articles
Вопрос совместимости беспокоит многих людей, которые хотели бы построить долгосрочные отношения и уже потерпели неудачи на этом пути. Часто неудачи объясняются тем, что "мы были недостаточно совместимы", и тогда для успеха необходимо найти кого-то, с кем совместимость была бы выше или идеальной, а эту совместимость необходимо как-то предсказать. С этой целью используются типологии из психологической и околопсихологической практики, например, соционика или акцентуации характера, либо более упрощённые, понятные для широкого круга людей их вариации. При первом взгляде на эти типологии всё становится просто и понятно. Человек думает: "Вероятно, неудачи постигали меня, потому что я не знал, какой у меня тип, и выбирал партнёров не того типа, а теперь-то я буду выбирать только подходящих мне". С этой же целью могут использоваться и другие средства: вопрос о совместимости, обращённый к семейному психологу, или вненаучные методы (астрология, нумерология и т.д.). В чём же здесь подвох?
С одной стороны, в теориях совместимости есть доля истины, иначе они не были бы так популярны. Действительно, двум закрытым людям однажды может стать душно и дискомфортно друг с другом, потому что закрытость одного не дополняет, а удваивает закрытость другого. Или, если у людей не совпадают потребности, цели и ценности, они вполне могут начать конфликтовать друг с другом или даже разойтись, потому что идут разными путями. Противоположности часто притягиваются, но не всегда могут быть вместе: из них может сложиться как взаимное дополнение, так и конфликт.
С другой же стороны, типологии подходят к личности человека исключительно функционально. Предполагается, что совпасть и дополнить друг друга должны некие характеристики личностей или качества характеров. Человек перестаёт в них рассматриваться как уникальная целостность - на него смотрят так, будто бы он является набором функций, что неизбежно ведёт к упрощению. Гораздо проще понять причину разрыва отношений на бумажной схеме, чем долго разбираться в противоречивых эмоциях, мотивах и ценностях.
Из чего же на практике складывается та самая "совместимость"? На мой взгляд, она гораздо шире функций и типов, и её невозможно свести к типажам. Глубинная совместимость экзистенциальна, и она определяется тем, насколько совпадают друг с другом экзистенции в конкретной паре. Т.е. насколько внимание каждого из них захвачено одним и тем же полем, одними и теми же вещами. Если эти вещи диаметрально противоположны (например, один в глубокой депрессии, а другой хочет радоваться и развлекаться), в этой точке они не смогут встретиться и пройдут мимо друг друга. С развитием отношений экзистенции могут меняться. В какой-то точке люди встретились, но, когда они проходят совместный путь, их экзистенции могут измениться как под влиянием отношений, так и под влиянием мира вокруг. Могут случиться события, которые выявят, что им больше не по пути, поскольку новые события могут открыть новые пути, ценности и смыслы. А могут, наоборот, произойти события, которые сближают.
Отношения в корне своём непредсказуемы. Если экзистенциальная встреча произошла здесь и сейчас, и эмоциональная близость была возможной в какой-то момент, никто не гарантирует, что так будет завтра. Типологии пытаются просчитать некую стабильную совместимость и тем самым задать отношениям предсказуемый исход, но на практике использование типологий с этой целью больше похоже на самосбывающееся пророчество. Зная о том, что человек подходит по типу, другой человек будет гораздо лояльнее к нему, чем к тому, кто потенциально не подходит. В то же время типологическая совместимость не гарантирует совпадения экзистенций, потребностей и актуальных состояний, в которых можно сойтись или нет. Как и не гарантирует того, что люди смогут услышать друг друга и договориться. Ведь самые важные для развития отношений факторы (экзистенции и договорённости) лежат за пределами типологий, а, значит, могут быть доступны или нет людям любых типов и зависят только от них.