал различные модификации тоталитаризма.
В 1941-43 годах Фромм преподавал в Американском институте психоанализа. Тогда же он познакомился, а затем и женился на Хенни Гарланд, еврейке эмигрировавшей из Германии.
Но не всё было так безоблачно, как хотелось бы. В 1943 году ему было отказано в преподавании клинико-технического семинара из-за отсутствия у Фромма медицинского образования, и в ответ на его протесты, комиссия института лишила учёного привилегий преподавателя. А предпосылкой конфликта, как ни банально, стали личные претензии Карен Хорни, одна из дочерей которой проходила анализ у Эриха Фромма, и у неё усилился протест против матери. Следующие годы учёный посвятил Нью-Йоркскому институту психологии.
Все эти, а затем и последующие годы, активно занимался исследовательской и преподавательской деятельностью, не забывая и про клиническую практику. Этот же период богат на его литературное творчество.
Расширив границы теории Фрейда, Фромм перенёс акцент с биологических мотивов человеческого поведения на социальные факторы, уравновесив эти два начала. Акцентировав своё внимание на исследовании межличностных отношений, учёный пришёл к выводу, что у каждого общества есть собственный социальный фильтр, который и влияет на развитие личности, её потенциала. Так и концепцию классического психоанализа Фромм назвал ограниченной, так как, по его мнению, Фрейд остался пленником своей культуры, того времени, когда он создавал свою теорию. Но с тех пор человечество не стоит на месте, а развивается. Это направление получило название неофрейдизм.
В 1950 году Эрих Фромм переехал в Мексику. Поменять место жительство пришлось из-за здоровья жены, которой врачи рекомендовали сменить климат. Но и там учёный не сидел без дела. Уже через год стал внештатным профессором медицинского факультета университета в Мехико. А ещё год спустя Хенни скоропостижно скончалась.
В 1953 году Фромм вновь вступает в брак. На этот раз с американкой Аннис Фриман, и супруги перебираются в пригород Мехико.
Следующие годы жизни учёного были полны кипучей деятельностью. Тут и основание Мексиканского психоаналитического общества в 1956 году, и создание «Журнала психоанализа, психиатрии и психологии», он давал лекции, семинары. А в 1957 году был проведён семинар по психоанализу и дзен-буддизму. И все эти годы он не переставал готовить кадры в том же самом институте в Мехико, а с 1963 года он сотрудничал с Мексиканским институтом психоанализа. В 60-х годах способствовал образованию Международного форума психоанализа.
Не оставил без своего внимания и политическую жизнь. Для начала вступил в Социалистическую партию США, но когда руководство не приняло его программу, покинул её ряды. Впоследствии его внимание привлекло движение в защиту мира, конференция по разоружению в Москве, кампания за ядерное разоружение…
В 1976 году Фромм принял окончательное решение перебраться в Швейцарию, где проводил летние месяцы последние 16 лет. Здесь он и прожил последние годы жизни в ежедневных медитациях, следуя буддийскому учению. Умер Эрих Фромм в 1980 году, 18 марта, оставив в память о себе статьи и книги («Искусство любить», «Догмат о Христе», «Мужчина и женщина», «Дзен-буддизм и психоанализ», «Здоровое общество», «Уравнение с одним обездоленным» и многие другие), единомышленников и оппонентов, многочисленные упоминания в книгах современных психологов и психоаналитиков, а также краткую, но ёмкую статью в психологическом словаре.