articles
Три типа привязанности встречаются наиболее часто. 60-65% случаев это надежный тип привязанности, о котором мы говорили ранее. В 25 % это избегающий тип привязанности, и в 10 % - это амбивалентный (двойственный) тип.
Сегодня рассмотрим, как формируется избегающий тип привязанности.
Вернемся к нашему образу очень маленького ребёнка, который испытывает сильный дискомфорт. Его потребность в эмоциональной поддержке очень высока: ниточка привязанности натянулась до предела. Но в случае привязанности избегающего типа мама даёт ему понять, что малыш может сам справится, и например, не берет его на руки, игнорирует плач.
Раз за разом, малыш начинает понимать, что помощи от взрослых не дождаться. Он учится скрывать свою потребность в эмоциональной поддержке. Фактически он отрезает себя от сильных переживаний, «застывает». Уже к году такой ребёнок понимает, что нельзя укрыться на руках у мамы, нельзя прижаться, спрятаться в маминых объятиях. Такой тип воспитания требует излишне ранней самостоятельности от ребёнка, при отсутствии у него реального опыта жизни.
Внешне такой малыш хорошо справляется с собой, когда близкие уходят и оставляют его с малознакомыми людьми. Таких детей легко водить в детский сад, они не плачут при разлуке с родителями. Но и при встрече с мамой они не выражают особой радости. Они КАК БЫ вполне независимы. Согласно данным исследований - физиологически эти дети при расставании с близкими испытывают весь набор изменений, характерных для стресса: учащенный пульс и повышение кортизола (гормон стресса). Но они НАУЧИЛИСЬ играть роль спокойного и самостоятельного ребёнка. Они выучили, что только такое поведение одобряется. Оставаясь спокойным, можно избежать гнева и обесценивания от родителей.
Естественно, что стресс не имея выхода, накапливается и начинает проявляться в различных соматических симптомах: боли в животе, нарушения сна, головные боли. Становясь взрослыми, такие люди часто имеют ряд серьёзных заболеваний разного спектра. Существуют работы, в которых было показано, что на фоне высокого уровня стресса происходит снижение иммунного ответа, и такие детки начинают часто болеть простудными заболеваниями в детском саду или яслях.
Часто можно видеть такую картину: малыш побежал, споткнулся и упав, ударился. Его сопровождающий произносит примерно такой текст: «Ну, ничего страшного! Ничего же не случилось! Не делай вид, что тебе больно! Сам виноват, нечего было так далеко уходить! Не слушаешься – вот теперь будешь знать! Не стыдно плакать? А еще мальчик!» Многие из нас родилась в 70 и 80 годах прошлого века, нами занимались советские педиатры. Кормить по часам, хочет ли ребёнок есть или нет - неважно! Не приучать к рукам - избалуется! В 23:00 спать! В своей кроватке! Засыпать самому! Если заплачет - не подходить! Проплачется - сам заснёт! У кого-то была добрая бабушка, которая наплевав на рекомендации укачивала на руках, кого-то мама укладывала рядом поспать. Кому-то повезло меньше. И даже сейчас мне попалась в руки книга американского педиатра Марка Вайсблута «Здоровый сон - счастливый ребёнок». Очень полезная книга, все про сон малышей, особенности сна, неврологическое развитие. Только методика обучения самостоятельному сну такая же, как и раньше: уложить ребёнка в кроватку, закрыть дверь и больше не подходить. Поплачет, ну у всех по-разному: кто-то 45 минут, кто посильнее - 1,5 часа и заснут, конечно... И ведь приведены примеры из практика доктора, как мама рыдает в другой комнате, папа сидит рядом с ребёнком и смотрит, чтобы он не задохнулся от крика... Это мировой бестселлер...Да. Засыпает ребёнок рано или поздно не от того, что устал, а от отчаяния. От того, что сдался.
Не рекомендовано, правда, как в остальном следует вести себя с детьми, как в Советском Союзе, или можно на руки брать... Малыш понимает, что потребность в сочувствии и утешении никогда не может быть удовлетворена и, более того, если обнаружишь свое «слабое место», вероятнее всего тебя вовсе перестанут замечать, посмеются или обвинят в слабости. Впоследствии они воспроизводят ту же модель со своими детьми. Внутри у них образуется некий внутренний критикующий родитель. Сталкиваясь с житейскими проблемами, такой взрослый будет теряться, опускать руки. И в голове будет звучать ехидны голос: «Ну ты же мальчик! Чего разревелся? Нюня»
Тяжело было писать что-то... да...
В следующий раз про амбивалентный тип привязанности.