articles
Обесценивание психотерапии - процесс, с которым рано или поздно сталкивается в своей практике каждый психолог, поскольку все клиенты разные, защитные механизмы и механизмы сопротивления у них тоже разные, и кто-то выбирает для себя путь обесценивания. Буквально обесценивание означает перечёркивание ценности. На практике оно может быть грубым, когда клиент прямо говорит, что не нужна ему эта терапия, нет от неё никакой пользы, либо более тонким, когда клиент не связывает достигнутые им успехи в терапии с терапевтическим процессом, либо когда он начинает подшучивать над структурой или правилами терапии. В иных случаях клиент может пытаться использовать психолога как друга, подругу, маму или папу, что тоже является формой обесценивания психологической работы. Или вовсе внезапно пропасть на неопределённый срок, зная о том, что для закрытия внутренних процессов важно попрощаться с психологом на завершительной сессии.
Поскольку обесценивание терапии является перечёркиванием её ценности или подчёркнутым непризнанием ценности, за этим процессом, как правило, всё же стоит какая-то личная ценность клиента. Терапия по-своему ценна для него, если своим поведением он акцентирует внимание на ценности. Но почему-то эту ценность болезненно или невыносимо признать в данный момент, и причины могут быть разными. Это может быть перенос, когда терапевт становится пугающе сверхценным для клиента, как когда-то сверхценными были (или остаются сейчас) родители. Страх перед зависимостью от психолога и стремление утвердить свою независимость ("нет, терапия никак не влияет на мою жизнь, я всё сам"). Или фрустрация значимых для клиента потребностей. Например, хочет он дружить или любви, а ему терапию предлагают. Если терапия этого не даёт, плохая терапия, зачем такая нужна. А сил разбираться с истоками этих потребностей и трудностями их удовлетворения нет, поэтому действует принцип "всё или ничего", когда человек хочет получить всё и сразу.
В контрпереносе со стороны психолога обесценивание терапии может переживаться тяжело, поскольку обесцениванию могут быть подвергнуты его профессиональные компетенции, знания, навыки, а то и сама профессиональная позиция. Трудно сохранить устойчивость в этой ситуации, ведь сама по себе такая ситуация является провокативной. Однако грамотный и опытный психолог обычно не принимает обесценивание клиента на свой счёт. Обесценивание - это то, что связано с личными внутренними процессами клиента и его личной историей. Это способ клиента справляться с фрустрацией, неудачами, зависимостью, привязанностью. Его способ обращения с миром и то, что, возможно, мешает ему устанавливать контакты, строить отношения, разрешать проблемы. Другими словами, точка его боли, ядро его проблем. Поэтому, когда обесценивание демонстрируется в терапии, как правило, это означает, что клиент делает нечто подобное далеко не первый раз, но, возможно, сам не замечает того. А, значит, в психологической работе важно дать ему обратную связь, чтобы он мог осознать, что происходит, и проследить, в каких ещё отношениях проявляется подобный сценарий.
Обратная связь при обесценивании может быть дана психологом разными методами. Например, в формате гипотезы или в формате вопроса о том, как клиент сейчас ощущает себя в терапевтических отношениях, что ему нравится и не нравится в них, на что они похожи для него, был ли у него подобный опыт в других отношениях (с родителями, с супругами, с друзьями и т.д.). В провокативной психотерапии или в гештальт-подходе возможно отражение клиенту процесса обесценивания. Например, клиент пришёл на сессию с сильным опозданием, и психолог телесно демонстрирует расслабленное состояние вместо тревоги ожидания. А затем следует совместное обсуждение происходящего. Или в провокативном подходе: клиент не явился на сессию и не предупредил, а в следующий раз такое поведение может повторить психолог, после чего также следует обсуждение. В зависимости от подхода, личности клиента и личности психолога для выведения обесценивания на осознание могут быть использованы разные средства, но во всех случаях важно внести происходящее в процесс, чтобы из отыгрывания оно превратилось в фокус терапии на данном этапе.
При работе с обесцениванием важно понимать, что это достаточно хитрый и сложный процесс. В нём есть соблазны и риски: внезапно завершить терапию, что-то отыграть вместо проговаривания, поддаться сопротивлению, не признать факт обесценивания из-за стыда и т.д. Все эти риски влекут за собой слом терапевтического пространства, что вряд ли будет полезно, если таким образом клиент просто воспроизводит привычный им сценарий, который и привёл его за помощью. Гораздо полезнее будет разобраться в том, что стоит за этим процессом, какие потребности клиента сейчас не удовлетворены, могут ли они быть удовлетворены в принципе и что именно он хочет, но не может сказать терапевту и другим людям, когда обесценивает их.