articles Гистрионная женщина: подобное лечится подобным
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Гистрионная женщина: подобное лечится подобным



Истерия представляет собой карикатуру на произведение искусства

Зигмунд Фрейд

Есть огромная разница между «я влюблен в эту красотку» и «я люблю эту истеричку».

Стас Старовойтов

 

Истерики действенны только тогда, когда их кто-то наблюдает.

Чак Паланик

В своей психотерапевтической практике я нередко использую метод библиотерапии, который представляет собой одну из форм лечения словом. С помощью направленного чтения специально подобранной литературы происходит прояснение собственных личностных проблем, неразрешённых внутренних и внешних конфликтов.

Для тех, кто стремится глубинному пониманию себя и готов работать над своим внутренним миром, библиотерапия может стать прекрасным психологическим инструментом, выполняя функцию диагностики (отождествление себя с одним из героев произведения), способа решения проблем (через разрешение конфликта, который моделируется в книге) и катарсиса (через переживание сильных чувств во время чтения кульминационных моментов).

Одной из находок в качестве «библиотерапевтического рецепта», выписываемого мною определённой категории клиентов, стал ёмкий и смешной рассказ Надежды Тэффи «Демоническая женщина», написанный в 1906 году, в эпоху моды на «богемных женщин».

В этом коротеньком очерке со свойственным ей тонким, немного абсурдным юмором, иногда переходящим в неприкрытую иронию и сарказм, описывается психотип женщины с демонстративной (истерической) акцентуацией характера. Следует отметить, что современная научная психология использует термин «гистрионный» (от лат. histrio – актёр). Эта женщина жаждет признания и сочувствия, остро нуждается в том, чтобы всегда находиться в центре внимания. Её эмоции очень ярки и неустойчивы, её отличает вычурная манерность, экстравагантность одежды:

 "Демоническая женщина отличается от женщины обыкновенной прежде всего манерой одеваться. Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой "для цианистого калия, который ей непременно пришлют в следующий вторник", стилет за воротником, четки на локте и портрет Оскара Уайльда на левой подвязке.
Носит она также и обыкновенные предметы дамского туалета, только не на том месте, где им быть полагается. Так, например, пояс демоническая
 женщина позволит себе надеть только на голову, серьгу на лоб или на шею, кольцо на большой палец, часы на ногу».

Экстравагантность такой женщины проявляется не только во внешнем виде, но и в поведении: напускная «загадочность», мнимая тайна, провоцирующая её разгадать с целью привлечения к себе внимания:

 "Но всегда у нее есть какая-то тайна, какой-то не то надрыв, не то разрыв, о котором нельзя говорить, которого никто не знает и не должен знать».  «Начнет закусывать простая женщина, скажет:
- Марья Николаевна, будьте добры, кусочек селедки. Люблю лук.
Демоническая широко раскроет глаза и, глядя в пространство, завопит:
- Селедка? Да, да, дайте мне селедки, я хочу есть селедку, я хочу, я хочу. Это лук? Да, да, дайте мне луку, дайте мне много всего, всего, селедки, луку, я хочу есть, я хочу пошлости, скорее... больше... больше, смотрите все... я ем селедку!»

Во что было ни стало она стремится продемонстрировать свою «особенность» и «исключительность». Такая женщина не умеет сотрудничать с другими женщинами, постоянно вступая с ними в острую конкуренцию «за власть над вниманием». Их отличает излишняя склонность к демонстративной драматизации своих переживаний:

 «У нее подняты брови трагическими запятыми и полуопущены глаза. Кавалеру,   провожающему  ее  с  бала  и   ведущему  томную  беседу  об эстетической эротике с точки зрения эротического эстета,  она вдруг говорит, вздрагивая всеми перьями на шляпе: - Едем в церковь, дорогой мой,  едем в церковь, скорее, скорее, скорее. Я хочу молиться и рыдать, пока еще не взошла заря. Церковь ночью заперта. Любезный кавалер  предлагает  рыдать  прямо на  паперти,  но «она»  уже угасла. Она  знает, что она проклята,  что  спасенья нет, и покорно склоняет голову, уткнув нос в меховой шарф».

Об особенностях формирования и проявления характера истерической акцентуации характера написано много (П. Ганнушкин (1909,1933), K.Leonhard (1968), Е.Личко (1983)). Акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы (в отличие от психопатий) и характеризуются избирательной уязвимостью по отношению к определённым психогенным воздействиям при хорошей, а иногда и повышенной устойчивости к другим.

 

Случай из терапевтической практики (имя и возраст изменены, разрешение на публикацию получено)
Диана, 38 лет. Три развода. Без детей. Приятная внешность, ухоженная, одета модно, без экстравагантности, с высшим образованием и хорошей эрудицией. Жалоба  - «от меня уходят мужчины». После нескольких сессий в качестве домашнего задания я рекомендовала ей прочесть рассказ Н. Тэффи «Демоническая женщина» и писать дневник. Во время нашей следующей встречи Диана выглядела подавленной, в неё уже не чувствовался "вызов", передо мной сидела какая-то совсем другая Диана, которая начала с сожалением говорить о своём осознании того, «я такая же, как она» (героиня произведения), «я вела себя подобным образом, и думала о том, какая же я особенная, нарочито демонстрируя свою уникальность и неповторимость, полагая, что таким образом я вызываю в мужчинах страсть, я была уверенна в том, что  они должны быть счастливы любить меня, потому что я не такая, как все, все ведь женщины обычные, скучные… а на самом деле я поняла, как уродливо на самом деле выглядят мои эксцентричные выходки, и что на самом деле я просто хочу любви...». таким образом, с помощью гениального рассказа Н. Тэффи, у клиентки случился тот самый пресловутый "инсайт", другими словами, озарение, появилась возможность увидеть себя со стороны, что способствовало дальнейшему процессу рефлексии и трансформации. С этого момента и началась наша совместная длительная и глубокая работа. В процессе психотерапевтического альянса удалось достигнуть значительной компенсации патологических проявлений характера, постепенно клиентка пришла к более глубокому пониманию своих потребностей, чувств и мотивов поведения, научилась конструктивно справляться со своими  аффективными реакциями, что позволило значительно улучшились отношения с окружающими и близкими людьми. Со слов клиентки, она научилась критически относиться к себе, почувствовала себя более гармонично.

 Как известно,  истерических личностей отличает очень сильная вытеснительная психологическая защита, которая практически исключает глубинность-сложность мысли и переживания, и, как следствие – серьёзную способность критически относиться к себе. В этом смысле очень важно обнаружить, что же так защищает личность этого типа, что такое хрупкое и уязвимое спрятано за маской экстравагантности и вычурности? Нэнси Мак-Вильямс утверждает, что за демонстративностью зачастую скрывается дефект в самооценке, глубокий стыд, который требует компенсаторного внимания и одобрения. И очень важно терапевту, когда снят сценический костюм и смыт весь грим, быть в процессе исследования максимально бережным и аккуратным по отношению к тому, что обнажилось и открылось. Конечно же, не все мои клиентки выглядели так же ярко и эксцентрично, не у всех она выражена так тотально и неистово, как в рассказе Н.Тэффи, однако многим из них присущи черты «демонической женщины» и их проявление в поведении.

Чтение рассказа гениальной Надежды Тэффи даёт шанс к открытию возможности обойти психологическую защиту и прикоснуться к картине внутреннего мира женщин этого типа, именно такая острая карикатура позволяет обнаружить свою собственную «демоническую женщину» и её проявления.

Ещё одним из проявлений  гистрионности  личности является известный многим образ "демонстративной жертвы", которые могут производить впечатление натур хрустально хрупких и тонких, "несправедливо обиженных", "незаслуженно неоценённых", "ни в чём не повинных", благодетели которых цинично и неблагодарно используют Другие. Цель разыгрываемых ими представлений - добиться признания собственной значимости и исключительности. В литературе описано множество таких персонажей ( Бабушка в "Похороните меня за плинтусом" П. Санаева, старуха Мерчуткина в одноактной пьесе А.П. Чехова "Юбилей и др.). Таким образом, герои литературных произведений  помогут дать доступ к истинным чувствам наших клиентов.

P.S. Никогда нельзя поддаваться истерике, потому что случись так — это может перерасти в привычку и будет повторяться снова и снова. Надо воспитывать в себе силу.

Элизабет Гилберт. Есть, молиться, любить



 Если статья оказалась полезной для Вас - буду благодарна комментариям и отзывам. Так же Вы можете подписаться, и будете в курсе моих новых публикаций. А также жду Вас на своих консультациях.

 






Об авторе статьи

`
Агапченко Инна Викторовна

Рейтинг психолога: 7 7

Агапченко Инна Викторовна

Психолог, семейный психотерапевт, экзистенциальный консультант, индивидуальное и семейное консультирование и психотерапия
Город: Одесса Стоимость приема: 3000 рублей
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья
  •   Страхи и фобии
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Борисевич Ирина Владимировна

Борисевич Ирина

Телесно-голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и гипнотерапевт, НЛП Мастер,...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог про отношения, супервизор




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍