articles
Тень не представляет из себя подсознание целиком. При попытке увидеть свою Тень человек начинает замечать у себя те качества и импульсы, наличие которых он обычно отрицает, хотя и различает у других. Формируется этот процесс еще в детстве. Обратимся к мифу, поскольку миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В мифах мы найдем те же символы, на языке которых с нами «говорит» наше подсознание, ведь подсознание общается с нами посредством символов. Когда разум старается объять некий символ, то неизбежно приходит к идеям, лежащим за пределами логики, привычной для сознания. От шумеров до нас дошел один чудесный миф, этой истории больше 5000 лет - история путешествия в нижний мир. Инанна, великая шумерская царица Неба, сияющая госпожа света, богиня любви и утренней звезды (Венеры), так любимая людьми госпожа великого верха живет в месте, где восходит солнце. С великого верха она направила ухо в великую глубину и решила покинуть свой трон, чтобы навестить свою старшую сестру и злейшего врага Эрешкигаль, госпожу великого низа в стране невозвращения. Великая богиня нарядилась в свои царские одежды и надела богатые украшения. Она ушла с Неба, покинула землю, своих жрецов и свой святой храм в семи городах. Она ушла глубоко вниз. Однако перед этим она дала инструкции своему верному визирю Ниншубиру, Рыцарю истинных слов, чтобы в случае ее невозвращения через три дня устроили плач в руинах. А помощи в этом он должен попросить у Энлиля, отца богов, и если тот откажет, то у бога луны Нанна в Уре, а если и он откажет, то у мудрого бога воды Энки в Эриду. Он-то наверняка поможет. Потом Инанна ушла к горе из лазури, к вратам нижнего мира, и попросила стража Нети пропустить ее со словами: «Я Инанна, царица неба. Я иду на восток». Когда Нети понял, что царица великого верха хочет войти в нижний мир, он растерянно спросил: «Если ты царица неба, места, где восходит свет, почему же ты пришла в страну невозвращения?» На это Инанна ответила ему, что хочет принять участие в погребальном празднике Гугаланна, умершего супруга ее старшей сестры Эрешкигаль. Нети не мог принять такое решение. Он попросил Инанну подождать и поспешил к своей госпоже Эрешкигаль, чтобы узнать ее решение. Темная царица великого низа вовсе не была рада такой новости - визиту ненавистной сестры. Она стала кусать себе губы от злости и бить по бедру. Несмотря на это, она разрешила Нети впустить Инанну. Однако богиня в этом случае, как и любой обычный смертный, должна раздеться догола и оставить на каждых из семи врат нижнего мира свои драгоценности и одеяния. На каждых вратах Инанна спрашивала: «Почему?», - и Нети каждый раз отвечала: «Тихо, Инанна. Законы нижнего мира совершенны. Никто не должен ставить их под вопрос». Так госпожа неба пришла, в конце концов, голая и согбенная в помещение, где Эрешкигаль и семь аннунаков, внушающих страх судей нижнего мира, принимали решение о ее судьбе. Они обступили Инанну, и богиня глубины испустила вопль ненависти, обвиняя сестру. Потом Эрешкигаль обратила на свою сестру взор смерти, и богиня великого верха умерла. Ниншубур, верный визирь и преданный союзник богини Неба в верхнем мире, четко исполнил указаний своей госпожи. Через три дня он устроил плач на руинах и попросил одного за другим бога Энлиля в Ниппуре, потом бога луны Нанна о помощи. Поскольку оба ему отказали, он поспешил к старому доброму богу мудрости Энки в Эриду. Когда тот узнал, что случилось с его любимой Инанной, он создал из грязи из-под своих ногтей два бесполых существа - Кургарру и Калатурру - которых отправил в нижний мир с едой и водой жизни. Кургарру и Калатурру вкрались в доверие к госпоже глубины и добились ее расположения и разрешения пробудить Инанну к новой жизни. После возрождения Инанна захотела покинуть нижний мир. Однако непреложный закон страны невозвращения действовал и для нее: никто, прошедший через врата нижнего мира, не может вернуться в мир света, не приведя на свое место заместителя, который будет находиться в царстве мертвых на его месте. Толпа зловещих демонов последовала за ней, чтобы схватить проклятую и забрать с собой. В своем поиске подходящей жертвы Инанна прошла страны, и все живые существа, встречая эту наводящую ужас процессию, испуганно убегали от ужасных демонов. В конце концов, богиня пришла в свои родные места и в гневе увидела, что ее любимый сын Думуци не скучал по ней, а даже с комфортом расположился на ее троне. На него направила она взгляд смерти, демоны напали на него и утащили в страхе молящую о пощаде жертву в темное царство ночи. Послание мифа таково: Инанна должна отдать на пути в глубину все, что до сих пор было для нее не только важным и ценным, но и что позволяло узнавать в ней богиню неба. На языке юнгианской психологии, это Персона, внешняя роль, с которой мы идентифицируем себя, хотя она представляет собой только наш статус, а не нашу внутреннюю сущность. Согбенная и лишенная всего Инанна обращена к самой себе и встречает свою теневую сторону в образе ненавистной сестры. Вследствие этого опыта ее старая идентичность исчезает, и Инанна умирает. Благодаря ее союзнику, она пробуждается к новой жизни и возвращается в мир света как новая Инанна. После отказа от своей старой идентичности и благодаря освобождению ее теневой стороны, она стала новой, целостной и исцеленной. Однако теперь она должна принести жертву (благодарности) нижнему миру, отказываясь временно) от того, что для нее дорого и важно. Думуци – это шумерский бог весны, который каждый год осенью должен уходить в нижний мир, и весной он рождается вновь. Метафорически послание мифа может быть таковым, что во многих случаях речь далеко не всегда идет о жертве, которую тяжело принести. Часто имеется в виду временный отказ от какой-то темы или поведения. На основании данного мифа предлагается метод расклада с 15 картами. 15 - это число полной луны и священное число Иштар, вавилонской последовательницы Инанны. Расклад особенно эффективен в ситуациях трансформации, перехода на новый уровень развития, поиска ответов на глубинные вопросы и смены одного плана существования на другой, Символика получаемых ответов связана с переходом от профанического к священному, с возвращением в рай, с обретением более высокого уровня сознания, с преодолением дуализма противоположностей в двойственном и полярном мире явлений к целостности, интеграции частей внутри себя.
В практическом аспекте формулирования - вопросы предназначения, призвания, нового финансового уровня, переход и стабилизация в новом сегменте клиентов, конкуренция в профессиональной и личной жизни, ощущение «выключенности из потока», состояние «самозванки» и не только. Данный расклад я предлагаю дорабатывать тематическим рисунком.
Ключ к этому методу расклада лежит в понимании карт противоречия своей Персоны и Тени через карту в позиции «новорожденного». Карта в позиции Персоны - мнимой, светлой стороны, - может стать целостной и исцеленной только через встречу с теневой стороной. Карта в позиции «новорожденного» - каким образом выражается объединение этих противоположных сторон – результат встречи (слияния, интеграции) светолой и темной сторон (Тени и Персоны). Не вдаваясь в подробности, скажем, что у Марина в позиции «новорожденного» вытащила Аркан Колесо Фортуны (10). Фортуна, судьба, колесо судьбы. Древняя как мир идея колеса - зодиака, сансары, судьбы, фортуны. И вращаются н этом колесе три белки, постоянно меняясь друг с другом местами - германубис, сфинкс и тифон или, иначе говоря, три элемента - белая ртуть, красная сера и черная соль, они же саттва, раджас и тамас. Базовое соответствие этой карты - планета Юпитер. Юпитер одновременно связан с удачей и властью. Но это не власть царей, претворенная четвертым Арканом Император, а скорее, власть тех, кто владеет деньгами. Эта власть немного иная, ее основа - не принцип принуждения, а принцип включения в себя изобилия, деньгами, дарами. Это власть тех, кому улыбается фортуна, тех, кто держат удачу на ладони, и не случайно названием пути каф является именно ладонь. Юпитер покровительствует удаче, большому бизнесу и монументальной скульптуре. Животное, соответствующее Юпитеру, - орел, однако здесь это не символ свободного парения, а эмблема власти, страж трона Зевса, чей лик изображался на щитах римской империи. Скипетр является магическим оружием Юпитера, поскольку уже сам по себе олицетворяет принцип власти. Растение, советующее этому пути, - дуб, самое долгоживущее и мощное из деревьев, растущих в Европе, наверняка поражавшее древних своим размахом. Думаю, что баобаб также соотносится с этим Арканом. Сила, соответствующая этому пути - обретение могущества и власти. Император и Фортуна представляют два аспекта власти: Император - контроль, централизацию и подчинение, Фортуна - монументальность, величественность и принцип расширения. Страх и контроль, - внешние проявления власти - олицетворены Императором, но сущностная ее сердцевина - величие, которое вызывает восторг своей монументальностью и мощью, сокрыто в центре великого колеса. Колесо как центральный символ карты заставляет вспомнить следующие строки из Святой Книги Закона: «Внутри сферы повсюду я - центр, тогда как ее, окружность, нельзя найти нигде». Три элемента представляют внешний мир, вращающийся в своем непрестанном движении, но центр колеса, который и есть Юпитер, всегда остается неподвижен. Здесь полезно вспомнить формулу Марии-пророчицы, которая легла в основу аналитической психологии. 3+1 - три элемента подобны, а один отличен. Примеров действия этой формулы можно найти множество от самых возвышенных (божественная троица и дьявол или три измерения пространства и одно время) до самых банальных и, тем не менее, обладающих для нас неосознанной притягательностью (будь то «Д’ Артаньян и три мушкетера» или «Трое в лодке, не считая собаки»). Четвертый элемент всегда отличен и нестабилен, на карте это и есть сам центр колеса, на ободе которого вращаются три вечные гуны, как-то саттва, раджас и тамас. Можно так же вспомнить формулу Якоба Беме: «Бог - это круг, центр которого везде, а окружность - нигде». Появление этой формулы в наших сновидениях означает начало структурирования личности и помощь со стороны глубинных уровней бессознательного: фактическое появление новых сил. В практическом смысле - на уровне действия - когда импульс обретает форму - Марине предстоят новые Выборы. Другими словами, возникнут ситуации, где Марине придется выбирать - действовать старым, привычным образом, или принести в жертву старый образ действия (в ее случае - это зависимость от признания, самобичевание, зацикленность на своем «Я», зависимость от помощи и участия значимых людей, бездействие, застревание на уровне замысла). Как только мы осознаем что-то, раннее не осознаваемое, принимаем внутри себя новые решения - на уровне действия (в проявленной реальности физического мира) неизбежно возникают ситуации - назовём их тестовыми (от слова тест), где нам как-бы предлагается вновь совершить Выбор. На уровне этого Выбора мы и меняем ход событий (или не меняем), создаём новые декорации событий (или остаёмся в прежних) и переводим свои мечты в реализованные (или всё еще потенциальные?) цели. Если у вас есть насущная ситуация, вы ищете выход из затруднения и хотите разрубить замкнутый круг по вашей актуальной волнующей теме, не видите решения - в результате работы с рисунком мы находим решение для вашего запроса, вы получаете рекомендации для дальнейших действий. |