articles
Супервизия является профилактикой профессионального выгорания терапевта и направлена на обнаружение, как его ресурсов, так и ограничений, на возможность раскрытия стилистических (феноменологических) особенностей данного терапевта, для большей его эффективности и вариативности в выработке тактики и стратегии дальнейшей работы с клиентами. Супервизия – одно из наиболее необходимых условий в работе специалистов в области психотерапии, психолога – практика. Супервизия и психотерапия – это одна единая система, они связаны между собой. Но они имеют различные цели и задачи.
Целью супервизии можно рассмотреть как подготовку студента, начинающего психолога к самостоятельной практической части; увеличение осознавания процессов, проходящих в практической части терапии; увеличение уровня ответственности; посмотреть на свои трудности в работе с клиентами и другое. Главная цель группы - это повышение профессионального уровня участников группы.
Целью психотерапии является оказание помощи человеку, который на данном этапе жизни испытывает сложности психического расстройства, страдания и не способен самостоятельно разобраться и устранить.
В России данный метод начал интенсивно развиваться сравнительно недавно[1]. Часто слышим от наших коллег о ложных убеждениях – «Зачем мне супервизия, я психолог со стажем…». Когда приходится слышать такие реплики, приходим к пониманию, что возможно данный специалист не желает развиваться в профессиональной деятельности. Однако, участвуя в интервизионных группах пришло понимание того, что данная работа дает прекрасные результаты в работе. Во взаимодействии с коллегами, имеющими больше практического опыта, легче объективно оценить свои навыки, усиливает мотивацию к обучению, эмоциональную поддержку.
Супервизия (от supervidere – обозревать сверху) – это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии, клинической психологии и др. в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии[2].
В данной статье хотела обратить внимание на требования к супервизору. Процесс супервизии должен быть этичным и полезным. Супервизор обязан соблюдать Этический Кодекс Супервизора, который составлен на основе Этического Кодекса Европейской ассоциации психотерапии (ЕАП), аналогичного ему Этического Кодекса ППЛ, Кодекса этики и Практики Супервизоров Британской ассоциации консультирования, Положения о супервизии ППЛ.
Тема ответственности, беспристрастности и уважения важны для супервизора. Так же он должен ясно обозначить границы конфиденциальности. Супервизор, как и все участники группы разделяют ответственность, что не подлежит обсуждению по завершению данной работы.
Даниэль Джейкобс, Пауль Дэвид Дональд Джордж Мейер в главе № 4 рассматривают творческое мышление в специфической совместной работе.
Супервизор, выслушивая сообщения от специалиста, создает некий образ клиента (портрета пациента). Образа клиента, создает супервизор, пропуская через «фильтр» рассказа специалиста, затем через свой «фильтр» восприятий супервизора. В таком процессе регистрируется и воссоздается терапевтическая «реальность». Какая «реальность» рассматривается во время супервизии: реальность пациента терапевта или супервизора? Безусловно, пациент рассказал бы о себе иначе, чем терапевт, если бы ему довелось присутствовать на супервизорской консультации. Супервизору важно замечать о каком принципе реальности идет речь. Таким образом супервизия оказывается творческой деятельностью, которая во многом зависит от воображения. Степень новизны, гибкости и эффективности этого вида деятельности влияет на учащегося[3].
Выделим отличительные особенности, характерных для супервизора. Супервизор не должен включаться в клиент-терапевтические отношения, то есть, не включен эмоционально, и их взаимодействие строится на коллегиальной основе, с четким обозначением границ профессиональной жизни терапевта, и по запросу супервизируемого на профессиональном языке. Можем выделить отличительные особенности, характерных для супервизора таких как - оригинальность, тактичность, честность, внимательность, изящество, чувственность, наблюдательность, креативность, открытость, интерес к фундаментальным вопросам, профессионализм, а также способность действовать в неопределенных и сложных обстоятельствах в сочетании со стремлением прояснить неопределенность. Таким образом, для специалиста важно избегания эмоционального выгорания, а также защиты клиента от предоставления ему некачественных психотерапевтических услуг.
Список использованной литературы:
1. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред.: Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер. 2000. – 1024с.
2. С. А. Кулаков. Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов» – СПб., 2004.
3. http://azps.ru/hrest/40/7982888.html Даниэль Джейкобс, Пауль Дэвид Дональд Джордж Мейер СУПЕРВИЗОРСТВО. СПб., 1997.
4. http://www.all-psy.com/stati/detail/1774/1/. Супервизия глазами начинающего супервизора.
[1] Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред.: Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер. 2000. – 1024с. – С.11.
[2] С.А. Кулаков. «Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов» – СПб., 2004
[3] http://azps.ru/hrest/40/7982888.html Даниэль Джейкобс, Пауль Дэвид Дональд Джордж Мейер СУПЕРВИЗОРСТВО. СПб., 1997.