Психологический
навигатор
Коронавирус. Горячая линия психологов.
Вход для психологов | Регистрация


Выбрать психолога

Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Сказки и Мы



Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» - одна из общепринятых форм окончания сказки. Каким молодцам – это понятно, Добрым - нам с Вами, значит. А вот над уроком мы редко задумываемся. Даже простое чтение сказок дает удивительный эффект и помогает человеку преодолеть разные жизненные трудности. Отчего же это происходит? Попробуем разобраться.

Начнем с того, что сказки разных народов мира имеют поразительное сходство мотивов и рассказывают о преодолении трех основных трудностей: зависимость - независимость, некомпетентность - компетентность (сила, знания, всемогущество) и пассивность - активность. Вспомните, как много сказок начинаются с того, что главный герой героиня сирота и нужно самостоятельно решать задачки не по возрасту. В других сказках ищут волшебные предметы (живую и мертвую воду, ковер самолет, скатерть самобранку и проч.) и вынуждены предпринимать шаги к удержанию этого волшебства у себя. В-третьих, герой изначально пассивен и только сторонняя сила вынуждает к активности, зато потом его не остановить!

Сказки о сильных воинах имеют два основных сценария:

- добрый и очень сильный воин живет себе и никого не трогает, но однажды приходит лиходей. Тогда добрый и очень сильный воин выходит с ним на честный бой и побеждает с соблюдением всех правил.

- группа молодых людей, называющих себя братьями, вынуждена выступить на защиту от весьма эффективно вооруженного врага. Для этого проводится разведывательная вылазка и выясняется слабое место врага. Затем наносится, как  правило, один точный удар и враг повержен. От мести спасаются самые выдержанные и внимательные.

 

Что касается женских сказок, то героини, как одна, рукодельницы и скромницы, за что им даруется красота и богатый жених. Вот вам и пример распределения женских и мужских обязанностей, построения семейного уклада, стратегий военных действий и т.д.

Еще одна особенность сказок – недосказанность. Такие присказки как «далеко - далеко», «в некотором царстве», «долго ли, коротко ли» позволяют живому воображению поставить именно себя и на ту позицию, которая в данный момент кажется неразрешимой.

Сказки рассказывали детям перед сном. В полудреме ребенок погружается в естественное трансовое, почти гипнотическое состояние. В этот момент все услышанное и увиденное ребенком попадает в подсознание почти без переработки и запоминается примерно на 50 – 75%. Теперь вспомните количество повторений одной и той же сказки, настойчиво требуемое ребенком. В последствии, став взрослыми, мы воспроизводим (в общем контексте) любимую сказку с собой в любимой роли. К примеру, одна знакомая девочка любила в детстве сказку «Бременские музыканты», в последствии самым ресурсным, т.е. восстанавливающим силы, состоянием была длинная дорога между городами. Другая знакомая девочка, не реализовав возможность выйти замуж в юном возрасте из-за реакции мамы, осталась дожидаться «принца на белом коне» и ни разу не вышла замуж. Похоже на «Спящую красавицу»? Мальчики не исключение: несколько знакомых мальчиков, будучи состоявшимися мужчинами, впервые женились на женщинах, имеющих взрослых детей. Один из них, в детстве, рисовал царевну Лебедь и дворец на острове Буян. (Прямо как в «Сказке о царе Салтане»). Можно привести массу примеров Красных шапочек и Емелей.

А рассказчиками были бабушки и дедушки, вот и передача способностей и предпочтений через поколение.

Сказки, когда мы их рассказываем или сочиняем, являются очень сильным терапевтическим средством. Ведь мы, сочиняя сказку, изначально обладаем особым всемогуществом: выбираем и меняем героев, их судьбы, способы действовать. Рассказывая сказку, мы получаем возможность выговориться о наболевшем, да так, что никто не заметит! Более того, написав про себя сказку со счастливым концом, мы сподвигаем себя на успех! Тому много примеров из реальности: наши современные «детективщицы» - Маринина и Донцова – часто говорят в интервью, что почти все, что они пишут о знакомых, с теми случается! Если захотите, помогу Вам сочинить Вашу сказочную жизнь.






Об авторе статьи

`
Пономаренко Елена Ивановна
Консультация по Skype

Рейтинг психолога: 7 7

Пономаренко Елена Ивановна

Автор практического экспресс-метода и мастер работы с привязанностями.
Город: Новороссийск Стоимость приема: 1500 рублей
  •   Дети
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель...
Психолог Стоян Марта Викторовна

Стоян Марта

Психоаналитик, клинический психолог
Психолог Кичева Светлана Диковна

Кичева Светлана

Сертифицированный специалист по возрастной,...
Психолог Рубцова Инна Юрьевна

Рубцова Инна

Психолог. Семейный консультант. Работаю...
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт,...




Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?