articles Своя игра. Или что такое игровая терапия?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Своя игра. Или что такое игровая терапия?



Мы играли в «дочки- матери» , я была сестрой, Маша –мамой, а Макар – папой. Сначала у нас умерла маму потому, что Машу забрали, а теперь умерла и я, потому что ты меня тоже забрала.

По дороге из детского сада.

Медленно, но верно общественное сознание осваивает идею о том, что многие детские проблемы можно решить, прибегнув к помощи такого специалиста как детский психолог. Однако, понимания того, что делает психолог с ребенком и как это работает, на мой взгляд, у многих родителей нет. Направлений и методов в практической детской психологии достаточно много.

Можно назвать такие как: поведенческая терапия, когда психолог тренирует ребенка действовать определенным образом; развитие познавательных способностей, когда цель психолога развить умственную деятельность ребенка; нейрокоррекция, когда с помощью упражнений стимулируют развитие зон мозга, которые по каким-то причинам не развились в нужной степени в свое время, и другие. Я же хочу рассказать вам о недерективной игровой терапии, в рамках которой работаю сама.

Игровая терапия – это метод работы использующий терапевтический эффект свободной игры ребенка. То есть ребенок сам выбирает способ взаимодействия с психологом, придумывает игру, выбирает игрушки и организует процесс игры.

Здесь важно сказать, что игра сама по себе обладает сильным целебным эффектом. Дело в том, что в игре психика ребенка спонтанно проживает непонятое, неусвоенное, не пережитое до конца событие. Дети часто играют в одно и то же, в какую-то «свою игру», добавляя туда новые и новые нюансы, актуальные на данный момент для ребенка.

Задача психолога - поддерживать игровую активность ребенка, быть в контакте с ребенком, то есть принимать его правила и участвовать в игре (или не участвовать, если ребенок этого не хочет). Психолог так же вводит правила по мере необходимости и следит за их выполнением. Одно из правил – это временные ограничения. У меня сеанс длится 50 минут, я показываю ребенку, что ставлю будильник, и рассказываю, что, когда он прозвонит, нам надо будет закончить игру и убрать все на место. Соблюдения временных рамок занятия, помогает ребенку научиться чувствовать границы не только во времени, но и психологические границы в целом. Второе правило, которое вводится по необходимости, касается безопасности. Если ребенок делает что-то, что может повредить его или моему здоровью, я его обязательно останавливаю. Это несложное правило информирует ребенка о том, что каждый из нас ценен и помогает учиться взаимодействовать таким образом, чтобы не обижать партнера по игре.

Конечно, на этом функции психолога не заканчиваются. Я наблюдаю за тем, как и, во что играет ребенок, любой сюжет несет в себе информацию о внутреннем мире ребенка и его переживаниях. Полностью принимая внутренний мир ребенка, который он выражает через свою игру, я, во-первых, помогаю прожить многое из того, что ребенок хранит внутри себя и боится доверить другим взрослым, во-вторых, эмоционально реагирую на его переживания (радуюсь, восхищаюсь, сочувствую, боюсь), и, в-третьих, вношу небольшие коррективы. Например, я могу предложить новый вариант развития событий в игре или спросить о том, что чувствую те или иные герои.

Интересно, что у каждого ребенка своя игра. То есть ребенок может приходит на встречу со мной и играть раз за разом в одно и то же. Например, мальчик Д. 7 лет, все время играет со мной в войну и я за 50 минут, мне кажется, умираю раз 100… Мальчик Г. 11 лет, разыгрывает со мной ужастики, в которых с явным удовольствием, очень картинно, с анатомическими подробностями умирает сам. Девочка В. 9лет, любит всласть поругаться со мной всеми известными ей ругательствами. А мальчик Д. 5 лет, любит строить дома и побеждать меня во всяческих состязаниях. Я не знаю, во что будет играть ваш ребенок, но совершенно точно, это будет что-то особенное, очень важное и неповторимое.

Конечно, игра детей немного меняется от сеанса к сеансу. Можно наблюдать определенное развитие доверия ребенка ко мне, динамику его способности к погружению в мир игры, актуальность данной игры, метаморфозу самой игры, насыщения ребенка проигрыванием определенной роли. В какой-то момент один и тот же паттерн, то есть способ игры, становиться менее ярким, и ребенок переходит к другой теме. Следующий этап, следующая тема, часто оказываются более глубокими и, следовательно, значимыми для ребенка. Новая тема отражает актуальную проблему ребенка, мира его переживаний, его трудностей в семье или социуме. При этом от каждого следующего этапа работы с психологом ребенок получает больше. Это связанно с тем, что длительная работа позволяет ребенку доверить мне чуть больше своих тайн переживаний и трудностей . А значит, я могу помочь ему разобраться не только с той проблемой, которая мешает его родителям, но и с тем, что очень сильно беспокоит его самого.

Круг проблем, которые решает игровая терапия достаточно широк. В основном это эмоциональные проблемы, трудности взаимодействия ребенка со взрослыми или детьми, сложности адаптации в новом месте, детские страхи, детская злость и так далее. Очень часто эмоциональные проблемы ребенка не позволяют ему нормально развиваться, выполнять возрастные задачи. Поэтому часто игровая терапия позволяет разрешить трудности не связанные с эмоциями, а связанные, например, с мыслительной деятельностью. Когда эмоциональный конфликт разрешен - ребенок начинает успешно учиться в школе.

Игровая терапия актуальна для детей в том возрасте, когда ребенок играет, то есть, начиная с дошкольного (4-5 лет), и заканчивая младшим подростковым (11-12лет) возрастом.

Если вам кажется, что вы можете играть с ребенком самостоятельно, я вам рекомендую, на первых этапах не вносить никаких корректив в игру ребенка, просто следуйте за ним и выполняйте то, что он просит. Надо вам сказать, что если вы будете играть каждый день по 5 минут со своим ребенком по его правилам, это очень сильно улучшит ваше взаимопонимание.

Однако настоятельно рекомендую вам периодически получать консультации психолога, чтобы лучше понимать феноменологию игры ребенка и не пугаться ее особенностям.

Играйте со своими детьми, приводите их на занятия по игровой терапии, и да будет вам и вашим детям счастье, ведь «вся наша жизнь Игра!»



Смирнова Анна, детский психолог





Об авторе статьи

`
Смирнова Анна Александровна

Рейтинг психолога: 4 4

Смирнова Анна Александровна

сертифицированный экзистенциальный психолог, работаю со взрослыми людьми как индивидуально так и в группах
Город: Москва
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Внешность
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍