articles
Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» - одна из общепринятых форм окончания сказки. Каким молодцам – это понятно, Добрым - нам с Вами, значит. А вот над уроком мы редко задумываемся. Даже простое чтение сказок дает удивительный эффект и помогает человеку преодолеть разные жизненные трудности. Отчего же это происходит? Попробуем разобраться.
Начнем с того, что сказки разных народов мира имеют поразительное сходство мотивов и рассказывают о преодолении трех основных трудностей: зависимость - независимость, некомпетентность - компетентность (сила, знания, всемогущество) и пассивность - активность. Вспомните, как много сказок начинаются с того, что главный герой героиня сирота и нужно самостоятельно решать задачки не по возрасту. В других сказках ищут волшебные предметы (живую и мертвую воду, ковер самолет, скатерть самобранку и проч.) и вынуждены предпринимать шаги к удержанию этого волшебства у себя. В-третьих, герой изначально пассивен и только сторонняя сила вынуждает к активности, зато потом его не остановить!
Сказки о сильных воинах имеют два основных сценария:
- добрый и очень сильный воин живет себе и никого не трогает, но однажды приходит лиходей. Тогда добрый и очень сильный воин выходит с ним на честный бой и побеждает с соблюдением всех правил.
- группа молодых людей, называющих себя братьями, вынуждена выступить на защиту от весьма эффективно вооруженного врага. Для этого проводится разведывательная вылазка и выясняется слабое место врага. Затем наносится, как правило, один точный удар и враг повержен. От мести спасаются самые выдержанные и внимательные.
Что касается женских сказок, то героини, как одна, рукодельницы и скромницы, за что им даруется красота и богатый жених. Вот вам и пример распределения женских и мужских обязанностей, построения семейного уклада, стратегий военных действий и т.д.
Еще одна особенность сказок – недосказанность. Такие присказки как «далеко - далеко», «в некотором царстве», «долго ли, коротко ли» позволяют живому воображению поставить именно себя и на ту позицию, которая в данный момент кажется неразрешимой.
Сказки рассказывали детям перед сном. В полудреме ребенок погружается в естественное трансовое, почти гипнотическое состояние. В этот момент все услышанное и увиденное ребенком попадает в подсознание почти без переработки и запоминается примерно на 50 – 75%. Теперь вспомните количество повторений одной и той же сказки, настойчиво требуемое ребенком. В последствии, став взрослыми, мы воспроизводим (в общем контексте) любимую сказку с собой в любимой роли. К примеру, одна знакомая девочка любила в детстве сказку «Бременские музыканты», в последствии самым ресурсным, т.е. восстанавливающим силы, состоянием была длинная дорога между городами. Другая знакомая девочка, не реализовав возможность выйти замуж в юном возрасте из-за реакции мамы, осталась дожидаться «принца на белом коне» и ни разу не вышла замуж. Похоже на «Спящую красавицу»? Мальчики не исключение: несколько знакомых мальчиков, будучи состоявшимися мужчинами, впервые женились на женщинах, имеющих взрослых детей. Один из них, в детстве, рисовал царевну Лебедь и дворец на острове Буян. (Прямо как в «Сказке о царе Салтане»). Можно привести массу примеров Красных шапочек и Емелей.
А рассказчиками были бабушки и дедушки, вот и передача способностей и предпочтений через поколение.
Сказки, когда мы их рассказываем или сочиняем, являются очень сильным терапевтическим средством. Ведь мы, сочиняя сказку, изначально обладаем особым всемогуществом: выбираем и меняем героев, их судьбы, способы действовать. Рассказывая сказку, мы получаем возможность выговориться о наболевшем, да так, что никто не заметит! Более того, написав про себя сказку со счастливым концом, мы сподвигаем себя на успех! Тому много примеров из реальности: наши современные «детективщицы» - Маринина и Донцова – часто говорят в интервью, что почти все, что они пишут о знакомых, с теми случается! Если захотите, помогу Вам сочинить Вашу сказочную жизнь.