articles Особенности направленности и уровня развития учебно-профессиональной мотивации студентов
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Особенности направленности и уровня развития учебно-профессиональной мотивации студентов



 

Особенности направленности и уровня развития учебно-профессиональной мотивации студентов

Features of the orientation and level of development of educational and professional motivation of students

УДК 159.9.

 

Мадатова Эстелла Эрнестовна

Аспирант 1 курса аспирантуры направления «Общая
психология, психология личности, история психологии» Кубанского государственного университета.

e-mail: estellamadatova881@gmail.com

Madatova Estella Ernestovna

Post-graduate student of the 1st year of postgraduate studies in the field of General

Psychology, Personality Psychology, history of Psychology at Kuban State University.

e-mail: estellamadatova881@gmail.com

Научный руководитель: Ясько Б.А., доктор психологических наук, профессор

Scientific supervisor: Yasko B.A., Doctor of Psychological Sciences, Professor

                                          

                                               Аннотация

 

Проблема мотивации деятельности является одной из наиболее значимых в рамках изучения психологии личности и рассматривается исследователями в качестве одного из основных факторов развития личности. Отдельное внимание уделяется изучению структурной модели учебно-профессиональной мотивации. Например, таким вопросом задавались А.А. Никитина, Е.В. Павлова, Л.Р. Толстых, Е.В. Гольберт, и др.Вместе с тем сегодня можно говорить о недостаточной освещенности отдельных вопросов, связанных с определением компонентов мотивационной сферы личности студентов, что объясняет актуальность темы исследования.

Annotation

The problem of motivation of activity is one of the most significant in the study of personality psychology and is considered by researchers as one of the main factors of personality development. Special attention is paid to the study of the structural model of educational and professional motivation. For example, such a question was asked by A.A. Nikitina, E.V. Pavlova , L.R. Tolstykh, E.V. Golbert, and others.At the same time, today we can talk about the insufficient coverage of certain issues related to the definition of components of the motivational sphere of students` personality, which explains the relevance of the research topic.

Ключевые слова: образование, студенты, мотивация, учеба

Keywords : education, students , motivation, study

Для проведения исследования была сформирована выборка, включающая 111 студентов 2 и 3 курса Фармации и Прикладной геодезии ИНСПО КУбГУ, среди них 90 девушек и 21 юноша. Средний возраст респондентов - 17,2 лет.

В качестве методов исследования были использованы:

1.      Опросник «Почему я учусь» Р. Валеранда, предназначенный для диагностики компонентов учебной мотивации.

2.      Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудач» А.А. Реана, позволяющий определить мотивационный полюс обучающихся.

3.      Методика М. Рокича «Ценностные ориентации».

Анализ эмпирических данных, полученных в ходе использования опросника Р. Валеранда, позволил сделать ряд выводов. Так, для подавляющего большинства студентов (свыше 60%) характерно преобладание внутренних мотивов учебно-профессиональной деятельности, при которых обучающимся легко дается поддержание концентрации на поставленной задаче. При этом наиболее выраженным компонентом внутренней мотивации становится стремление к знаниям (у 57,8% девушек и 52,4% юношей). В меньшей степени девушек мотивирует стремление к приобретению и наращиванию профессиональных компетенций (37,8%), в то время как аналогичные данные для юношей говорят о значительно более высокой значимости компонента компетентности в будущей профессии (47,6%). Вместе с тем для мужчин характерно отсутствие преобладания мотивации получения новых впечатлений, тогда как среди респондентов-девушек у 4,4% доминирует именно этот компонент внутренней мотивации.

В то же время для трети студентов (32,2% девушек, 38,1% юношей) характерно преобладание компонентов внешней мотивации. В этом случае респонденты могут сталкиваться с трудностями с концентрацией внимания на поставленной задаче, отсутствием достаточного интереса к учебно-профессиональной деятельности, замедленности решения задач; для них характерны пассивность в освоении учебных дисциплин, а также недостаточная вовлеченность в образовательный процесс.

Отдельно необходимо упомянуть о том, что среди студентов с преобладанием факторов внешней мотивации 20% девушек и 19% юношей демонстрируют результаты, говорящие о включении в образовательную деятельность под воздействием различных внешних факторов. Однако из данного количества студентов 61,1% девушек и 71,4% юношей, признавая факт воздействия внешних причин, осознают значимость и пользу включения в образовательный процесс.

Для 33,3% юношей и 30% девушек характерны средне-высокие показатели по шкале амотивации, что демонстрирует низкий уровень заинтересованности в образовательном процессе и слабую осмысленность данного вида деятельности.

Необходимо также отметить разницу между преобладанием мотивации успеха и боязни неудач, выявленной при помощи тестирования респондентов по методике А.А. Реана. Так, среди юношей 42,9% респондентов отличаются ярко выраженной позитивной мотивацией, а такое же количество с респондентами без выраженного мотивационного профиля также чаще склонны действовать, исходя из желания достичь поставленных целей нежели из страха потерпеть поражение. Лишь 4,8% юношей отличаются выраженной боязнью неудачи, а ещё 9,4% респондентов демонстрируют тенденцию к негативной мотивации. При этом обнаруживается значительная разница с показателями мотивационного полюса девушек: 83,3% испытуемых демонстрируют средние значения, при этом 46,7% девушек в большей степени замотивированы на успех, а 36,7% - на неудачу. Ни одна из испытуемых не продемонстрировала преобладание негативной мотивации, а девушек с выраженным позитивным мотивационным компонентом лишь 16,7%. Это позволяет сделать вывод о меньшей деятельностной активности девушек, отсутствии у более чем 30% респонденток значительно выраженных волевых качеств, проявляющихся в определенной направленности, интенсивности и настойчивости учебно-профессиональной деятельности.

Результаты применения

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Рисунок 1- Средние значения по методике М. Рокича

 

Рисунок 2- Средние значения, полученные по методике Шварца

Исследуя полученную информацию, мы можем прийти к выводу, что студенты 2 группы т.е. студенты, обучающиеся по новому образовательному стандарту, имеют ценности направленные на обучение, серьезность и желание работать в выбранной специальности в отличие от студентов образовательного стандарта 2021 года.

Сделанные выводы говорят о недостаточной развитости внутренней мотивации у значительного количества студентов, а также о высоком уровне недооценивания собственного потенциала у респондентов (в особенности среди девушек), что может быть связано с рядом внутренних и внешних причин, среди которых, например, недостаточная осознанность при выборе профессии, отсутствие интереса к ней в целом и к процессу обучения в частности, особенности процесса обучения, связанные с выбором менее эффективных методик преподавания, отсутствие условий для раскрытия личностного потенциала студентов и т.д. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего углубления темы, а также применены при разработке программ психологического сопровождения студентов, направленных на коррекцию и развитие учебно-профессиональной мотивации обучающихся.

 

Литература:

1.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.07.2021 № 449"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01Фармация" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108180034.

2.Сайт министерства образования РФ https://minobrnauki.gov.ru/?amp

3.Мадатова Э.Э. Человек в интернете. https://www.elibrary.ru/item. asp?id= 49300931.

4.Узнадзе Д.Н. Теория установки. 2001.46.

5.Ухтомский А.А. Доминанта.2010.12-18.

Literature:

1. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 449 dated 07/13/2021"On the approval of the federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 33.02.01Pharmacy"

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108180034 2.Website of the Ministry of Education of the Russian Federation https://minobrnauki.gov.ru/?amp

3. Madatova E.E. A man on the Internet. https://www.elibrary.ru/item . asp?id= 49300931.

4.Uznadze D.N. Installation theory. 2001.46.

5.Ukhtomsky A.A. Dominant.2010.12-18.

 

 


Никитина, А. А. Психологическое своеобразие мотивации студентов, вовлеченных в различные виды деятельности: опыт трендового исследования / А. А. Никитина, Е. В. Павлова. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-svoeobrazie-motivatsii-studentov-vovlechennyh-v-razlichnye-vidy-deyatelnosti-opyt-trendovogo-issledovaniya.

Толстых, Л. Р. Особенности мотивационно-ценностной сферы студентов разных курсов обучения / Л. Р. Толстых, Е. В. Гольберт. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsionno-tsennostnoy-sfery-studentov-raznyh-kursov-obucheniya.

 

 






Об авторе статьи

`
Мадатова Эстелла Эрнестовна

Рейтинг психолога: 7 7

Мадатова Эстелла Эрнестовна

Гипнотерапевт. Суггестивная психотерапия. Психоанализ.
Город: Краснодар Стоимость приема: 5000 рублей
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Страхи и фобии


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Турарова Ирина Михайловна
Консультация по Skype

Турарова Ирина

Психолог
Психолог Лаврик Юлия Николаевна

Лаврик Юлия

Психолог-консультант, современная психосоматика
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Мартынец Мария
Консультация по Skype

Мартынец Мария

Семейный психолог, выйти замуж, найти партнера для отношений, трудности с детьми, стресс...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Сытник Екатерина Валерьевна
Консультация по Skype

Сытник Екатерина

Работаю в интегративном подходе с опорой на когнитивно-поведенческий подход.
Психолог Дашкина Ирина Петровна

Дашкина Ирина

Практический психолог




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍