articles
Предновогоднее время для многих - это время суеты, когда люди готовятся к чему-то новому и необычному, как будто в ожидании чуда. Причём, такое ожидание чуда характерно не только для мистических и религиозных людей, но и для атеистов, скептиков, научных рационалистов. Последние в большей степени склонны проецировать свою потребность в духовных смыслах на праздники (Новый год, 14 февраля, День рождения и т.д.), поскольку в повседневной жизни и серой рутине эта человеческая потребность не находит удовлетворения. Кажется, будто бы мы уже взрослые и мыслим рационально, но на каком-то полубессознательном уровне всё ещё ждём чудес, подарков и загадываем желания под бой курантов.
Архетипически Новый год означает новое начало. Нечто старое подходит к концу, и люди подводят итоги года, а нечто новое обещает начаться. Вокруг этого нового начала, как правило, в народе немало суеверий, главное из которых - "как встретишь год, так его и проведёшь". Исходя из этого суеверия, возможно, Новый год считают особым праздником, и в то же время он вызывает большую тревогу. Кажется, будто бы, если как следует подготовиться к Новому году и встретить его наилучшим образом, он непременно пройдёт хорошо. Так человек пытается снизить уровень своей тревоги перед новым Началом и неопределенностью. Хотя, если подойти к этому вопросу с точки зрения когнитивно-поведенческой психологии, такие установки являются ярким примером когнитивных искажений. Никакой рациональной и причинно-следственной взаимосвязи между тем, как мы встречаем год, и как он проходит, мы не найдём. Однако эта связь есть в психике человека на глубинном архетипическом уровне. И в случае нехватки иных связей и иных источников духовных смыслов такого рода связи могут становиться для человека определяющими - вокруг них сосредотачиваются его тревоги вплоть до того, что они могут стать самосбывающимся пророчеством.
Архетип Начала проявляется не только в тревожных настроениях по поводу завершения старого и начала нового, но и в том, что на Новый год обычно возлагаются большие надежды - люди строят планы, многие стремятся начать новую жизнь. Например, "с Нового года начинаю ходить в зал", "сажусь на диету", "организую себе здоровое питание", "меняю работу" и прочее. Аналогично можно наблюдать попытки начать новую жизнь "с понедельника", но Новый год кажется более весомым событием, проводящим чёткую черту между старым и новым. За счёт этой черты, архетипа Начала и обновления у человека появляются дополнительные силы, чтобы воплотить какие-то изменения в свою жизнь. Хотя, если рассуждать рационально, любое новое начинание можно воплощать хоть с настоящего момента, хоть с завтрашнего дня, и вовсе не обязательно ждать для этого понедельника, растущей Луны, Нового года или Дня рождения. Однако психика работает, исходя из архетипических структур и по архетипическим законам. И часто для достаточной мотивации себя человеку нужно опираться на что-то внешнее - на календарь, значимые даты или что-либо иное, что помогло бы ему структурировать внешний хаос, как когда-то в древние времена это помогали делать ритуалы (например, ритуал инициации, проводящий границу между разными статусами и возрастными этапами жизни человека).
В пространстве современного мира, в котором явно не хватает ритуала и культа и в котором культура инициаций кажется пережитком прошлого, человеку всё же не хватает смыслов, и Новый год становится для него символической микроинициацией, маленькой волшебной дверью в новую жизнь с её новыми возможностями. С рациональной точки зрения, время, в котором мы живём, тоже относительно и обусловлено, ведь, если бы мы жили на другой планете, у нас был бы совсем иной ход времени. Относителен и отсчёт времени - он вполне мог бы быть иным. И, по сути, Новый год, как некая знаменательная дата или возможность перелистнуть страницу и начать всё с чистого листа, также является лишь символической конструкцией нашего ума. Его придумали люди, чтобы упорядочить для себя мир. Поэтому вряд ли стоит относиться к этому празднику излишне серьёзно и слишком переживать, если что-то идёт не так. Ведь это всего лишь некая произвольная дата, которая когда-то была выбрана людьми для удобства временного отсчёта, но вовсе не обязательно возлагать на эту дату ожидание чудес или переломных событий.
Вовсе не обязательно, чтобы Новый год был идеальным, а то, как мы проведём этот год, в сущности, зависит только от нас, а не от мистического стечения обстоятельств его встречи. Не обязательно и начинать новую жизнь в новом году, если человек ещё не готов к столь резким изменениям. Не обязательно и завершать абсолютно все дела в уходящем году, поскольку такое стремление не всегда является реалистичным, но вгоняет человека в тревогу, а то и в депрессию, если он не может ему соответствовать. Если мы продолжаем жить, у нас будет возможность довести все дела до ума и после Нового года, и на это будет ещё много времени. Не обязательно и поддаваться массовым настроениям с непременным подведением итогов года, если год был не очень приятным или пустым, с точки зрения каких-то больших достижений. Рациональный ум стремится всё систематизировать и структурировать, что иногда рискует вылиться в навязчивость и невроз, однако, с точки зрения экзистенций и жизни как целостного потока, вряд ли подведение промежуточных итогов имеет какой-то глобальный смысл.
И последнее, о чём стоит упомянуть, - Новый год обычно считается семейным праздником. В связи с этим обостряются тревоги тех людей, которые по каким-то причинам не могут встретить его в семье, либо тех, у кого в семье есть проблемы, что препятствует праздничному настрою. Исходя из упомянутого выше суеверия ("как встретишь Новый год, так его и проведёшь"), эти люди могут мучиться подспудными мыслями о неотвратимости своего одиночества, хотя, опять же, если очистить Новый год от лишних смысловых и мистических построений, этот день является совершенно обычным днём, точно таким же, как остальные дни. А, значит, скорее всего, в сравнении с целостным контекстом жизни и привычными умонастроениями человека, этот день вряд ли будет особенным. Если человеку весь год было терпимо в одиночестве или в сложных семейных отношениях, вряд ли этот день станет исключением, и ситуация не стоит такой катастрофизации - за один день она не изменится.
Однако в руках каждого придумать и создать себе праздник (хоть в Новый год, хоть в любой иной день), и эта возможность зависит не от факторов внешней среды, а от способности человека управлять своим умом, творчески создавать себе настроение, праздничную атмосферу и смыслы. В этой способности проявляется бесценное для человека умение встать над ситуацией и проявить свою волю, своё мужество быть, не поддаваясь внешним неудачам, внутренним тревогам, шаблонам социальной нормативности и пустым суевериям. Ведь Новый год - день совершенно обычный, это мы делаем его особенным (как и делаем или не делаем таковыми другие дни, по своему усмотрению наполняя их личными смыслами). Так почему бы самому не сделать его особенным для себя и не вложить в него именно те смыслы, которых сейчас не хватает?