articles
Не бойтесь обсуждать коронавирус.
Дети очень быстро узнают информацию из Интернета и соцсетей. Но переварить ее адекватно они часто не могут. До подросткового возраста в жизни ребенка все-таки мама самый важный человек и важный посредник с внешним миром. Она фильтрует и обрабатывает информацию, переводит ее на язык своего ребенка, подходящий для его развития.
Психолог Ольга Писарик в своей работе «Привязанность — жизненно-важная связь» пишет о заботливой и защищающей матери, занимающей всегда позицию ребенка во внешнем мире.
Хорошо занять трезвую и конструктивную позицию. Не нагнетать панику, с одной стороны - быть чем-то большим и стабильным, мы называем это большой контейнер, в котором растворяются все детские тревоги и страхи! У ребенка должно быть чувство защищенности и безопасности в семье. А с другой стороны, - необходимо говорить о дисциплине, правилах поведения и необходимости бережного отношения к себе и к другим.
Наиболее безмятежным стоит сказать, что детям не опасен вирус, а вот пожилым – да. надо поберечь стариков.
Разберитесь с собственной тревогой.
Не стоит перегружать ребенка своими эмоциями. Отвечать на вопросы ребенка о пандемии стоит в спокойном и бодром расположении духа.
Известны случаи истеричных мамочек, которые ищут контейнер слить свой страх в своих добрых и веселых детях, обрушивая на них все свое беспокойство и неуверенность. Не надо этого делать!
Общий тревожный фон в семье может пугать и расстраивать детей. Они даже сами могут заболеть.
В той парадигме, в которой я работаю как психолог, гештальт-терапия, считается, что дети часто могут быть отражением проблем в семье, каналом выражения страхов и тревог родителей.
Родители, вроде, не боятся пандемии, но вдруг стали очень злыми, нервными и дерганными. Это значит, что они отрицают свой страх, который высасывает их жизненную энергию, а остатки энергии они тратят на совладание со страхом, на злость, что они боятся, на злость на других, которые виноваты и неадекватны. Почему тревожный фон понятно – планы полетели, ситуация неопределенная, пахнет кризисом, свобода передвижения ограничена, есть также опасения, что не справлюсь, заражусь и обо мне не позаботятся. Что делать? Избегать отчуждения, помогать нуждающимся, опираться на высшие ценности, оставаться гуманными, признавать свои чувства, и быть сильными.
Виктор Франкл, психотерапевт, логотерапевт, бывший узник нацистского концентрационного лагеря писал: „У человека можно отнять всё, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь.“
Отвечайте четко и честно на вопросы.
Это нормально, если вы не можете ответить на все вопросы; быть доступным для вашего ребенка - вот что важно. И скажите и выполните обещание, что вы приложите усилия, чтобы ответить на его вопрос потом. И будете держать его в курсе важных новостей.
Разговаривайте с ребенком, слушайте его.
Признавайте его чувства и состояния (это нормально бояться, лежать без сил, испытывать сердцебиение, быть в соплях, тупить, хотеть быть постоянно с мамой).
Ваша цель состоит в том, чтобы избежать пугающих фантазий ребенка.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!
Будьте обнадеживающим.
Дети очень эгоцентричны, поэтому могут серьезно беспокоиться, что именно они поймают вирус.
Надо заверить ребенка в том, насколько редок на самом деле коронавирус, и что у детей наблюдаются действительно более легкие симптомы.
Сосредоточьтесь на профилактических мерах.
Страх – это работа инстинкта самосохранения. Необходимо четко определить те меры предосторожности, которые вы будете все вместе дисциплинированно выполнять. Дети чувствуют себя спокойно, когда знают четкие инструкции и действия как себя обезопасить. Европейские психологи рекомендуют сказать, что мыть руки с мылом надо в течение двух песен «Happy birthday to you». Если дети спрашивают о масках, объясните, что эксперты говорят, что они не нужны большинству людей. Если дети видят людей в масках, объясните, что эти люди проявляют особую осторожность. Дайте ребенку антисептик периодически протирать руки – после лифта, выходя из парадной.
Придерживайтесь рутины, фокусируйте на «здесь и сейчас» действиях и состояниях
Без режима учебы и работы важно придерживаться определенного распорядка дня: вставать в одно и то же время, делать зарядку, дыхательные упражнения, медитировать, рекомендую йогу-нидру, принимать душ, одеваться, не ходить в халате, принимать пищу в одно и то же время, общаться в соцсетях, заниматься хобби, уроками, выходить на прогулки. Структурированный и повторяемый распорядок дня обеспечит ощущение контроля, предсказуемости и стабильности в общей ситуации неопределенности и снизит тем самым стресс. Фокусирование внимания на текущем моменте – здесь и сейчас – важный принцип гештальт-терапии – приводит к осознанности и удовольствию от пребывания в контакте с собой и миром. Берегите себя!