articles
Истерия представляет собой карикатуру на произведение искусства
Зигмунд Фрейд
Есть огромная разница между «я влюблен в эту красотку» и «я люблю эту истеричку».
Стас Старовойтов
Истерики действенны только тогда, когда их кто-то наблюдает.
Чак Паланик
В своей психотерапевтической практике я нередко использую метод библиотерапии, который представляет собой одну из форм лечения словом. С помощью направленного чтения специально подобранной литературы происходит прояснение собственных личностных проблем, неразрешённых внутренних и внешних конфликтов.
Для тех, кто стремится глубинному пониманию себя и готов работать над своим внутренним миром, библиотерапия может стать прекрасным психологическим инструментом, выполняя функцию диагностики (отождествление себя с одним из героев произведения), способа решения проблем (через разрешение конфликта, который моделируется в книге) и катарсиса (через переживание сильных чувств во время чтения кульминационных моментов).
Одной из находок в качестве «библиотерапевтического рецепта», выписываемого мною определённой категории клиентов, стал ёмкий и смешной рассказ Надежды Тэффи «Демоническая женщина», написанный в 1906 году, в эпоху моды на «богемных женщин».
В этом коротеньком очерке со свойственным ей тонким, немного абсурдным юмором, иногда переходящим в неприкрытую иронию и сарказм, описывается психотип женщины с демонстративной (истерической) акцентуацией характера. Следует отметить, что современная научная психология использует термин «гистрионный» (от лат. histrio – актёр). Эта женщина жаждет признания и сочувствия, остро нуждается в том, чтобы всегда находиться в центре внимания. Её эмоции очень ярки и неустойчивы, её отличает вычурная манерность, экстравагантность одежды:
Экстравагантность такой женщины проявляется не только во внешнем виде, но и в поведении: напускная «загадочность», мнимая тайна, провоцирующая её разгадать с целью привлечения к себе внимания:
Во что было ни стало она стремится продемонстрировать свою «особенность» и «исключительность». Такая женщина не умеет сотрудничать с другими женщинами, постоянно вступая с ними в острую конкуренцию «за власть над вниманием». Их отличает излишняя склонность к демонстративной драматизации своих переживаний:
Об особенностях формирования и проявления характера истерической акцентуации характера написано много (П. Ганнушкин (1909,1933), K.Leonhard (1968), Е.Личко (1983)). Акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы (в отличие от психопатий) и характеризуются избирательной уязвимостью по отношению к определённым психогенным воздействиям при хорошей, а иногда и повышенной устойчивости к другим.
Как известно, истерических личностей отличает очень сильная вытеснительная психологическая защита, которая практически исключает глубинность-сложность мысли и переживания, и, как следствие – серьёзную способность критически относиться к себе. В этом смысле очень важно обнаружить, что же так защищает личность этого типа, что такое хрупкое и уязвимое спрятано за маской экстравагантности и вычурности? Нэнси Мак-Вильямс утверждает, что за демонстративностью зачастую скрывается дефект в самооценке, глубокий стыд, который требует компенсаторного внимания и одобрения. И очень важно терапевту, когда снят сценический костюм и смыт весь грим, быть в процессе исследования максимально бережным и аккуратным по отношению к тому, что обнажилось и открылось. Конечно же, не все мои клиентки выглядели так же ярко и эксцентрично, не у всех она выражена так тотально и неистово, как в рассказе Н.Тэффи, однако многим из них присущи черты «демонической женщины» и их проявление в поведении.
Чтение рассказа гениальной Надежды Тэффи даёт шанс к открытию возможности обойти психологическую защиту и прикоснуться к картине внутреннего мира женщин этого типа, именно такая острая карикатура позволяет обнаружить свою собственную «демоническую женщину» и её проявления.
Ещё одним из проявлений гистрионности личности является известный многим образ "демонстративной жертвы", которые могут производить впечатление натур хрустально хрупких и тонких, "несправедливо обиженных", "незаслуженно неоценённых", "ни в чём не повинных", благодетели которых цинично и неблагодарно используют Другие. Цель разыгрываемых ими представлений - добиться признания собственной значимости и исключительности. В литературе описано множество таких персонажей ( Бабушка в "Похороните меня за плинтусом" П. Санаева, старуха Мерчуткина в одноактной пьесе А.П. Чехова "Юбилей и др.). Таким образом, герои литературных произведений помогут дать доступ к истинным чувствам наших клиентов.
P.S. Никогда нельзя поддаваться истерике, потому что случись так — это может перерасти в привычку и будет повторяться снова и снова. Надо воспитывать в себе силу.
Элизабет Гилберт. Есть, молиться, любить
Если статья оказалась полезной для Вас - буду благодарна комментариям и отзывам. Так же Вы можете подписаться, и будете в курсе моих новых публикаций. А также жду Вас на своих консультациях.