articles
Итак, почему ни религия в её нынешнем виде, ни молодая наука психология (которой всего-навсего 141 год — рождение науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Германии, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории) — никак не приводят людей к искомому ими счастью? Может быть потому, что они забыли древний призыв, высеченный мудрецами: Познай самого себя (др. -греч. Γνῶθι σεαυτόν, лат. Nosce te ipsum или Temet nosce) — античное изречение, надпись (Дельфийские максимы) на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах, где находился оракул?
И действительно — что, если нахождение истины о самом себе и вправду, как утверждают все мудрые на планете, разрешает все проблемы и приводит человека абсолютному счастью, удаляя все сомнения и печали?
Ведь, сколько бы мы не привязывали к искомому нами состоянию покоя и счастья объектов, таких как люди, вещи или обстоятельства, они рано или поздно разрушаются, уходят хотя бы по причине их обусловленности пространством и временем (дети - вырастают и покидают гнездо, деньги заканчиваются или заканчивается жизнь тела, которое ими пользовалось, а в стране, в которой мы прятались от войн, могут начаться революции, землятрясения и т.п.), следовательно, на самом деле мы ищем не этих вторичных вещей/людей/обстоятельств, а именно СОСТОЯНИЯ ПОКОЯ, ВНУТРЕННЕГО МИРА, ИСТИНЫ, СЧАСТЬЯ, ОСВОБОЖДЕНИЯ, ЗНАНИЯ, которое, скрываясь под различными масками и есть — сама ПРИРОДА НАШЕГО БЫТИЯ, наша СУЩНОСТЬ, сокровенное Я. Выходит, что все мы ищем самих себя, ПОКОЯ, от которого никак не уйти. Все наши мысли, чувства и действия опираются на наше фундаментальное Я, и этого никак не обойти. Все идеи, мысли и так называемые "другие" могут возникнуть (для нас) лишь тогда, когда появляется Первое Лицо Единственного Числа Настоящего Времени — "Я".
Выходит, что основой всего нашего базового стремления к самосохранению является чувство БЫТИЯ или любовь к себе, а это в свою очередь — основной инстинкт жизни любого существа во Вселенной. Ведь даже в Библии сказано, что, когда Господь потребовал от детей Израиля, странствующих по пустыне, любить их соседей как самих себя (Левит, XIX : 18), то становится понятным, что максимальное благо, которое один человек может сделать другому, это любить его так же сильно, как он любит себя. Вот и выходит, что любовь к себе, будучи сильнейшей из всех страстей, является субстратом, основанием всех эмоций живых существ.
Все мы не раз слышали о случаях самопожертвования людей и даже животных ради своего потомства в случаях экстремальной опасности, о патриотах, бросающихся на амбразуру ДЗОТОв или на гранату, однако удовлетворение, приносимое этими поступками жертвоприношения принадлежит не гибнущему человеку, а нашему истинному Я...
Ведь как мы обычно говорим и считаем? Это — МОЙ ребенок, МОЯ страна, МОЯ вещь (машина и т.п.), что ясно обозначают как МНЕ, МОЁ, Я, а что жертвуется, так это только тело, а не наше истинное Я, которое, будучи чистым Знанием, чистым Духом, никогда не может быть уничтожено ради жертвы.
Следовательно, мы ищем Себя во всём, во всех обстоятельствах и в каждый момент своей жизни. Именно эта любовь к себе, или поиск себя, побуждает нас действовать в мире: желать, учиться, работать, соревноваться с кем-то, прилагать усилия для достижения чего-то, становиться администраторами, врачами, учеными, участниками черного рынка, преступниками, филантропами, патриотами, политиками и, в конечном итоге, йогинами (ищущими освобождения и нашедшими его).
Благодаря этому ПОИСКУ СЕБЯ, любви к себе, мы роем ямы, строим города, летаем в космос, ныряем в глубины океана. Но, увы, такой поиск, будучи неразумным, проводится вне нас самих, вне истинного Я, где-то "там", во вне себя, и поэтому достигает успеха лишь случайно, а чаще - вообще не достигает. Ведь чтобы искать Себя, Я, мы должны идти к Себе, Я, а не к не-Я, куда-то в сторону от Самого Себя.
Поэтому, просветлённый учитель (Гуру, играющий роль наставника или психолога - не важно кем он будет представляться, ведь Он бесконечен! ), когда к нему приходят ищущие люди или вокруг него собираются заблудившиеся искатели со своими вязанками проблем, узлами вопросов и обид, — знает, что они НА САМОМ ДЕЛЕ ищут только Себя, и он, своими вопросами-указателями и верными ответами, разворачивает этих бедолаг к Себе, к своему Я:
— Вы задаете все эти вопросы в интересах своего собственного "я", – фактически говорит он им. – Все ваши усилия до сих пор направлялись к благу этого вашего "я"... Теперь попытайтесь выяснить, было ли это благо подлинным благом и является ли это "я" вашей подлинной сущностью?
Снова и снова Мастер даёт указатели для поиска:
— Вы искали это благо в неправильном направлении, среди не тех вещей и не тех мест, поскольку заблуждались относительно своей собственной Истинной Природы. То, чем вы себя всё время считали — не вы. Вы были введены в заблуждение относительно себя, своей сущности. Вы стали жертвой обмана, ради спасения из которого вы пришли ко мне, сюда (или к мудрым), взяв с собой свою беду, нагрузившись багажом беспокойств и страдания.
Мудрецы без устали повторяют:
— Всё, что вы должны сейчас делать, так это узнать, что такое Истинная Природа, ваше истинное Я, и затем непосредственно искать Его. Не отклоняйтесь к неуместным вопросам, к своим телам (к оболочкам), инволюции и эволюции, рождению и смерти, к различным измененным состояниям сознания, иллюзиям восприятия - видЕниям и звукам и пр., т.к. это всё не относится к делу, которые лишь заманивают вас, отвекают и вовлекают, уводя от Себя, продолжая удерживать вас в обмане чувств, которого вы как раз сейчас и пытаетесь избежать. Намного важнее не то, что вы воспринимаете, а ТО, ЧТО ВЫ ЕСТЬ, ЧЕМ ЯВЛЯЕТЕСЬ!
Все чувственные восприятия, идеи, мысли и концепции, ощущения и действия — не затрагивают Воспринимающего (их) сознания, они подобны картинам на экране кинотеатра, подобны сновидениям. Все они сами возникают из сознания, подобно снам в спящем, на некоторое время отвлекают его внимание и опять погружаются в него (в сознание). Они постоянно изменяются, имеют начало и конец, но он, Воспринимающий (их), мыслящий и познающий, будучи Чистым Сознанием, остаётся ВЕЧНО. Таким образом, сам Познающий (Воспринимающий) НЕРАЗРУШИМ. Когда мы в глубоком сне без сновидений, в обмороке, под наркозом или без сознания, то тело не говорит, что ему больно, холодно или неприятно. Это мы можем сказать только будучи в СОЗНАНИИ. Свет знания приходит только от него, Субъекта, и никогда не приходит от объекта, тела!
Получается, что то, чем мы являемся и что называем своим "Я", не может быть телом, которое рождено, растёт и умирает, которое состоит из элементов, из материи, из бесчисленных неоднородных частей — не думающих, не ищущих, не понимающих, и не воспринимающих. Следовательно, мы — это единая жизнь, само Я, которое, будучи разумным наполняет и использует тело и при этом, видит, но не может быть видимым, слышит, но не может быть услышанным, познаёт, но не может быть познанным, пахнет, но не ощущается по запаху, ибо это — всегда Субъект и никогда не объект.
И поскольку мы не можем увидеть, услышать, пощупать или понюхать своё Я, мы ошибочно отождествляем его с телом, которое как раз-таки и можно УВИДЕТЬ, УСЛЫШАТЬ, ПОЩУПАТЬ ИЛИ ПОНЮХАТЬ.
Поэтому инстинкт самого себя, чувство собственного бытия, "Я", будучи смешанным с чувственными восприятиями, утрачивает себя в мире объектов чувств, из которого никто не может спасти, но только Высочайшее Руководство, Божественный Гуру или просветлённый Мудрец, приходящий на помощь искренне ищущему человеку.
Ом Шанти, Шанти, Шанти! https://ru.wikipedia.org/wiki/Шанти_(покой)