articles «Разработка программы психологической коррекции морально-нравственных установок личности пациентов, находящихся под активным диспансерным наблюдением, с применением метода арт-терапии»
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


«Разработка программы психологической коррекции морально-нравственных установок личности пациентов, находящихся под активным диспансерным наблюдением, с применением метода арт-терапии»



Психологическая коррекция личностных особенностей больных с психическими нарушениями, совершившими общественно опасные деяния, является одной из актуальных проблем современной клинической психологии. Среди прочих внутриличностных структур, взаимосвязанных с риском повторного совершения правонарушения и потому рассматривающихся в качестве мишеней в процессе психотерапии, специалисты (З.О. Георгазде [6], А.А. Ткаченко [14], А.С. Дмитриев, Т.В. Клименко [16]) указывают морально-нравственные установки. В норме данные образования являются регуляторами поведения личности, определяя ее направленность на социально одобряемые поступки и сдерживая деструктивные импульсы. Однако, как отмечают указанные выше специалисты, у лиц, страдающих теми или иными психическими заболеваниями, морально-нравственные установки характеризуются либо низким уровнем развития, либо серьезным искажением. В связи с этим именно морально-нравственные установки представляются важным параметром для психологической коррекции у пациентов, находящихся под активным диспансерным наблюдением.

Одним из методов коррекции морально-нравственных установок личности является арт-терапия (И.А. Бариляк [2]К.В. БеззубикЕ.В. ЕфановС.Н. Образцов [3]). Данный метод используется и для работы с морально-нравственными установками личности людей с психическими заболеваниями (В.Д. Вид [5]). Такое направление арт-терапии, как мульттерапия, также активно применяется для коррекции морально-нравственных установок (М.К. Магомедова [9], Н.В. Новоторцева [11]М.С. Попова [12]). Однако нами не было обнаружено работ, которые на эмпирическом уровне подтверждали бы эффективность мульттерапии как метода коррекции морально-нравственных установок личности пациентов, находящихся под активным диспансерным наблюдением. Данное исследование организовано для того, чтобы разработать программу психологической коррекции морально-нравственных установок личности пациентов, находящихся под активным диспансерным наблюдением, с применением метода арт-терапии и подтвердить эффективность мульттерапии в данном отношении.

Таким образом, целью исследования являетсяразработка программы психологической коррекции морально-нравственных установок личности пациентов, находящихся под активным диспансерным наблюдением, с применением метода арт-терапии.

Объектом исследования являются морально-нравственные установки личности пациентов, находящихся под активным диспансерным наблюдением. 

В качестве предмета исследования выступаетдинамика морально-нравственных установок личности пациентов, находящихся под активным диспансерным наблюдением, в процессе направленной психологической коррекции с применением метода арт-терапии. 

В исследовании приняли участие мужчины в возрасте от 19 до 45 лет, совершившие общественно опасные деяния и находящиеся под активным диспансерным наблюдением. 

Выдвинуты следующие гипотезыисследования: 

1. Пациенты, находящиеся под активным диспансерным наблюдением, характеризуются такими особенностями морально-нравственных установок личности, как низкая моральная нормативность, неадекватность в оценке ожидаемого отношения от других, недостаточность саморуководства и самоконтроляотсутствие приверженности социальным нормам, неопределенное отношение к категориям морали и нравственности. 
2. Арт-терапия является одним из эффективных средств коррекции морально-нравственных установок личности, что позволяет включить отдельные элементы арт-терапии в комплексную программу психологической коррекции морально-нравственных установок личности пациентов, находящихся под активным диспансерным наблюдением. 

Для достижения цели исследования и проверки гипотез были сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ современных научных публикаций по проблеме морально-нравственных установок личности у лиц, совершивших общественно опасные деяния. 
2. Провести исследование морально-нравственных установок личности пациентов, находящихся под активным диспансерным наблюдением и входящих в экспериментальную и контрольную группы. 
3. Разработать и провести программу психологической коррекции морально-нравственных установок личности пациентов, находящихся под активным диспансерным наблюдением, с применением метода арт-терапии.
4. Провести повторное исследование морально-нравственных установок личности пациентов, находящихся под активным диспансерным наблюдением и входящих в экспериментальную и контрольную группы.
5. Сравнить особенности морально-нравственных установок личности пациентов, находящихся под активным диспансерным наблюдением и входящих в экспериментальную и контрольную группы, до и после проведения программы психологической коррекции. 

В соответствии с задачами были избраны следующие методы исследования: 

1. Наблюдение, клинико-психологическая беседа, анализ медицинской документации.
2. Психодиагностические методики и опросники: тест-опросник самоотношения (авторы В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); 16-тифакторныйличностный опросник (автор Р. Кеттелл); многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (авторы А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин); методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) (авторы Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд); анкета, разработанная автором исследования для выявления общей осведомленности испытуемых о морально-нравственных категориях. 

По итогам теоретического обзора научной литературы было установлено, что активное диспансерное наблюдение (АДН) это форманаблюдения за больными, представляющими потенциальную общественную опасность [8]Как отмечает Н.А. Чупринина, психотерапия в данном случае является одной из составляющих целостной психосоциальной реабилитации, нацеленной на восстановление или формирование психологических ресурсов, которые обеспечивали бы интеграцию или реинтеграцию в социум [18]Как правило, психотерапия, имеющая место в период АДН, направлена на формирование у пациентов навыков адекватного межличностного взаимодействия с учетом когнитивного, аффективного и поведенческого аспектов данного процесса. Кроме того, как отмечает А.А. Ткаченко, при помощи тренинговых занятий проводится обучение пациентов методикам саморегуляции [14]

А.А. Ткаченко указывает, что в случае пациентов, замеченных в совершении ООД, центральной задачей становится обеспечение контроля – как внутреннего, так и внешнего. Решение данной задачи позволяет предотвратить агрессивные действия пациентов [14]

Одна из задач психотерапии, применительно к пациентам, в отношении которых существует опасность повторного совершения правонарушения, заключается в повышении уровня их морально-нравственного сознания, формирования социально приемлемых морально-нравственных установок. 

Для формулировки определения морально-нравственных установок необходимо рассмотреть понятия морали и нравственности. В соответствии с философским словарем С.С. Гогоцкого, под моралью понимают нормы отношений между людьми, включающие основополагающие ориентации и жизненные принципы, регулирующие цели и мотивы совершаемых поступков [7]

В словаре Д.Н. Ушакова нравственностью названа система норм, регулирующих поведение человека в обществе [17]В энциклопедическом словаре И.Е. Андриевского нравственность рассматривается как качество, воплощающее душевные свойства человека, базирующиеся на идеалах добра, справедливости, чести и реализующиеся в его отношении к другим людям и миру природы [1]. По указанию большого психологического словаря, фундаментнравственности составляет гуманное отношение к окружающим [4]

Таким образом, на основании рассмотренных выше определений под морально-нравственными установками мы будем понимать систему взглядови представлений человека о должном поведении и отношении к другим людям и миру, обладающую относительной устойчивостью и стабильностью и формируемую под влиянием жизненного опыта и знаний субъекта. Морально-нравственные установки регулируют поведение личности в ситуациях, где затрагиваются категории добра и зла, справедливости и несправедливости, чести и бесчестности, определяя, в том числе, приверженность гуманизму или эгоцентризму. 

Что касается особенностей морально-нравственной сферы личности у пациентов, находящихся под АДН, то О.А. Макушкина, В.Б. Голланд и Л.А. Муганцева указывают на свойственное представителям данного контингентаигнорирование социальных, моральных и правовых норм. Зачастую представители описываемойкатегории лиц отличаются отсутствием духовных интересов, эгоистичностью, конфликтностью, а также низким уровнем развития высших нравственных чувств [10].

Одним из методов коррекционной работы с морально-нравственными установками является арт-терапия. А.И. Копытин предлагает рассматривать ее как отдельную областьпсихотерапевтической деятельности, в которой для выражения внутреннего мира клиента используются разнообразные изобразительные материалы и создаются особые условия, предполагающие присутствие психотерапевта, что позволяет клиенту осознать связь продуктов своего творчества с содержанием внутреннего мира [9].

В русле данной работы нас интересует такое направление арт-терапии, как мульт-терапия. Н.А. Сакович определяет мульт-терапиюследующим образом: это психокоррекционныйпроцесс созерцания и раскрытия внутреннего и внешнего мира, осмысления прошлого опыта имоделирования желаемого будущего при помощи такого жанра кино, как мультипликация, и при условии индивидуального подбора мультфильмов в соответствии с проблемой клиента [13].

Как указывает М.С. Попова, мульт-терапия представляет собой эффективный инструмент для работы с морально-нравственной сферой личности[12], что Р.А. Самофал объясняет действием механизма идентификации [15]. Н.В. Новоторцеваотмечает, что мульт-терапия дает высокие результаты в работе с пациентами, имеющими нарушения интеллектуального развития [11]О.А. Макушкина и др. утверждают, что мульт-терапия позволяет сформировать ценностно-смысловые компетенции и моральные установки, способы ненасильственного взаимодействия с окружающими людьми, а также способствует развитию сострадания и сопереживания, пониманию возникающих у зрителя эмоций и их разделению на положительные, отрицательные и нейтральные [10].

Мы считаем, что применение данного метода будет оправданным и в отношении пациентов, находящихся на АДН. Однако нами не было обнаружено эмпирических исследований, посвященных данной проблеме. С целью проверки выдвинутого предположения о возможности коррекции морально-нравственных установок личности пациентов, находящихся под активным диспансерным наблюдением, путем мульт-терапии нами будет проведено самостоятельное исследование. В итоге будет разработана программа психологической коррекции морально-нравственных установок личности пациентов, находящихся под активным диспансерным наблюдением, с применением метода арт-терапии.

Список использованной литературы:

1. Андриевский И.Е. Энциклопедический словарь. – М.: Книга по требованию, 2019. – 511 с. 
2. Бариляк И. А. Арт-терапия и изо-деятельность в условиях дошкольного образовательного пространства // Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография / Под ред. Т. А. Жалагиной, Л. Ж. Каравановой, Е. Д. Короткиной. - Тверь: ТГУ, 2014. – С. 49-59.
3. Беззубик К.В., Ефанов Е.В., Образцов С.Н.Арт-терапия в комплексном лечении наркозависимых людей // Сервис plus. 2009. № 2. – С. 14-21. 
4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 672 с. 
5. Вид В.Д. Психотерапия шизофрении. СПб: Питер, 2008. – 512 с. 
6. Георгадзе З.О. Судебная психиатрия. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 239 с.
7. Гогоцкий С.С. Философский словарь. СПб.: Тропа Троянова, Издательское товарищество «Роща Академии», 2009. 296 с. 
8. Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании от 2 июля 1992 г. N 3185-I. 
9. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002. – 368 с:
10. Макушкина О.А., Голланд В.Б., МуганцеваЛ.А. Мониторинг и десятилетний тренд развития судебно-психиатрической профилактики в психиатрической службе страны (2007–2016 гг.): Информационно аналитический справочник. – М.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2018. – 244 с.
11. Новоторцева Н.В. Анимационная деятельность в коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими нарушения интеллектуального развития // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 2. – С. 34-37. 
12. Попова М.С. Развитие нравственных качеств младших школьников с использованием мульт-терапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/640476/ 
13. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2004. – 224 с. 
14. Руководство по судебной психиатрии / Под ред. А.А. Ткаченко. В 2 т. Т. 1. – М.: Юрайт, 2017. – 449 с. 
15. Самофал Р.А. Использование мульттерапии в коррекции вербальной агрессии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 1. – С. 94-97. 
16. Судебная психиатрия / Под ред. А.С. Дмитриева, Т.В. Клименко. М.: Юристъ, 1998. – 408 с.
17. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. – М.: Хит-книга, 2017. – 960 с. 
18. Чупринина Н.А. Психотерапия в амбулаторной системе психиатрической реабилитации лиц с психическими расстройствами непсихотического и психотического уровня // Современная терапия в психиатрии и неврологии. 2011. № 1. – С. 26-28. 

 






Об авторе статьи

`
Флора Мартиросян Гагиковна

Рейтинг психолога: 4 4

Флора Мартиросян Гагиковна

Клиническая психология
Город: Москва
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья
  •   Страхи и фобии


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Ребриева Александра Александровна

Ребриева Александра

Гештальт-консультант, Арт-терапевт, семейный психолог
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Савельева Дарья Сергеевна
Консультация по Skype

Савельева Дарья

Сертифицированный гештальт-терапевт, работаю с взрослыми в личной формате
Психолог Мещанова Светлана Николаевна

Мещанова Светлана

Психолог, гештальт-консультант, работаю в интегративном подходе, индивидуально со...
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Максакова Елена Васильевна

Максакова Елена

1 высшее - Психолог-педагог 2 высшее - Консультирующий психолог (заканчиваю обучение в...
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍