articles Терапия как правосудие
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Терапия как правосудие



На свете ничего нет постоянней 
превратностей, потерь и расставаний.
И Губерман


Я написала эту статью из-за трудностей в работе с травмами,
особенно шоковыми, в которых клиенту бывает важно слышать однозначное мнение терапевта о травматичной ситуации и ее участниках. Делюсь своим опытом. 

Эта статья - мое личное мнение как терапевта. Я здесь описываю лишь правовой аспект травмы.

Терапия - не юридический суд, олицетворяемый непредвзятой Фемидой с повязкой на глазах. Более того, попытки терапевта беспристрастно и объективно разобраться в травматической ситуации могут обернуться для клиента судилищем. Преждевременные разборки могут блокировать возможность человека поделиться своими переживаниями, поскольку могут породить у него сомнения в обоснованности возникших чувств и аффектов.

Терапия - это заведомо предвзятый "суд" в пользу пострадавшего, обратившегося за помощью, предполагающий внимательный открытый взгляд терапевта. Мерило справедливости - чувства клиента.

Клиент всегда прав. Точка.

А вот найти, почему и в чем он прав, - дело всей терапии. (В чем он "неправ" - найдется само после восстановления идентичности и связного мышления).

Вследствие травмы у человека серьезно страдает самооценка, другими словами, он повержен и оказывается лишенным переживания  важнейших общечеловеческих прав - в первую очередь на защиту себя, на право действовать, на право голоса, на желания и чувства, на признание и уважение, в худшем случае - на существование в этом мире.

Поэтому в терапии травмы клиент прав даже тогда, когда не прав. В посттравматической ситуации искажение когнитивной картины мира неизбежно, но в кризисной терапии основное внимание уделяется- аффектам. Принятие и признание всех, даже кажущихся на первый взгляд необоснованными, переживаний - основа создания безопасных для клиента терапевтических условий.

Сообщать клиенту, сбитого с ног ужасом открывшейся измены супруга, о пресловутой истине, что вклад в отношения - 50/50, или выяснять, почему покалеченный в автоаварии не уступил дорогу фуре, или зачем матери вдруг понадобилось обыскивать карманы сына, оказавшегося наркоманом, и "вообще, где Вы были раньше?!" - в кризисной ситуации  нетерапевтично, имхо.

Травма - это полбеды. А вот быть неуслышанным, непонятым, столкнуться с неверием окружающих, в т.ом числе. терапевта, - совсем плохо. Не говоря Об осуждении уж об осуждении и упреках. и не говорю.

Страшно, когда мама вместо сочувствия говорит: 
... а зачем ты туда пошла? кто тебя туда звал?
... а почему ты так сделала?
... а почему ты не ушла?
... зачем осталась-то?
... ну и что здесь такого?
... ты же сама хотела, не так ли?
... я же тебе еще тогда говорила...
... я давно уже поняла, а ты ....
... вот я бы на твоем месте...

Вера - иррациональное чувство по определению. 
Для веры не нужны факты, нужен лишь резонанс чувств. 
Логика и математика здесь ни при чем. Весь фокус - во внутреннем знании.

И тогда вопрос: готова ли мама услышкать и как бы заново переживать боль – теперь уже за другого? может ли отец или муж или друг разделить горечь признания поражения? неудачи, провала? А если их душа переполнена собственной болью, то может ли терапевт отнестись с сочувствием к переживаниям, к бедам и недугам Другого?

При отсутствии доверия терапевта к травматичному материалу клиента, сопереживания его беде и готовности принять ненависть и гнев  последний дрейфует в сторону слияния с абъюзером, что осложняет посттравматический синдром. И это испытание для терапевта - удержаться от ответной агрессии в какой бы то ни было форме и изложения своей точки зрения, которая не согласуется с чувствами клиента или блокирует их. 

Поскольку восприятие человеком в посттравме крайне поляризовано, то недостаточно поддерживающий терапевт может превратится для него в агрессора. И это несмотря на то, что клиент апеллирует к нему как к правозащитнику.

В силу расщепления и поддерживающий спец может стать противником или заложником, особенно учитывая насыщенные проекции и заряженные проективные идентификации.

Тогда возможен вариант "регрессного иска" (термин из правоведения, но радует слово регрессный) - требования кредитора о возврате денежной суммы, которую он уплатил по вине третьего лица - должника. 

Другими словами, претензии и аффекты направляются терапевту вместо абъюзера как требование вернуть долг, репарации ущерба. "Мне чужого не надо, верните мне мое". В случае "непогашения долга" терапевтические отношения разваливаются. Эти требования сами по себе правомерны и признаваемы, фокус в том, чтобы найти правильного адресата чувств - экспроприатора прав.

В конечном итоге у клиента должно возникнуть ощущение, что терапевт - его опора, личный адвокат и союзник, готовый защищать его права и интересы, что он - против насилия. И никакого отношения к обвиняющей стороне не имеет и не собирается иметь. Нужна только Вера терапевта в право и правильность клиента.

Адвокат в юриспруденции - это человек, оснащенный не только знанием законов и правил, но и умением искусного толкования норм права, т.е. поиска и разъяснения его исконного содержания, подлежащего реализации в данных конкретных условиях. Их смысл - в использовании на суде для наилучшей защиты интересов своего подопечного, для заботы о его преференциях независимо от личного отношения к нему. "Подлинное (истинное, настоящее, действительное) содержание толкуемой нормы в данной конкретной ситуации (случае) ее реализации — это актуальное (действенно-фокусированное и конкретное) выражение ее регулятивного потенциала в данное время, в данном месте, в данной конкретной регулятивной ситуации (случае)"  с максимально высоких ценностно-правовых позиций. 

Понимание права как равенства, как общего масштаба и равной меры свободы людей  включает в себя и справедливость. Право по определению справедливо, а справедливость — внутреннее свойство и качество права. Справедливость воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это означает всеобщую правомерность. Право работает именно в отношениях тех людей, которые реально или виртуально оказываются вместе.

Право, таким образом, опирается на справедливость, а не на силу.
На силу опирается произвол.
Правомочность = законности. 

Переживание человеком своих прав ведет к ощущению внутренней свободы и достоинства.

Иметь основания, Быть вправе, Обладать личными правами - значит не испытывать стыда и вины при их реализации, т.е. быть невиновным, невинным, с одной стороны, - и обижаться, гневаться и испытывать боль при их нарушении, - с другой. Здесь понятие права близко к понятию "личного пространства", а чувства являются индикатором его нарушения. Совесть и ответственность позволяют исправлять ошибки и возмещать ущерб, нанесенный другой стороне.

В результате травмы может произойти реальная потеря прав как возможности, физической и/или психологической. Она переживается в гневе на причину потери, боли, а впоследствии - в горевании, оплакивании, грусти.

Поскольку пострадавший в травме чувствует себя пораженным в общечеловеческих правах, то терапевт, подобно адвокату, использует каждую зацепку для реабилитации, восстановления клиента, оставляя за бортом те факты и обстоятельства, которые могут ослабить позицию и ухудшить его самочувствие.

Страдание может рассматриваться как свидетельство того, насколько значимо в жизни человека было то, что оказалось поврежденным или поруганным в результате травмы. Интенсивность страдания - это мера того, насколько значима для человека потеря. Признание терапевтом  ценности и важности утраченного - значит разделить боль страдания. 
По Юнгу, "Всякий невроз - это замещение законного страдания".

Переживание своих прав невозможно в диссоциированном и расщепленном состоянии, что не мешает знать и помнить о них.

Способность пострадавшего чувствовать подразумевает сохранность в его памяти представления о своей идентичности и правах. Хотя их реализация после травмы затруднена из-за боли и неуверенности, опасения наступить или "незаконно" претендовать на чужие права, в процессе терапии они присваиваются заново.

Прямая оценка терапевтом событий - в соответствии с чувствами клиента - бывает нужна в острой травме, когда его аффекты диссоциированы от рацио. Понять, почувствовать, в чем состоит сегодняшняя Правда клиента, и принять ее - значит дать ему опору. Из-за психологической неустойчивости эта Правда может меняться день ото дня. Правда - душевная истина, "смысл которой свидетельствует о себе из себя самого", т.е. субъективна.

Так или иначе она отражена в конгломерате посттравматических чувств. Контрперенос - основной источник знаний, особенно если клиент не в состоянии формулировать свои мысли. Нерасчленяемое содержание контрпереноса свидетельствует о глубоком регрессе пострадавшего и непереживании права на жизнь, угнетении – то есть буквально подавлении  воли, желаний,эмоций, сознания ,лишение его прав и возможностей к свободной жизни и развитию.

Согласие с клиентской, пусть поверхностной и расплывчатой, оценкой, независимо от ее вразумительности, аффективной заряженности и даже возможной неадекватности, которая может быть следствием фрагментированного восприятия - означает принятие и подтверждение права клиента на свое (его) вИдение и свою оценку.

Назвать и ошельмовать насильника, агрессора, преступника - значит символически (но не всегда психологически) вернуть тому тягостные чувства жертвы - стыд, позор, вину, бесчестье, расчистить дорогу для гнева клиента и возвращения своих прав. 
Своего рода реституция как альтернатива мести.

Как компенсация потери в кризисной терапии у клиента формируется или возрождается фигура внутреннего адвоката - оберегающего, защищающего, понимающего и утешающего при невзгодах.

Справедливости ради добавлю, что Фемида - не только беспристрастная блюстительница порядка, но и богиня права и благонравия, покровительница угнетенных, пострадавших, обиженных и обделенных. Иногда она изображается с рогом изобилия - символом воздаяния потерпевшим за страдания. Исцеленная травма обогащает и облагораживает человека, делая его чутким к беде других.

Источник http://annanterapia.fi/






Об авторе статьи

`
Сидельникова Анна Азарьевна

Рейтинг психолога: 4 4

Сидельникова Анна Азарьевна

психолог, сертифицированный психотерапевт, юнгианский аналитик. Работаю со взрослыми, детьми и парами.
Город: Хельсинки
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Страхи и фобии
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍