articles
Look my eyes are just holograms
Look your love has drawn red from my hands
From my hands you know you`ll never be
More than twist in my sobriety*
Архетип роковой женщины в культуре - животрепещущая тема для многих людей, и именно вокруг неё часто строятся запросы клиентов на тему безответной любви и страданий из-за неё, неудачных попыток отношений и обломанных ожиданий. Кроме того, в современной культуре можно заметить высокий накал агрессии мужчин по отношению к женщинам. В интернет-пространстве создаются группы, оставляются комментарии на тему того, как женщина обманула, дала надежду и не оправдала её, изменила, ушла, а он потратил на неё время, деньги, иные ресурсы, а в итоге остался ни с чем. Такие истории похожи друг на друга, и из них можно было бы сложить сказку или миф, архетипический паттерн.
Кто же такая роковая женщина и кем оказываются её жертвы? Исходя из юнгианской психологии, роковая женщина - это та, которая цепляет Аниму мужчины, и на которую легче всего лечь проекции его Анимы. Как правило, стереотипные мужчины стремятся отмежеваться от всего женского в себе, чтобы быть мужественными. А, значит, имеют плохой контакт со своей Анимой, внутренней женщиной. От этого плохого контакта она становится бессознательной и начинает управлять мужчиной. Он может замечать, что у него часто меняется настроение без причин, либо ему словно против его воли нравятся женщины, с которыми у него точно не получится никаких отношений. Это значит, что при определённом стечении обстоятельств и недостатке осознанности для мужчины любая женщина может стать роковой. Но на некоторых женщин эта проекция ложится более органичным образом, и что же в них такого особенного?
Итак, во-первых, роковая женщина, прежде всего, пуста. Она пуста не в том смысле, что в ней нет содержания, но пуста в смысле своей загадочности. О ней мало что известно, а, если и известно что-то, оно непонятно и неоднозначно. Психика, как и природа, не терпит пустоты, и пустоту всегда хочется чем-то наполнить. А чем её наполнять, помимо того психического содержания, что уже есть в нас? Поэтому чем меньше женщина проявляет себя, тем больше соблазн для такой проекции. Роковая женщина чем-то напоминает хамелеона - ей может быть приписана любая проекция, потому что непонятно, кем она является на самом деле.
Во-вторых, роковая женщина противоречива. Если с ней всё понятно и однозначно, она вряд ли вызовет такой острый интерес. Но, если в ней есть непримиримые противоречия, которые для мужчины также актуальны, либо непонятны, неразрешимы, в нём загорается интерес к тому, чтобы их разрешить, упорядочить для себя. Противоречивое и неоднозначное вызывает смешанные чувства, поскольку актуализирует сильное напряжение психики. Между противоположностями всегда хочется найти нечто третье, что бы их снимало и разрешало. Но, если человек не в состоянии это сделать, противоположности будут долго терзать его и приковывать его внимание.
В-третьих, роковая женщина выдерживает интригующий баланс между дистанцией и близостью, отдалением и приближением. С одной стороны, она недоступна, по каким-то причинам с ней невозможны отношения (или полноценные отношения), либо невозможен секс. С другой стороны, она идёт на контакт, и этот контакт кажется довольно открытым, откровенным. Часто в роли роковой женщины может оказаться простая подруга, с которой можно пооткровенничать, но поговорить с ней о своих чувствах мужчина не может или стесняется, а потому он начинает переживать фрустрацию, копить обиду и жаловаться, что она его "френдзонит".
В-четвёртых, роковая женщина - та, которая фрустрирует. Если бы с ней можно было легко закрыть все свои потребности и открыто обсудить свои чувства, она бы не была роковой. Но по каким-то причинам открытое обсуждение чувств невозможно. Либо она уклоняется от этого разговора, либо в мужчине не хватает решимости, либо у неё есть какие-то недостижимые идеалы. И тут она становится недосягаемой целью, которой можно быть бы достичь при определённых условиях - стать другим, стать лучше, стать её идеалом, попробовать заслужить её расположение. Всё это побуждает к развитию и движению, но цель отдаляется, а незавершённому действию свойственно надолго впечатываться в память.
В-пятых, часто роковая женщина - это та, с которой есть конфликт, противоречия или энергия для борьбы. С роковой женщиной обычно нет согласия. С ней интересно спорить, но в этом споре не выигрывает ни одна сторона. Поэтому отношения с ней наполнены остротой и азартом. В этих чувствах есть надежда на выигрыш (изменить её, убедить её в чем-то, добиться её), но в то же время выигрыш оказывается недоступным здесь и сейчас, а, значит, переносится в будущее и питает надежду.
Исходя из психологической структуры явления, роковая женщина - это вовсе не та, которая "самая красивая" или "самая стервозная". Чаще всего это просто обычный человек, который толком сам не разобрался в своих чувствах, а потому не может сказать однозначного "да" или "нет". В иных случаях роковая женщина оказывается чистой проекцией, поскольку на практике она может и не знать о том, что у мужчины к ней есть какие-то чувства из-за его нерешительности, и тогда история с ней является его личным мифом, который он творит и воспроизводит у себя в голове для самого себя как игру одного актёра.
Чем крепче связывается с женщиной проекция мужской Анимы, тем больше он теряет себя в таких отношениях, поскольку ему кажется, что такая женщина забрала частичку его самого, и лишь с ней эту частицу себя возможно вернуть. Поэтому ради неё он готов на подвиги и свершения, но в то же время он бесконечно обижен на неё, поскольку ему кажется, что она забирает с собой его часть и не отдаёт её. На психологическом уровне такой конфликт может быть разрешён только самим мужчиной, ведь только в его власти понять, что он сам спроецировал на неё свой внутренний идеальный образ, а, значит, только он может забрать себе этот образ обратно.
Психологическая работа с такими историями заключается в том, чтобы вернуть мужчине ответственность за его личные проекции и попробовать понять тайный смысл этих проекций - к чему на самом деле он стремится, когда стремится к ней, и как это связано с его личным развитием, с его Самостью и индивидуацией.
* В эпиграфе статьи приведена цитата из песни "Twist in My Sobriety" Tanita Tikaram.