articles Почему ребенок плохо учится
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Почему ребенок плохо учится



Большинство заботливых родителей хотят дать своему ребенку хорошее образование. Они делают все от них зависящее, чтобы ребенок был успешен в школе: помогают выполнять домашние задания, приглашают репетиторов...



Но часто бывает так, что все усилия любящих родителей сводятся на нет - ситуация улучшается лишь на время, а, зачастую, не улучшается совсем. В этом случае, дело, скорее всего, не в лени или невнимательности, и не в родительской некомпетентности. Часто причина лежит намного глубже, и чтобы помочь ребенку, нужно приложить усилия в несколько ином направлении.



Все члены семьи (родители, дети, бабушки, дедушки, дяди, тети - не обязательно проживающие вместе) образуют семейную систему. Система это всегда нечто большее, чем сумма образующих ее частей (например, тело человека - больше чем сумма образующих его внутренних органов). Часто людям кажется, что только они сами решают, как им поступить в той или иной ситуации, в то время как их действия зачастую определяются законами системы, в которую они включены.

Первый закон общей теории систем - это закон гомеостаза. Согласно этому закону система стремится вернуться в равновесное состояние при различных изменениях, происходящих внутри системы, или при внешних воздействиях на систему.

Второй закон общей теории систем можно назвать законом изменений, или законом развития. Этот закон гласит, что только многообразие форм реагирования системы на многообразие внешних или внутренних воздействий способно скомпенсировать эти воздействия.

Для нормального функционирования любой системы эти два процесса должны находиться в динамическом равновесии: система должна развиваться, сохраняя стабильность. Проблемы начинаются тогда, когда один из процессов начинает преобладать.



В семейной системе в качестве стабилизирующего фактора часто выступает ребенок - самое слабое и самое зависимое звено. При этом системный смысл действий ребенка чаще всего скрыт от членов семьи.



Третий, не менее важный системный закон заключается в том, что элементы системы взаимовлияют друг на друга, и невозможно найти самую первую первопричину в цепочке причинно-следственных связей. То есть если в семье возникает проблема, это значит, что все члены семьи тем или иным образом поддерживают ее существование

Поэтому при решении семейной проблемы бесполезно ставить вопрос "кто виноват?". И чтобы найти решение, нужно выяснить, зачем семейной системе нужна эта проблемная ситуация.

Для иллюстрации приведу несколько примеров.

1. Оля учится во втором классе. Мама - редактор, работает в нескольких издательствах, домой приходит поздно вечером. Ребенок всю вторую половину дня один дома. Мама остается с Олей только тогда, когда девочка заболевает, и у нее высокая температура. После болезни у Оли появляются тройки, мама ее ругает, ребенок переживает. В школу Оля ходить не хочет, говорит "надоели эти тройки". Чтобы избежать наказания, исправляет оценки в дневнике, за что ее, разумеется, опять наказывают. В этом случае самый лучший выход - снова заболеть, к тому же это единственный способ получить мамину заботу. Круг замыкается.



2. Саша - третьеклассник. Между родителями Саши сложные отношения; есть много нерешенных вопросов, много тем, касаться которых опасно. Саша способный мальчик, но все время забывает сделать домашнее задание по какому-нибудь предмету, отвлекается на уроках, разговаривает. Маму часто вызывают в школу. После этого родители долго обсуждают между собой Сашино поведение. С системной точки зрения "школьная тема" Саши не случайна: родители сплачиваются вокруг нее. Супругам всегда есть о чем поговорить друг с другом, минуя темы, чреватые конфликтами . В этом случае Саша как бы берет огонь на себя, оберегая родителей от "разборок" между собой.



3. Родители пятнадцатилетней Лены в разводе. Девочку воспитывают мама и бабушка, папа живет отдельно. Лена учится неплохо, но периодически прогуливает школу, о чем классный руководитель сразу сообщает маме. Мама сначала ругает Лену, а потом звонит папе и просит повлиять на ребенка. Папа приезжает к Лене, они долго разговаривают, после этого папа пьет на кухне чай с мамой. Ситуация с прогулами на время нормализуется, но вскоре все повторяется с начала.

Нетрудно догадаться, что своими прогулами Лена бессознательно пытается вернуть отца в семью.



4. Елена родила дочку без мужа. Сейчас девочке 12 лет. Жизнь Елены целиком сконцентрирована вокруг Женечки, каждую проблему девочки она воспринимает как свою, каждую ссору Жени с подругами Елена воспринимает как личную боль. Мысль о том, что дочь когда-нибудь вырастет и заживет своей жизнью кажется Елене невыносимой. Подсознательно ей хочется, чтобы Женя как можно дольше оставалась беспомощным, зависимым от нее ребенком. И Женечка, как преданная дочь, плохо ладит со сверстниками, и поэтому все выходные проводит с мамой. Учеба дается ей с трудом, и мама прикладывает массу усилий, чтобы девочка "держалась на плаву". Так Женя помогает маме справиться с одиночеством.



Я привела всего-лишь несколько примеров недетских детских проблем. Каждая семья уникальна, тем не менее законы развития каждой семьи подчиняются общим законам жизнедеятельности семейных систем, и проблемы возникают тогда, когда эти законы нарушаются.



Большинство родителей успешно помогают своим детям преодолевать возникающие трудности, неизбежные на пути взросления и становления. Но часто членам семьи бывает трудно взглянуть на проблемную ситуацию со стороны, увидеть закономерности ее развития, а, значит, им трудно помочь своему ребенку.



И если проблема становится хронической, то самое разумное обратиться за помощью к профессионалу.

ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ "ЛАД"






Об авторе статьи

`
Фельдман Инна Владимировна

Рейтинг психолога: 6 6

Фельдман Инна Владимировна

сертифицированный системный семейный психотерапевт, работаю со взрослыми людьми как индивидуально, так и с парами.
Город: Москва Стоимость приема: 2000 рублей
  •   Вопросы психологии
  •   Дети
  •   Личность


Надежда |
А что если мне не интересно учиться.? мне интересно заниматься творчеством,там всегда что-то новое,яркое,мне хочется в этом развиваться. Моя бы воля,я бы постоянно что-то искала,читала,делала по теме творчество(театр,музыка).

Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍