articles Танатотерапия - новое слово в психологии.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Танатотерапия - новое слово в психологии.



ТАНАТОТЕРАПИЯ (от греч. "Thanatos" - смерть и "therapia" - лечение, уход, забота; акцент делается на двух последних значениях) - это система и метод ориентированной на тело психотерапии, или телесной психотерапии. Автор - психолог, один из ведущих телесно-ориентированных/телесных психотерапевтов России Владимир Юрьевич Баскаков. В танатотерапии с клиентом (пациентом) работают индивидуально или группой (1-3,4 танатотерапевта).

Название Танатотерапия отражает особенности этого вида телесной психотерапии: в то время, как внешний вид тела пациента/клиента ассоциируется с телом только что умершего человека (неподвижно, расслаблено, тяжело), в его глубинах активизируются базовые биологические, а значит, жизнеутверждающие процессы. Поэтому вряд ли можно считать обоснованным такой перевод названия как «лечение смерью», скорее, наоборот - «лечение жизнью» через внешние признаки смерти.

Танатотерапия появилась в конце 80-х годов. Концепция Танатотерапии напоминает философские концепции древних школ мудрости, в которых «практиковали жизнь», помня о смерти. Для древних это значило, что признаки жизни можно познать только через наблюдение признаков ее противоположности – смерти (умирание зимы означает наступление весны; «умирающее» в земле зерно, прорастает и превращается в колос; куколка превращается в бабочку; душа, покидая тело, освобождается и «превращается»). В равной степени это было справедливо и для проживания душевных процессов: в душевной (как теперь принято, - психической) реальности человек может обнаружить признаки «смерти» - стагнацию, ступор, страхи - и их причины. Таким образом, пребывание в контакте с внешними и внутренними «процессами смерти и умирания», сообщало познающему полноту и краски жизни. Цель Танатотерапии лежит в той же плоскости, а технически это осуществляется через внешнее обездвижение тела (признак смерти), которому сопутствует выраженное внутреннее «движение» психологических и телесных процессов (признак жизни).

Следовательно, Танатотерапию можно считать особым видом психотерапии, направленным на установление утраченного контакта с естественными процессами жизни через процессы смерти и умирания. Эти процессы сопутствуют базовому стремлению к жизни (инстинкт жизни = избегание смерти, которое возможно только при наличии контакта с феноменом смерти, или подлинного знания о ней), они же запускаются и в последние мгновения жизни человека на земле. На сегодняшний день мы вынуждены констатировать потерю контакта с фундаментальными процессами ("что есть жизнь и что есть смерть"), которая во многом обусловлена условиями жизни, темпами и ценностями современного цивилизованного общества.

Темпы, ценности и условия жизни современного цивилизованного человека способствуют разобщению человека с его жизненным ресурсом, разрастанию страха смерти как страха жизни и подмене подлинного суррогатом. К тому же в этой жизни так много насильственной смерти, "смерти-монстра" (насилие, войны)! И потому человек не склонен замечать позитивного - естественного, трасформирующего - присутствия знаков смерти во всех проявлениях жизни (см. выше).

Такая "нефилософичность" современного человека порождает разновидности страха смерти: страх изменений, потерь, расставаний и других явлений и процессов, имеющих смысл окончания и/или перехода. По сути такой страх - это страх жизни, в которой "смерть" выступает механизмом, преобразующим ее. И потому на исходе своих дней человек не готов к встрече с природосообразной, закономерной смертью, воспринимая ее как персональную конечность. И эта неготовность активизирует сильнейшие чувства, потрясающие тело, не способное абсорбировать такое количество мощной энергии.

Именно поэтому задача Танатотерапии - оказание специфической помощи, заботы и поддержки телу (therapy). Именно поэтому акцент в танатотерапии делается на работе с телом. Это касается работы не только с терминальными умирающими, но и с обычными клиентами, ведь наличие разновидностей страха смерти и умирания усложняет доступ к жизненному ресурсу и искажает структуру природосообразного страха смерти. Тогда он болезненно разрастается, проявляясь посредством четырех базовых психологических/психосоматических проблем цивилизованного человека. Эти проблемы охватывают своим влиянием всю психику и все тело: проблемы сильных чувств - руки, сверхконтроля сознания - голова, межполовых взаимоотношений - паховая область и опор - ноги. Образуется порочный круг. Поэтому работа по установлению контакта с базовыми процессами в танатотерапии ведется во всем круге базовых психологических/ психосоматических проблем. Танатотерапия не только метод оказания специфической помощи, но и мощное средство для получения трансцедентного и трансперсонального опыта - важной части духовного развития.

В основе метода танатотерапии лежат целительные биологические реакции (они организуют и корректируют общий энергобаланс, запуская процессы саморегуляции). Условия для их проявления возникают благодаря всей обстановке работы с клиентом (пациентом), характеру приемов и особому подходу ("body-tuning" - "настраивание" разбалансированной внутренней реальности через "настраивание" тела). В танатотерапии, в отличие от многих методов телесной психотерапии, исключается отреагирование чувств; этот подход имеет концептуальный характер и обеспечивает более полное понимание взаимосвязи событий в индивидуальной истории жизни. Все вышеперечисленное приводит к снятию психического напряжения, максимальному обездвижению и тотальному расслаблению тела (основательное "заземление"), чем создаются условия для безопасной (не разрушающей) встречи-контакта с причинами страха смерти. Эти же условия способствуют постепенной трансформации болезненных переживаний и представлений. В состоянии такого тотального расслабления тело с виду напоминает тело человека, умершего естественной, "правильной" - природосообразной - смертью (на лице появляется выражение полного спокойствия, само тело становится "объектным", обездвиженным, выраженно расслабленным, очень тяжелым). Поэтому танатотерапевтический процесс можно считать моделированием (не имитацией) процесса "правильного умирания" (П.Флоренский), о котором необходимо сказать несколько слов.

КУЛЬТУРА ПРАВИЛЬНОГО УМИРАНИЯ

Культура "правильного, естественного умирания" имела особенно прочные корни в России. Ясное понимание наличия процессов умирания и смерти в природных и социальных актах отражалось в размышлениях о закономерности собственной кончины. Ежедневно на сон читалась молитва, в которой обязательными были слова, свидетельствующие о том, что человек на время сна "вверял дух свой" Господу и просил о помиловании души. Эти слова - свидетельство готовности быть призванным по соизволению Божию "на тот свет" и прошение об отпущении грехов на тот случай, если смерть застанет во сне. Следовательно, и сам процесс сна опосредованно воспринимался как малая смерть (бессознательное состояние). Нормальным явлением также считалось предуготовление для себя особой одежды, традиционно необходимой в этой ситуации. Такая одежда хранилась отдельно от ежедневно носимой одежды и внешне отличалась от неё.

"Как верно то, что мы все должны умереть! что эта жизнь в сравнении с вечностию - ничего не значущее мгновение! Никто из человеков не остался бессмертным на земле", - писал Святитель Игнатий Брянчанинов. Требовательное к себе отношение (душевная самокоррекция, духовное бдение, или "бдение над собой" - Св.И.Брянчанинов) считалось основным и лучшим способом помнить о смерти. И наоборот, память о смерти (memento mori!) способствовала "бдению над собой". В то же время прижизненной необходимостью считалось обучение навыкам правильного умирания. "Человек умирает только раз в жизни и потому, не имея опыта, умирает неудачно; .... надо приобрести навык умирания, надо выучиться ...умирать ещё при жизни, под руководством людей опытных, уже умиравших. Этот-то опыт смерти и дается подвижничеством", - так писал О.Павел Флоренский.

Не вполне понятная для нашего поколения мысль О.Павла Флоренского означает умение погружаться всею душой в духовные миры, отбрасывая наносное, поверхностное, суетное, мгновенное. Насколько можно судить, глубокая религиозность народа, активная "включенность" в жизненные процессы и терпеливое отношение к трудностям и лишениям действительно способствовали постоянству определенных духовных ценностей и представлений о жизни. Оттого-то и настрой души по отношению к факту собственной смертности отличался от нашего: смерть приравнивалась к заслуженному отдыху души после трудов, и человек телесный подходил к последней черте со спокойной готовностью, но с трепетом, который обуславливался мыслью о возможных душевных недоработках в жизни. Смерть свою он считал великим природосообразным переходом, восхищением, и потому она была для него естественной и правильной, т.е. спокойной и легкой для тела и души (об этом свидетельствовали выраженная расслабленность тела человека, отсутствие агонии и выражение благодати на его лице).

Таким образом, культура т.н. "правильного умирания" представляла собой культуру правильной , пронизанной духовностью, жизни. Страх самого перехода в иной мир ("нетленный" - не телесный, или духовный), т.е. страх смерти, как правило, отсутствовал.

В танатотерапии "моделирование процесса правильного умирания" (максимальное обездвижение, выраженное расслабление тела и снятие психического напряжения), позволяет обнаружить причины страха смерти (или его разновидности). Как правило, эти причины находятся не в плоскости смерти, но в плоскости жизни (хоть и нельзя отрицать, что страх смерти сильнее любого другого страха). Танатотерапия как метод позволяет вести работу в безопасном режиме сразу со всем кругом базовых проблем (см. выше), которые являются одновременно и причиной, и следствием "страха смерти". В результате такой генерализованной и, в то же время, деликатной работы происходит постепенная гармонизация раэбалансированных представлений и состояний. И это также является своеобразным "правильным умиранием" того, что отжило свой срок.

Если обращение к культуре правильного умирания обосновано в работе с психологическими или психосоматическими проблемами, то тем более оно оправдано в тех случаях, когда в помощи нуждается безнадежно больной, умирающий человек. Ведь при тяжелых, смертельных заболеваниях (онкологических, СПИД'е и др.) человеку вдвойне трудно справиться с "ситуацией" смерти, в то время как именно он вынужден умереть гораздо раньше отпущенного срока. И уж, конечно, смерть его не является правильной (естественной, природосообразной). В этих условиях человеком овладевают двойственные чувства: протест и желание покоя. Однако, они не исправляют ситуации, но лишь способствуют высочайшим психическим и телесным напряжениям. Поэтому приведение психики и тела умирающего человека в состояние гармонии (т.е. "правильного умирания") видится как мощное средство, облегчающее неизбежный конец.

В завершение хочется подчеркнуть: в наше время существенно искажены представления о бытии, и в этом - его отличие. Смерть - факт Жизни, поэтому она может и должна быть только правильной и естественной. "Смерть-монстр" - герой сегодня, но такой герой плодит войны, насилие и террор.

НАЗНАЧЕНИЕ ТАНАТОТЕРАПИИ

Танатотерапия, как особый метод воздействия на широкий круг проблем человека, предназначена для применения в самых разных случаях:
• при любых страхах, и прежде всего - страхе смерти и страхе перед трудностями жизни
• при нарушениях сна
• для достижения максимально расслабления
• в работе с умирающими
• при оказании помощи семье умирающего
• при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях
• во время беременности (установление более полного контакта с биологическим телом и новой жизнью в этом теле - ребенком)
• в комплексном лечении бесплодия и невынашивания беременности
• при сложностях в сексуальных отношениях
• в комплексном лечении сексуальных расстройств
• при некоторых психических заболеваниях и психопатиях
• при неврозах
• в качестве реабилитации кризисных состояний
• в реабилитационный период при любых внутренних болезнях и после операций на внутренние органы и опорно-двигательный аппарат
• при ДЦП, особенно напряженной формы
• для более полного понимания и чувствования себя
• в группах личностного роста для переживания трансперсонального опыта.
Такой спектр применения танатотерапии обусловлен её концепцией, особенностями приемов и метода (подхода). Это же определяет генеральную линию Института танатотерапии, его цели и задачи.

www.thanatotherapy.ru






Наталья |
Подскажите как получить квалифицированную помощь танатотерапевта? Я проживаю во Владивостоке, в силу обстоятельств последних четырех лет мне срочно и крайне необходима помощь специалиста по танатотерапии. Прошу ответить мне обязательно
Юлия |
танатотерапия в Киеве
http://www.psy-mind.com.ua/psy-services/tanatos/
Андрей |
Добрый день!У меня есть необходимость и острое желание провести обряд "похороны воина" для чего нужно присутствие танатотерапевта???
Ірина |
Доброго дня.Чи можу знайти танатотерапевта у Львові?
Показать все комментарии

Добавить новый Комментарий


Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог про отношения, супервизор
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍