articles Роковая женщина как архетип: кто она?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Роковая женщина как архетип: кто она?



Look my eyes are just holograms

Look your love has drawn red from my hands

From my hands you know you`ll never be

More than twist in my sobriety*

 

Архетип роковой женщины в культуре - животрепещущая тема для многих людей, и именно вокруг неё часто строятся запросы клиентов на тему безответной любви и страданий из-за неё, неудачных попыток отношений и обломанных ожиданий. Кроме того, в современной культуре можно заметить высокий накал агрессии мужчин по отношению к женщинам. В интернет-пространстве создаются группы, оставляются комментарии на тему того, как женщина обманула, дала надежду и не оправдала её, изменила, ушла, а он потратил на неё время, деньги, иные ресурсы, а в итоге остался ни с чем. Такие истории похожи друг на друга, и из них можно было бы сложить сказку или миф, архетипический паттерн. 

Кто же такая роковая женщина и кем оказываются её жертвы? Исходя из юнгианской психологии, роковая женщина - это та, которая цепляет Аниму мужчины, и на которую легче всего лечь проекции его Анимы. Как правило, стереотипные мужчины стремятся отмежеваться от всего женского в себе, чтобы быть мужественными. А, значит, имеют плохой контакт со своей Анимой, внутренней женщиной. От этого плохого контакта она становится бессознательной и начинает управлять мужчиной. Он может замечать, что у него часто меняется настроение без причин, либо ему словно против его воли нравятся женщины, с которыми у него точно не получится никаких отношений. Это значит, что при определённом стечении обстоятельств и недостатке осознанности для мужчины любая женщина может стать роковой. Но на некоторых женщин эта проекция ложится более органичным образом, и что же в них такого особенного?

Итак, во-первых, роковая женщина, прежде всего, пуста. Она пуста не в том смысле, что в ней нет содержания, но пуста в смысле своей загадочности. О ней мало что известно, а, если и известно что-то, оно непонятно и неоднозначно. Психика, как и природа, не терпит пустоты, и пустоту всегда хочется чем-то наполнить. А чем её наполнять, помимо того психического содержания, что уже есть в нас? Поэтому чем меньше женщина проявляет себя, тем больше соблазн для такой проекции. Роковая женщина чем-то напоминает хамелеона - ей может быть приписана любая проекция, потому что непонятно, кем она является на самом деле. 

Во-вторых, роковая женщина противоречива. Если с ней всё понятно и однозначно, она вряд ли вызовет такой острый интерес. Но, если в ней есть непримиримые противоречия, которые для мужчины также актуальны, либо непонятны, неразрешимы, в нём загорается интерес к тому, чтобы их разрешить, упорядочить для себя. Противоречивое и неоднозначное вызывает смешанные чувства, поскольку актуализирует сильное напряжение психики. Между противоположностями всегда хочется найти нечто третье, что бы их снимало и разрешало. Но, если человек не в состоянии это сделать, противоположности будут долго терзать его и приковывать его внимание. 

В-третьих, роковая женщина выдерживает интригующий баланс между дистанцией и близостью, отдалением и приближением. С одной стороны, она недоступна, по каким-то причинам с ней невозможны отношения (или полноценные отношения), либо невозможен секс. С другой стороны, она идёт на контакт, и этот контакт кажется довольно открытым, откровенным. Часто в роли роковой женщины может оказаться простая подруга, с которой можно пооткровенничать, но поговорить с ней о своих чувствах мужчина не может или стесняется, а потому он начинает переживать фрустрацию, копить обиду и жаловаться, что она его "френдзонит".

В-четвёртых, роковая женщина - та, которая фрустрирует. Если бы с ней можно было легко закрыть все свои потребности и открыто обсудить свои чувства, она бы не была роковой. Но по каким-то причинам открытое обсуждение чувств невозможно. Либо она уклоняется от этого разговора, либо в мужчине не хватает решимости, либо у неё есть какие-то недостижимые идеалы. И тут она становится недосягаемой целью, которой можно быть бы достичь при определённых условиях - стать другим, стать лучше, стать её идеалом, попробовать заслужить её расположение. Всё это побуждает к развитию и движению, но цель отдаляется, а незавершённому действию свойственно надолго впечатываться в память.

В-пятых, часто роковая женщина - это та, с которой есть конфликт, противоречия или энергия для борьбы. С роковой женщиной обычно нет согласия. С ней интересно спорить, но в этом споре не выигрывает ни одна сторона. Поэтому отношения с ней наполнены остротой и азартом. В этих чувствах есть надежда на выигрыш (изменить её, убедить её в чем-то, добиться её), но в то же время выигрыш оказывается недоступным здесь и сейчас, а, значит, переносится в будущее и питает надежду.

Исходя из психологической структуры явления, роковая женщина - это вовсе не та, которая "самая красивая" или "самая стервозная". Чаще всего это просто обычный человек, который толком сам не разобрался в своих чувствах, а потому не может сказать однозначного "да" или "нет". В иных случаях роковая женщина оказывается чистой проекцией, поскольку на практике она может и не знать о том, что у мужчины к ней есть какие-то чувства из-за его нерешительности, и тогда история с ней является его личным мифом, который он творит и воспроизводит у себя в голове для самого себя как игру одного актёра.

Чем крепче связывается с женщиной проекция мужской Анимы, тем больше он теряет себя в таких отношениях, поскольку ему кажется, что такая женщина забрала частичку его самого, и лишь с ней эту частицу себя возможно вернуть. Поэтому ради неё он готов на подвиги и свершения, но в то же время он бесконечно обижен на неё, поскольку ему кажется, что она забирает с собой его часть и не отдаёт её. На психологическом уровне такой конфликт может быть разрешён только самим мужчиной, ведь только в его власти понять, что он сам спроецировал на неё свой внутренний идеальный образ, а, значит, только он может забрать себе этот образ обратно.

Психологическая работа с такими историями заключается в том, чтобы вернуть мужчине ответственность за его личные проекции и попробовать понять тайный смысл этих проекций - к чему на самом деле он стремится, когда стремится к ней, и как это связано с его личным развитием, с его Самостью и индивидуацией. 

* В эпиграфе статьи приведена цитата из песни  "Twist in My Sobriety" Tanita Tikaram.






Об авторе статьи

`
Иванова Татьяна Александровна

Рейтинг психолога: 10 10

Иванова Татьяна Александровна

клинический психолог, юнгианский аналитик
Город: Москва Стоимость приема: 6000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Кульпекша Виталий Геннадьевич
Консультация по Skype

Кульпекша Виталий

ПСИХОЛОГ online/offline
Психолог Хидоятов Алексей Игоревич

Хидоятов Алексей

Психолог, сертифицированный-гештальттерапевт, сексолог. Групповой терапевт
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Позднякова Марина Андреевна
Консультация по Skype

Позднякова Марина

Юнгианский психоаналитик, работаю индивидуально с взрослыми (от 18 лет) людьми
Психолог Клюкина Екатерина Сергеевна
Консультация по Skype

Клюкина Екатерина

Дипломированный психолог, работаю индивидуально со взрослыми людьми.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Аммосова Ирина Анатольевна

Аммосова Ирина

Практикующий психолог, травматерапевт, песочный терапевт, семейный терапевт,...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍