articles Резервы личностного потенциала спортсмена
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Резервы личностного потенциала спортсмена



В журнале «Спортивный психолог» (http://www.sport-psy.ru/magazine) от 2014/№3(34)
ИзображениеИзображение

опубликована статья:

РЕЗЕРВЫ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА ГАНДБОЛИСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Авторы:
Изображение
Игнатьева В.Я. - д.п.н., профессор, тренер по научному обеспечению подготовки женской национальной команды России, e-mail:otrada116@mail.ru
Изображение
Балыкина-Милушкина Т. В. - психолог женской национальной команды России, e-mail:b2000t@yandex.ru, http://www.iper1k.ru
Изображение
Балыкин А.И. - генеральный директор ООО АРС "Гармония", член КНГ женской национальной команды России, e-mail:b2000s@yandex.ru, http://www.osoznanie.biz

---------
Ключевые слова: методика определения психоэмоциональной напряженности личности, высшее мастерство, дезадаптация, психосемантическая диагностика, психоэмоциональная напряженность, проблемные зоны спортивной деятельности.
Keywords: technique of definition of psycho-emotional tension of the personality, higher skill, psychosemantic diagnosis, disadaptation, psycho-emotional tension, problem areas in sporting activity.

Резюме. Статья посвящена методике определения психоэмоциональной напряженности, дезадаптации личности и коррекции проблемных зон гандболисток спорта высших достижений с использованием психосемантической диагностики.

Актуальность. Современное состояние гандбола отличает резкий рост конкуренции на мировой арене, что требует системного подхода в управлении подготовкой игроков. Качество управления подготовкой гандболисток высокой квалификации в значительной мере обусловлено своевременной коррекцией содержания и направленности учебно-тренировочного процесса на основе объективного контроля их подготовленности.
Summary. The article is devoted to the methodology for determining psycho-emotional tension, disadaptation of the personality and correction of problem zones handballer sport of the highest achievements with the use of psychosemantic diagnostics.

Гандбол - игра высокой степени конфликтности, прямого противостояния сторон. В процессе соревнования игроку приходится испытывать психическое напряжение. Прежде всего, от борьбы с собственными слабостями: усталостью, боязнью травмы, не результативностью бросков. В процессе всей игры приходится бороться с противником, который постоянно создает конфликтные ситуации. Если полевой игрок может выбрать несколько вариантов действий в одной и той же ситуации, то вратарь должен выбрать единственно правильный прием для защиты ворот, чтобы не пропустить мяч, выполнить прием с необходимой скоростью и точностью. Наконец, взаимодействия с собственными партнерами не всегда ладятся, что нередко вызывает взрыв отрицательных эмоций.

Изображение

Рис. 1. Ресурс межличностных отношений у гандболистки сборной команды России

Специалисты спорта постоянно ищут возможность использования психологических и психофизиологических методов для определения личностного потенциала и выявления проблемных зон с целью повышения результативности спортивной деятельности гандболистов [2].

Целью нашего исследования было повышение мастерства гандболисток высокой квалификации на основе выявления личностного потенциала и коррекции проблемных зон их спортивной деятельности.
В исследовании приняли участие гандболистки сборной команды России: ЗМС, МСМК и МС. Исследования проводились по программе комплексной научной группы, в составе которой были все авторы статьи, во время учебно-тренировочных сборов к чемпионатам Европы, Мира и Олимпийским играм 2005-2008 г.г.

Методика исследования. Между эмоциями и физиологическими сдвигами в организме существует взаимосвязь. Ученые давно обратили внимание на то, что кожно-гальваническая реакция (КГР) ведет себя как индикатор психического состояния человека, реагируя на физические и психофизиологические изменения в организме человека [б]. КГР - одна из разновидностей электродермальной активности кожи, показатель ее электропроводимости. Ее показатели имеют фазическую и тоническую формы. Фазическая форма КГР - один из компонентов ориентировочного рефлекса, возникающего в ответ на новый стимул. Реакция КГР показывает интенсивность осознанных переживаний, психологическую значимость внешнего воздействия и приоткрывает тайну неосознаваемых процессов [1,3].

Это позволило создать диагностику [5], которая определяет психоэмоциональную напряженность спортсмена. Она выявляет проблемные зоны по семантическим раздражителям, которые приводят к дезадаптации спортсменов в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Аппаратно-программное устройство - ИПЭР-1К выводит на экран компьютера регистрируемые величины тонических составляющих и амплитудные показания фазических компонентов кожно-гальванических реакций спортсмена на семантические раздражители [4].

В содержании вида спорта гандбол нами было выделено 12 областей семантических понятий, описывающих спортивную деятельность гандболистов: способности личности, учебно-тренировочная и соревновательная деятельность, межличностные взаимоотношения, игровые зоны, зрительное восприятие, игровые моменты, амплуа, зоны бросков, броски, тактические действия, мотивация, психосоматика.

Для определения проблемных зон в этих 12 областях были созданы информационные шаблоны-интервью. Во время интервью определяли сознательную оценку гандболисткой своей деятельности и одновременно регистрировали наличие или отсутствие падения амплитудных показаний фазической составляющей по названным семантическим раздражителям.

В качестве раздражителя использовали смысловые вербальные стимулы в режиме интервьюирования. Сначала регистрировали абсолютные величины тонических составляющих гандболистки, далее при воздействии на спортсменку определенным семантическим раздражителем регистрировали колебания фазической составляющей, которые отражались на индикаторе аппаратно-программного устройства ИПЭР-1 К.

Изображение

Рис 2. Психологический профиль сознательной оценки выполнения броска гандболисткой и показателя фазической составляющей при воздействии семантическими раздражителями шаблона "Броски в гандболе"

Результаты исследования. Знакомство с командой начали с исследования ресурса меж-личностных взаимоотношений. У значительного количества игроков межличностные взаимоотношения оказались проблемной зоной. На рис.1 представлена диаграмма межличностных отношений одной из спортсменок с игроками команды, позволяющая выявить ресурс для повышения ее производительности в спортивной деятельности.

Видно, что гандболистка испытывает значительное психоэмоциональное напряжение в отношении с коллегами по команде. С 8 членами группы (30%) ее отношения можно назвать дружескими, не оказывающими отрицательного влияния на ее деятельность. Не все ладится во взаимоотношениях с подругами по команде № 1, 4, 11, 12, 13 и 14. Особенно большое напряжение у нее наблюдается в отношениях с четырьмя игроками - № 5, 6, 7 и 17. Налаживание взаимоотношений - это ее ресурс, который у представленной гандболистки составлял 50%. Наша задача состояла в том, чтобы помочь гандболистке реализовать этот ресурс в ее спортивной деятельности. Для этого выявили степень отношения к ней игроков команды, чтобы понять суть проблемы, и провели коррекцию ресурса. В процессе одного тренировочного сбора ресурс изменился с 50% до 30%. Однако взаимоотношения с гандболистками № 5 и № 7 в процессе этого сбора изменить не удалось, они так и остались напряженными.

На основе выявленных проблемных зон психоэмоциональной напряженности при исследовании межличностных взаимоотношений были определены приоритеты гандболисток, что дало возможность улучшить их психологический климат и скорректировать рабочую атмосферу в коллективе.

Кроме этого, данная методика контроля позволила выявить разницу между сознательной самооценкой мастерства гандболисткой при различных способах выполнения броска и данных регистрации показателей на индикаторе аппаратно- программирующего устройства. При обследовании даже у игроков такой высокой квалификации выявили значительное количество проблемных зон, о которых они не подозревали. Эти данные спортсменки восприняли положительно.

Рисунок 2 демонстрирует психологический профиль при воздействии семантическим раздражителем по шаблону "Броски в гандболе".

Видно, что гандболистка дала высокую сознательную оценку своему мастерству в броске всеми способами. Однако психосемантическая диагностика выявила, что у нее наблюдается высокая психологическая напряженность при оценке мастерства своего броска способом "сбоку" есть сомнения средней напряженности в успехе бросков "по ушам" "в карман" и "с отрыва".

Психологическая диагностика показала проблемные зоны в осуществлении способов броска у гандболисток. С ее помощью появилась возможность рекомендовать методику совершенствования в технике и тактике этого приема игры.

Постепенно по всем областям, описывающим спортивную деятельность в гандболе, составили психологические профили гандболисток. Не все спортсменки имели выраженные проблемные зоны по всем областям и не все нуждались в коррекции своей деятельности. Поэтому работа велась индивидуально с каждой спортсменкой, у которой наблюдались наиболее выраженные проблемы, и всегда интимно, т.к. гандболистки не приветствуют разглашения своих недостатков.

Выводы. В процессе исследования подтвердилось практическое значение психосемантической диагностики определения психоэмоциональной напряженности для характеристики проблемных зон гандболисток высокой квалификации, влияющих на дезадаптацию в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. За период работы КНГ сборная команда России дважды стала чемпионом мира 2005 и 2007 г.г, бронзовыми призерами чемпионата Европы (в 2006) и серебряными призерами Олимпийских игр 2008 в Пекине.


Литература.
1. Блейхер В.М. Толковый словарь психиатрических терминов / В.М. Блейхер, И.В. Крук. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.-640 с.
2. Игнатьева В .Я. Формирование игрового состава гандбольной команды с учетом свойств личности игроков / В.Я. Игнатьева // Спортивный психолог. - 2010. - № 1 (19). - 50 с.
3. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы / А.Р. Лурия - М.: Педагогика. - 1970. - Т.2. - 116 с.
4. Пат. 107482 Российская Федерация, МКП А61М 21/00. Устройство для оценки психоэмоционального состояния человека / С.М. Качнов, А.И. Балыкин, Т.В. Балыкина-Милушкина; заявитель и патентообладатель ООО АРС "Гармония". - № 2011102973/14; заявл. 21.01.11, опубл. 28.08.11, Бюл. № 23.
5. Пат. 2373965 Российская Федерация, МКП А61М 21/00, А61В 5/05. Способ гармонизации психоэмоционального состояния человека / А.И. Балыкин, Т.В. Балыкина-Милушкина, П.В. Невзоров, С.М. Качнов; заявитель и патентообладатель ООО АРС "Гармония". - №2008117272/14; заявл. 05.05.08, опубл. 27.11.09, Бюл. №33.
6. Психологическое значение электрокожной характеристики человека // Психологические исследования / В.Н. Мясищев; под ред. зав. сектором психологии института Б.Г. Ананьева. - Л.,1939. - Т. IX. - 135-183 с.
7. Балыкин А.И. Модульная программа развития творческого потенциала тренера /Балыкин А.И.// Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2012. - N 2. - С. 21-23.






Об авторе статьи

`
Балыкин Александр Иванович

Рейтинг психолога: 7 7

Балыкин Александр Иванович

педагог, психолог
Город: Москва Стоимость приема: 4500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Успех


Добавить новый Комментарий


Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍