articles
В статьях многих современных психологов есть призывы выйти из позиции жертвы, поскольку такая позиция ведёт к отыгрыванию деструктивных жизненных сценариев. Но, чтобы выйти из позиции жертвы, прежде всего, важно понять, что она собой представляет. Понятие "жертвы" в психологии рассматривается в связке с понятиями "преследователь и "спасатель". Вместе эти понятия образуют треугольник ролей, в котором застревает человек, если выбирает одну из этих ролей для себя. Например, ещё вчера он кого-то спасал, сегодня - уже преследует, а завтра жалеет себя из позиции жертвы. Роль жертвы достраивается до ролей преследователя и/или спасателя. Жертву можно преследовать или спасать. Соответственно, понятие жертвы подразумевает слабую, зависимую позицию. В такой позиции оказывается человек, который жалеет себя, сбрасывает с себя ответственность, не верит в свои силы, думает, что все вокруг сильнее, удачливее и успешнее. Например, в роли жертвы человек, которого заливают соседи, думает, что он ничего не сможет с этим поделать, потому что в стране нет справедливости, нет никакого смысла даже пытаться защитить свои права. В то время как, если вдруг зальёт кого-то он, ситуация меняется. Он начинает думать совсем иначе: эти люди сейчас пойдут по судам, отсудят у меня деньги, я ничего не смогу им противопоставить. В обеих ситуациях человек наделяет силой других, отказываясь от своей внутренней силы. И, возможно, жалуется кому-то на свои неудачи, но не предпринимает никаких самостоятельных и конструктивных действий для изменения ситуации, отношения к ней или себя.
Позиция жертвы вредна тем, что утягивает человека в болото. Либо он всего боится и избегает, из-за чего не получает нового опыта, не расширяет свои ресурсы, не реализует свои возможности и не развивается. Либо он тянет ресурсы с окружающих людей, требуя бесконечного внимания, жалости, поддержки и помощи. А иногда обе стратегии поведения жертвы сочетаются друг с другом. Так человек может долго страдать от какой-то проблемы, но предпочитать не решать её. Откладывать или искать оправдания, будучи вполне в состоянии это сделать.
Что обычно стоит за позицией жертвы?
Во-первых, страх. В позиции жертвы человек всего боится - других людей, мира, каких-либо изменений. Поэтому любые активные действия обесцениваются им, несмотря на то, что ситуация, в которой он находится, ему самому не нравится.
Во-вторых, ложный комфорт или вторичные выгоды. Если выйти из позиции жертвы, человек рискует перестать получать внимание и поддержку других людей, поэтому некоторые люди за такую позицию упорно держатся. В иных случаях, если разрешить одну проблему, перед человеком тут же встанет другая, и первая проблема не решается для избежания второй и последующих. Например, если купить дом, придётся там делать ремонт. Если купить дом и сделать ремонт, придётся думать о планах на будущее, о том, чем заняться дальше. Но думать о будущем слишком страшно, поэтому человек просто страдает на тему того, что хотел бы, но не может купить дом, не реализует эту цель, не переключается на иные, более доступные и пребывает в стагнации.
Итак, что же нужно сделать, чтобы выйти из позиции жертвы?
1. Во-первых, признать свою роль и ответственность в сложившейся ситуации. Какой бы ни была ситуация, человек совершил ряд действий, которые к ней привели. Вероятно, далеко не всё зависело от него, но всё же он проделал к ситуации некий путь. Если он хочет что-то изменить, логично взять на себя ответственность за это своё желание. Не считать своё желание что-то изменить навязанным извне, вынужденным, а признать его своим. Желание может быть простым, например, "я хочу похудеть". Если человек думает об этом так, что он вынужден худеть, потому что никто с лишним весом его не полюбит, общество плохое и дискриминирует его, вряд ли он сдвинется с места. Но процесс пойдёт гораздо лучше и быстрее, если он примет для себя решение, нужно это лично ему или нет, и придёт к мысли о том, что это его личное желание, а, значит, и его исполнение всецело в его руках и власти.
2. Во-вторых, признать свою силу и свои ресурсы. Из позиции жертвы человеку свойственно проецировать свою силу на других людей. Думать, что ресурсов у них всегда гораздо больше, им больше везёт, они сильнее, они всё могут. И противопоставлять себя этим людям - "а мне вот не повезло", "меня недолюбили родители", "мне недодали", "меня обманули", "меня бросили" и прочее. Отказываясь от собственных ресурсов, человек приходит к пассивной и беспомощной позиции. Но исток этой беспомощности внутри - в отрицании собственной силы. И, чтобы выйти из позиции жертвы, эту силу важно себе вернуть. Практически в любой ситуации у человека есть хоть какая-то доля свободы, от которой важно не отказываться. Например, если это очень плохая работа, всегда можно с неё уйти. Если сильно раздражает какой-то человек, всегда можно прекратить или минимизировать контакты с ним. Если выхода не видится совсем, к ситуации можно изменить отношение. Зачастую беспомощной позицией человек сам закрывает себе выход.
3. В-третьих, если речь идёт о ситуациях, в которых на человека нападают другие люди и чего-то от него требуют или давят, важно трезво оценить расстановку сил. Т.е. подумать о том, какие у этих людей есть возможности, какими из этих возможностей они могут воспользоваться, а какими - нет, и какие у противников есть слабости и уязвимости. Например, в той же ситуации с соседями - вряд ли они категорически откажутся от переговоров и досудебного решения проблемы, если их залили. Вряд ли они сразу предпочтут этому бумажную волокиту. Если бумажная волокита и начнётся, она потребует какого-то времени, и за это время можно будет накопить ресурсы. И так далее. Важно не уходить сразу в негатив и мысли по типу "я пропал", "мне крышка", "сейчас меня разорят на целое состояние" и прочую катастрофизацию.
4. В-четвёртых, в любой ситуации важно иметь хороший контакт с собой и со своими опорами. Жертва зачастую отказывается от себя в угоду другим людям или обществу, а затем предъявляет претензии. Так, жена может долго терпеть что-то неприятное от мужа, не говорить ему об этом, но во время семейного скандала припомнить всё за последний год, что ей не понравилось, предстать в белом пальто и потребовать компенсации. Аналогичное может делать и муж, мать по отношению к своему ребёнку и кто угодно ещё. Сначала приносить те жертвы, о которых не просят, действуя в ущерб себе, а затем ставить эти жертвы в вину. Чтобы выйти из позиции жертвы в этих случаях, важно изначально хорошо осознавать свои потребности и мотивы. Не хочет человек что-то делать - он свободен этого не делать. Не нравится ему что-то - он свободен об этом сказать. Не согласен он на что-то - свободен отказаться. Но, если он выбирает стерпеть, а затем предъявить счёт, то, отказываясь от позиции жертвы, ему также придётся отказаться и от вторичных выгод. Теперь другому человеку будет нечего предъявить в качестве счёта, и придётся строить коммуникацию как-то иначе.
Подводя итоги, можно заключить, что в позицию жертвы попадает человек, который отказывается от контакта с собой, своей внутренней силы, опор, ответственности, активности и контроля, проецируя или перекладывая всё это на других. Отказываясь от власти над своей жизнью, он попадает под власть других людей и обстоятельств. Чтобы выйти из этой позиции, важно расставить акценты иначе - вернуть себе всё, что было спроецировано или передано другим, и попробовать распорядиться всем этим самостоятельно.