articles "Прими меня таким, какой я есть!"
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


"Прими меня таким, какой я есть!"



Самопожертвование уничтожает любовь.

Потому что, когда кто-то отказался от себя,

любить больше некому - его больше нет.

 

Проблема принятия часто становится камнем преткновения в отношениях, поскольку в них каждому важно быть видимым, принятым и любимым. Но порой в борьбе за принятие начинают происходить деструктивные вещи, когда человек требует, чтобы другие его принимали, когда он сам отвергает их, ведёт себя эгоцентрично, проявляет агрессию, нарушает договорённости и всячески крушит саму структуру отношений, лишая их смысла.

Подобные поведенческие проявления могут быть характерны для пограничных личностей, у которых за вопросом принятия стоит глубокая личная боль. Когда-то их не принимали такими, какими они есть, а требовали от них чего-то другого. Например, родители могли не принимать, что ребёнок творческий и с гуманитарным складом ума, и требовать от него ориентироваться в своей учёбе на технические и математические дисциплины, показывая в них успехи. Или родители ничего не хотели слышать не только об интересах и увлечениях ребёнка, но и о его чувствах, желаниях. Хочешь кофту определённого цвета? Перехочешь - мама знает лучше, какая тебе больше к лицу. Не хочешь есть кашу по утрам - оставайся голодным. И т.д.

Ситуация, в которой человека изначально не принимают другие люди в его индивидуальных проявлениях, является травматичной и вызывает огромный внутренний протест. Против такого отношения, естественно, хочется бунтовать, но маленький ребёнок ещё не имеет в себе достаточной силы для бунта, ведь он всецело зависит от своих родителей и не может диктовать им свою власть. Поэтому стремление к бунту не реализуется, как и стремление к тому, чтобы быть услышанным. И во взрослом возрасте человеку на основе этого опыта может казаться, будто никто его не слышит. Будто, чтобы люди увидели, какой он на самом деле есть, и приняли, нужно кричать, бунтовать, показывать себя с самых неприглядных сторон и проявлять насилие или манипулировать и изворачиваться.

Кроме того, ситуация непринятия порождает ложные идентичности и застревания. В каком-то возрасте человеку особенно важно, какую кофту носить, поскольку у него только формируется идентичность. Когда идентичность уже сформирована, этот вопрос отходит на второй план, но, если ей не дали сформироваться, человек может на этом вопросе застрять. И начать идентифицировать себя с одеждой или определённым стилем поведения. Если родители не принимали его злость, ему может казаться, что именно в агрессии и проявляется он настоящий. Хотя, человек может переживать широкий спектр разных чувств, и было бы странно идентифицировать себя с каким-то одним из них. Например, я-настоящий - это моя грусть или моя боль. А радость - это так, показуха. Но, если какое-то чувство было отвергнуто, в дальнейшем оно становится для человека центральным, и для него катастрофически важно, чтобы другие приняли его именно в нём. 

Когда другие люди сталкиваются с подобными поведенческими проявлениями человека, они могут чувствовать недоумение. Непонятно и не вполне справедливо, почему вместо того, чтобы заботиться о благополучной атмосфере в отношениях, человек вдруг начинает в них показывать себя с самых негативных сторон, требуя безусловного принятия. И дело может заходить далеко - "а, если уйду, примешь?", "а, если изменю?", "а, если разобью твою любимую кружку?". Не примешь - значит, не любишь. И здесь происходит подмена понятий. Потому что из такого состояния хочется принятия не здесь и сейчас, а там и тогда. В той детской ситуации и от мамы, которая не приняла. Принятие здесь и сейчас не решит проблему, а лишь усугубит ситуацию. Человек, который недополучил принятия в детстве и пытается восполнить его в настоящем, обречён на проигрыш. Как бы много ему ни давали принятия, ему всегда будет мало. Он никогда не поверит в это принятие и будет проводить свои проверки снова и снова. 

Сам факт, что человек проверяет кого-то на принятие, говорит о том, что в какой-то точке себя человек закрыт для отношений. Именно в эти моменты партнёры или друзья такого человека сталкиваются с закрытой дверью. Вместо диалога в такие моменты начинается агрессия, обиды или игнор. И проблема не в том, что кто-то этого человека не принимает, а в том, что он сам закрывается от диалога и не может спокойно, свободно и с уважением к другим обсудить свои чувства и открыться чужим чувствам, которые могут быть совершенно иными. Вместо этого он аутизируется и инкапсулируется в собственных чувствах, исходя из чего контакт становится невозможным. Невозможным в такой ситуации становится и принятие, круг замыкается.

Если поразмыслить более глобально, можно задаться вопросом, имеет ли смысл ждать абсолютного принятия в отношениях. Ведь отношения не сводятся к сумме двух, они представляют собой нечто третье, объединяющее двоих, общее пространство между ними, точку приложения энергий обоих. Состояние и развитие этого общего пространства является решающим для сохранения и развития отношений. Если ориентироваться на созидание, важно, чтобы такое пространство было экологичным для обоих. Нет смысла портить воздух в комнате, в которой человек хочет надолго остаться. В случае борьбы за принятие в любой ипостаси как раз воздух регулярно портится. В результате в пространстве отношений становится душно и вонюче, в них больше невозможно находиться. И дело не в том, что злиться или обижаться - как-то ненормально, а в формах выражения этих эмоций. Вместо того, чтобы выражать эти чувства словами ("я злюсь", "я обижаюсь"), человек начинает разыгрывать их в общем пространстве отношений, совершая поступки, которые побуждают злиться и обижаться другую сторону тоже. А, когда оба злы и обижены, шансы на то, что они договорятся и поймут друг друга, значительно снижаются. Тем более, снижаются шансы и на принятие. Человеку, которому сделали нечто, что заведомо приведет его в состояние злости и обиды, уже не до принятия - он занят тем, как справиться со своими чувствами, заслоняющими от него того, кто так требовал принятия. 

Кроме того, абсолютное принятие в отношениях всегда подразумевает неравенство. В детско-родительских отношениях мама может безусловно принимать младенца, но мама сильнее и больше, у неё больше ресурсов. Истерика ребёнка вряд ли может ей угрожать или ранить её, ведь он не является сознательным существом и ещё не может контролировать свои импульсы, у него для этого даже нет биологической возможности - структуры мозга, отвечающие за самоконтроль, ещё не сформированы. От взрослого человека, напротив, ожидается ответственная и сознательная позиция. Если он будет оправдывать своё поведение какими-то несформированными структурами или травмами, ему предложат обратиться к врачу. И вряд ли кто-то захочет сознательно терпеть младенческое поведение человека зрелого возраста. У мамы работал (или не работал, если принятия не было) комплекс психофизиологических реакций, а у второго равного взрослого такого ресурса на другого взрослого нет. 

Также, естественно, если двум взрослым людям что-то не нравится друг в друге. Чтобы сделать пространство отношений более экологичным, они могут обсудить это, друг под друга подстроиться и найти компромисс. Вовсе не обязательно, чтобы в партнёре нравилось всё, но далеко не всё является критичным. И, если в партнёре что-то не нравится, не всегда это становится поводом для расставания. Поводом становится то, что особенно существенно и критично, что перечёркивает возможность существования пары. Например, диаметрально противоположные цели, ценности и этические взгляды, либо насилие, которое уничтожает саму возможность дальнейших отношений. Ведь не очень-то логично причинять боль и вред существу, которое является любимым. Напротив, логично стремиться сохранить то, что любишь, а не разрушать это. В противном случае, возникают большие вопросы к тому, любовь ли это или что-то другое. 

Но поглощённому болью от непринятия человеку не до любви. Увы, в своём страдании он видит только себя и, тщетно пытаясь исправить прошлое, он не живёт в настоящем. Лишь после внутренней проработки и интеграции человек становится подлинным-собой, и отпадают осколки его ложных самоотождествлений с мимолётными аффектами, импульсивным поведением и провокациями. Все эти фрагментарные проявления вызывают резонные вопросы - "ты ли это?" и "почему ты считаешь, что это и есть ты-настоящий?". Пока бушуют аффекты и отголоски травм, подлинной личности во всём этом ещё нет места. Она не сформирована, и пока там нечего принимать. Лишь после того, как всё это станет не больше, чем высушенной от аффектов историей, возможно надеяться на принятие, поскольку в отношениях взрослых людей принятие требует рождения личности. 






Об авторе статьи

`
Иванова Татьяна Александровна

Рейтинг психолога: 10 10

Иванова Татьяна Александровна

клинический психолог, юнгианский аналитик
Город: Москва Стоимость приема: 6000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍