articles Контроль психологического состояния
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Контроль психологического состояния



30 ноября 2012 г. на Всероссийской научно-практической конференции в Научно-исследовательском институте спорта (ВНИИФК) был зачитан доклад по теме: "Инновационный метод контроля психологической подготовки спортсмена на примере сборной команды России по боксу".
В докладе рассказывается о методе, при помощи которого можно поднять психофизиологические ресурсы спортсмена на 17-50% всего за один час по специальной программе.

Инновационный метод контроля психологических проблемных зон спортсменов на примере основной сборной команды России по боксу

Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна
Российский государственный университет физической культуры,
спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), сотрудник СГЦ, г. Москва,
соискатель кафедры ТиМ прикладных видов спорта
и экстремальной деятельности, e-mail:b2000t@yandex.ru

Балыкин Александр Иванович
соискатель кафедры ТиМ прикладных видов спорта
и экстремальной деятельности ГЦОЛИФК, г. Москва
Генеральный директор ООО АРС «Гармония», e-mail:b2000s@yandex.ru



Актуальность.
Олимпийское движение развивается с каждым циклом, и достижение мировых рекордов становятся все выше, границы физических возможностей, тактико-технических приемов и методик тренировок на исходе. Поэтому осмысление тренерами возможности использования психологических и психофизиологических методов для выявления психологических проблемных зон при подготовке спортсменов и поиска скрытого личностного ресурса спортсмена для повышения его результативности как субъекта спортивной деятельности становиться все актуальнее. Это натолкнуло авторов на создание психосемантической диагностики психологических проблемных зон субъекта спортивной деятельности, посредством регистрации амплитудных показаний кожно-гальванических реакций (КГР), а также способа раскрытия дополнительных ресурсов у спортсменов [1,2,3,4,5,6,7,8].

Целью исследования стало выявление у спортсменов-боксеров с использованием КГР психологических про¬блемных зон, влияющих на дезадаптацию в соревновательной деятельности, а также нахождение способа раскрытия дополнительных психофизиологических ресурсов.

Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование спортсменов, методика по измерению психофизиологических показаний с использованием прибора «Ритмограф», структурированное интервью с использованием регистрации амплитудных показаний кожно-гальванических реакций по методу БОС (способ регистрации – патент РФ №2373965, устройство АПК «ИПЭР» – патент РФ №107482) [8,9].

Организация и результаты исследования.
Исследования проводились на учебно-тренировочных сборах (УТС) основной сборной команды России по боксу (с февраля по июль 2012 г) в г.Чехов и г.Лобня. В эксперименте участвовало 14 спортсменов сборной команды России по боксу. Психосемантическая диагностика психологических проблемных зон спортсмена заключалась в определении проблемной зоны психоэмоциональной напряженности спортсмена, путем использования аппаратно-программного комплекса «ИПЭР-1К», выводящего на экран компьютера регистрируемые величины тонических составляющих и амплитудные показания фазических составляющих кожно-гальванических реакций спортсмена на важные семантические раздражители деятельности спортсмена. Для определения проблемной зоны спортсмена в режиме интервьюирования спортсмена также были разработаны информационные шаблоны. В качестве раздражителя в информационных шаблонах использовали семантические понятия по следующим блокам: взаимоотношение со спортсменами, взаимоотношение с тренером, оценка здоровья, цель, выполнения боевого репертуара по боксу, тактико-технические приемы атак и защит. При регистрации на индикаторе аппаратно-программного устройства резкого максимального падения амплитудных показаний фазической составляющей на фоне регистрируемых абсолютных величин тонических составляющих при воздействии на спортсмена названным семантическим раздражителем диагностируют доминирующий фактор, влияющий на психоэмоциональную дезадаптацию спортсмена в его учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. (рис.1)

Изображение
Рис. 1 - Регистрируемые величины тонических составляющих и амплитудные показания фазических составляющих кожно-гальванических реакций спортсмена на семантические раздражители.

По этическим соображениям участникам эксперимента были присвоены условные названия «спортсмен» с определенным номером. Для определения психологической проблемной зоны спортсмена по блоку тактико-технический арсенал соперника в качестве раздражителя использовали Ф.И.О. предполагаемых соперников и страны их подготовки. В таблице 1 представлены показатели субъективной и объективной оценки соперника. Подчеркнутые слова в таблице обозначает, что именно такие качества соперника для спортсмена являются наиболее стресогенными стимулами, которые будут приводить его к психоэмоциональной напряженности на ринге. При совокупности всех этих стрессогенных качеств, спортсмен не сможет справиться с негативными психологическими реакциями, что приведет к значительному психологическому и физиологическому напряжению, за которыми последуют непредсказуемые действия при ведении поединка. Также из таблицы видно, что показатели субъективной и объективной оценки по стране Монголия и сопернику расходятся, результат поединка – проигрыш.

Показатели субъективной и объективной оценки реакции на соперника. Табл.1
Изображение
Рис.2 - Показатели бальной субъективной оценки и психоэмоциональной напряженности амплитудных показаний фазической составляющей КГР спортсмена.

Для того, чтобы раскрыть дополнительные психофизиологические ресурсы спортсмена, нами был проведен эксперимент по увеличению физиологических показателей спортсмена при составлении психологической программы сопровождения в которую входили, проработка эмоциональных переживаний связанных с прошлыми проигрышами на соревновании, тренировка по управлению эмоциями, моделирование возможных стрессовых элементов боя и т. д. В эксперименте спортсмен проходил первоначальную диагностику на приборе «Ритмограф», после чего с ним проводилась также и психологическая работа по улучшению его психоэмоционального состояния (патент РФ №2373965) с использованием АПК «ИПЭР-1К» (патент РФ №107482).

Изображение
Прохождение диагностики.

В эксперименте спортсмен проходил первоначальную диагностику на приборе «Ритмограф», после чего ему в течение 30 минут проводили психологическую коррекцию с использованием АПК «ИПЭР-1К». Ниже на рисунке 3 приводится таблица 2, в которой показаны результаты до и после психологической программы.

Таблица 2.
Физиологические показатели, регистрируемые на приборе «Ритмограф»
Изображение
Рис.3 - Изменения физиологических показателей спортсмена до и после проведения психологической программы

Из таблицы видно, что за 30 минут психологической коррекции с использованием АПК «ИПЭР-1К» физиологические показатели были улучшены минимум на от 17%, а по некоторым показателям – на 51%

Выводы.
1. Психологические проблемные зоны спортсмена можно определять по семантическим понятиям, отражающим содержание деятельности и тем самым контролировать его психологическую готовность и прогнозировать выступление спортсмена на соревнованиях.
2. Психологическая готовность спортсмена к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности тем лучше, чем меньше у него психологических проблемных зон, являющихся причиной дезадаптации спортсмена.
3. Физиологические показатели спортсмена можно улучшать, применяя психологическую программу сопровождения по снятию эмоциональной напряженности выявленной по доминирующему фактору при использовании АПК «ИПЭР-1К» и влияющую на психологическую готовность спортсмена к соревновательной деятельности.
В процессе исследования подтвердилось практическое значение разработанного авторами инновационного метода контроля психологической подготовки спортсмена.

Смотреть видео доклада -https://www.youtube.com/watch?v=hWvcKgyxmhM

Литература:
1. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. – Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. – 640 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1984. Т.6.Учение об эмоциях. Историко-психологические исследования.
3. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. М. Педагогика.1970. Т.2. С.13, 94-116.
4. Мясищев В. Н. Психологическое значение электрокожной характеристики человека // Труды ин-та мозга им. Бехтерева. - Л., 1935.
5. Павлов И. П. Поли. собр. соч.-М.; Л., 1951, т. IV, с. 429.
6. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. - М., 1946.
7. Юнг К Г. Аналитическая психология. — СПб., 1994.
8. Пат. 107482 Российская Федерация, МКП А61М 21/00. Устройство для оценки психоэмоционального состояния человека / С.М.Качнов, А.И.Балыкин, Т.В.Балыкина-Милушкина; заявитель и патентообладатель ООО АРС «Гармония». - № 2011102973/14; заявл. 21.01.11, опубл. 28.08.11, Бюл. № 23.
9. Пат. 2373965 Российская Федерация, МКП А61М 21/00, А61В 5/05. Способ гармонизации психоэмоцио¬нального состояния человека / А.И.Балыкин, Т.В.Балыкина-Милушкина, П.В.Невзоров, С.М.Качнов; заявитель и патентообладатель ООО АРС «Гармония». - № 2008117272/14; заявл. 05.05.08, опубл. 27.11.09, Бюл. № 33.

---

С уважением, Балыкин Александр Иванович

Академия Развития Способностей "Гармония"






Об авторе статьи

`
Балыкин Александр Иванович

Рейтинг психолога: 7 7

Балыкин Александр Иванович

педагог, психолог
Город: Москва Стоимость приема: 4500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Успех


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍