articles
Некоторые события не стоит предотвращать. Иногда предстоит почувствовать себя дурой. Иногда предстоит испытать боль на глазах у всех. Иногда это необходимо, чтобы повзрослеть, чтобы перейти в другой день. Джоди Пиколт "Ангел для сестры"
Причины, по которым так часто возникают сложности отделения от родителей свое основание имеют в структуре взамоотношений. Интересно, что чем проще и очевиднее правила в семье для всех и много моральной свободы, тем легче проходит период «сложного возраста». Процесс сепарации начинается примерно в 12 лет и представляет собой комплекс обязательный стадий:
2. Если все пошло как по маслу и наследник перекрасил волосы в красный цвет, значит можно вас обоих поздравить с переходом в стадию когнитивной реализации отделения. Здесь слегка ошарашенные родители ищут пути осознанного взаимодействия с ребенком, а подросток все больше утверждается в идее, что ему необходимо сепарироваться для поиска своего Я. Формы обозначения своей отличности могут проявляться в противопоставлении внешнего вида, музыки, убеждений и пр. от привычного. А в это время родители продолжают любить своего ребенка даже с сине-зелеными волосами. Момент принятия очень много значит для нестабильного и сомневающегося подростка. Только не нужно пытаться стать «своим», то есть тоже вдруг перестать мыть голову, как Курт Кобейн (это из моего детства), или переодеваться в ЭМО. Часто родители впадают в две крайности: либо я тоже «как ты!», либо жесткая критика. Оставайтесь СОБОЙ родители, Вы важны подростку для ощущения стабильности и безопасности мира. А отпрыску дайте плацдарм для экспериментов. 3. И вот продолжаем жить, когда стало «все сложно». Подросший детеныш частенько пылит и бунтует. А родителю в промежутках между фразами самому себе: «Я тоже тебя люблю, детка!» и «Дать бы тебе ремня!», стоит как раз подумать про собственную жизнь. Самое время начать принимать факт того, что дитя уже подросло, а у меня, родителя, появилось время для себя. Именно поэтому данный адаптивный этап называется аффективное принятие. Сопровождается временами чувством вины с обеих сторон («я плохая мать», «я все порчу»). Отличительная черта подростка от взрослого, что его мышление черно-белое. Либо плохо, либо хорошо. Третьего не дано. Отсюда такие категоричные протесты и фанатизм от кумиров. Родители, помните с вашей стороны подростку важно понимание и уверенность в вашей помощи при необходимости. 4. Примерно к 15-16 годам наступает апогей концентрации на собственной идентификации. Юный человек осознает, что его прошлое тесно связано с его настоящим и будущим. Начинается процесс понимания «кто я есть сейчас» и принимаются важные решения относительно профессии, образа жизни. Но здесь же проявляется и вторая сторона вопроса – фрустрирующая ответственность. При отсутствии поддержки могут возникать проблемы в форме негативной идентификация, когда подросток находит понятный и стабильный образ себя в асоциальной среде, отказ от осознания идентичности, нежелание взрослеть из-за страха, поиск измененных состояний сознания из-за невозможности принятия процесса взросления и самоидентификации (алкоголь, наркомания). А родители все так же словно опытные инструкторы ненавязчиво идут рядом, готовые поддержать в трудный момент. 5. Экзамены сданы, решения приняты и наступил выпускной вместе с этапом становления независимости (эмансипация, поиск стратегий самостоятельной жизни, ответственность за свое поведения и установление партнерских отношений с родителями). Вот здесь время пришло начинать постепенно выпихивать чадо из гнезда. Образно, конечно, выписывать из квартиры никого не нужно. Очень многое зависит от родительского желания установить с практически взрослым человеком партнерские отношения и отпустить набирать свой опыт в жизни.
Описаны наиболее яркие проявления «переходного периода» взросления. Не обязательно, что подросток так очевидно будет демонстрировать свою отличность, но такое вполне может быть и так даже лучше, ибо детскими болезнями лучше болеть в детстве.
|