На свете ни единому уму,
Имевшему учительскую прыть,
Глаза не удалось открыть тому,
кто сам не собирался их открыть
Губерман
Мне задали вопрос:
В жизни встречаются люди, которые в школе были успешны, а после школы стали не очень успешными. Что происходит с ними? Обеспечивает ли школьная успешность последующую успешность во взрослой жизни?
Попытка ответа моментально выявила неоднозначность самого понятия Успешность и, сразу же возник вопрос о Точках Отсчета, о Системах Координат в которых и будет определяться результат: успешен или нет?
Спонтанные размышления, без особых углублений, дали нижеследующие «наметки».
Скорее всего, школьная успешность Жизненную успешность не обеспечивает. По крайней мере, главенствующим параметром не является.
И переход от школьной успешности к жизненной успешности происходит или не происходит в первые 5 – 7 лет после окончания школы. Точнее, происходит выявление системы координат, в которой человек и начинает себя оценивать по параметру «успешность».
Понятие «успешный школьник» очень сильно отличается от понятия «успешный человек» объемом содержания. Можно попробовать определить различия.
Школьная успешность – это четверки-пятерки, приемлемое поведение и
какая-нибудь общественная нагрузка. Ты успешен, если ты вписался в школьные нормы и правила, которые четко прописаны, проговорены и ясны. А ты – хороший их исполнитель.
Успешность в Жизни – это…
Во взрослой жизни
понятие «Успешность» перестает быть школьно-однозначным, приобретает большую субъективность и из Результата превращается в Процесс.
Сравним две ситуации: Школьную жизнь и Взрослую Жизнь.
Ситуация школьной жизни.
Цель задана изначально. Четкая, однозначная: закончить школу. Ты должен хотеть именно это.
Путь достижения ясен и не имеет разночтений: ходи на уроки, выполняй домашние задания,слушай учителей, сдавай хорошо экзамены.
Тебе надо одно: следовать указанным путем.
Правила описаны и понятны.
Территория отграничена: школа.
Тупики и ошибки: укажут учителя и родители .Истинный путь подскажут они же.
Успех – гарантирован при выполнении правил.
Срок результата фиксирован.
Критерии заданы.
«Судьи» определены.
Внешние условия: работают на тебя.
Тип условий: лабораторно - тепличные. Школьный социум стабилен. Высокая степень прогнозируемости. Минимум неожиданностей.
Группа поддержки: родители, учителя.
Вдохновляющая мантра: скоро школа закончится.
Позиция: результат важнее процесса.
Основные востребованные качества: прилежание, исполнительность, инициатива в четко отведенных границах, соответствие Правилам и Ожиданиям взрослых.
Время прохождения: 9 – 11 лет.
Вид дистанции: средняя.
Финал: пышные наряды, бурные восторги, возвышенные речи, массовые гулянья до рассвета
Что дальше: взрослая жизнь, так долго ожидаемая.
Ситуация взрослой Жизни.
Цели изначально не заданы.
Пути достижения не определены.
Надо знать ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ, чтобы ставить цели.
Надо знать ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ, чтобы выбирать пути.
Надо еще очень много-много чего.
Правила многозначны, голографичны, постоянно меняются, иногда требуют тайной разведки.
Территория – обширна до непостижимости: Жизнь .
Тупики и ошибки: неизбежны, распознаются по результату, могут быть учителями и активизировать творческий подход к жизни. Истинные пути надо искать самостоятельно.
Успех не гарантирован. Его образ может видоизменяться.
Срок получения результата: растянут во времени. На разных этапах дистанции успех и неуспех сменяют друг друга.
Критерии успешности подвижны, выбираются самостоятельно.
«Судей» много. Все говорят разное. Лучше их выбрать самому. Иначе они выберут тебя.
Внешние условия: подобны ветру - то в лоб, то в спину, то штиль, то тайфун. Тип условий: полевые испытания без страховки. Открытый социум не стабилен. Неожиданностей масса. Контролю не подлежит. Прогнозы переменчивы. Можно только нос держать по ветру.
И руки на штурвале. Ориентационные приборы и спасательные средства должны согревать душу надежностью.
Группа поддержки: внутренние опоры и Бог. Состояние ДАО* (*ДАО - здесь: состояние полного гармоничного соединения с Потоком Жизни, при котором действия человека определяются не умом, а внутренним Знанием, так называемым Знанием без знания. Правильные действия - проистекают из правильного Состояния) тоже подойдет.
Вдохновляющая мантра: не прилагается. Надо сочинять самому, менять по ситуации и хранить как зеницу ока.
Позиция: до некоторого момента результат кажется важнее процесса.
Основные востребованные качества: гибкая целеустремленность, энерговосполняемость, стрессоустойчивость и чувство юмора, способность превращать жизненные уроки в жизненные перспективы.
Время прохождения: 40 - 50 – 60 – 70 -…лет с момента окончания школы.
Вид дистанции: марафон пожизненный
Финал: Два варианта: умиротворенность и благодарность Жизни за ВСЕ ощущение напрасности прожитого, обида и разочарование + надежды, что дети достигнут не достигнутого вами.
Что дальше?:
Во взрослой жизни есть три базовых Варианта Линии Жизни (ВЛЖ).
ВАРИАНТ ЛИНИИ ЖИЗНИ (ВЛЖ) №1.
Вариант А.
Выбираешь одну из заданных социумом типовых Схем Жизни. Четко и пошагово выполняешь все этапы Типовой схемы, предложенной социумом. Идешь туда, куда надо и так как надо. Ты есть Функция (Об этом не знаешь).
Достоинства: не надо много думать – за тебя уже все подумано, не надо ничего искать – все найдено, ты уверен, что если все сложится так как надо, ты получишь все, что задумал.
Супер-достоинство: ты так никогда и не узнаешь, что это была иллюзия.
Недостатки: годам к 40-ка: радостей - уже меньше, болезней – больше;
болезни – глубже и продолжительней, чем хочется, радости – поверхностней и кратковременней, чем ожидается; полная усталость часто приходит раньше, чем заслуженная пенсия. С потерей должности теряется уверенность в жизни.
Вариант Б.
Выбираешь одну из заданных социумом типовых Схем Жизни. В четко заданных рамках Типовой схемы, предложенной социумом, ищешь свою индивидуальную манеру передвижения. Идешь туда куда надо, но не так как надо.
Впоследствии, вполне возможно, твой способ будет признан, описан и включен в разряд правильных, увеличив набор предлагаемых типовых вариантов продвижения к успеху. Ты – исполнитель Функции (Об этом догадываешься).
Достоинства: наличие интриги жизненного пространства, увлеченность.
Недостатки: тебя все время будут пытаться «заткнуть» люди из Варианта А.
Ты для них не только непредсказуемый конкурент на «беговой дорожке», но и угроза их представлениям о себе и о жизни.
ВАРИАНТ ЛИНИИ ЖИЗНИ (ВЛЖ) №2
Вообще ничего не выбираешь, просто движешься как щепка в бурной реке.
(Закрыв глаза или изредка озираясь по сторонам: «Где это я? Почему здесь? Это не правильно! Я так не хочу!»)
Ты есть Дисфункция (Нарушенная Функция).
(Об этом не знаешь и не хочешь знать).
Недостатки: один в пустыне погибнешь.
Достоинства: один там никогда и не окажешься.
Рядом с тобой в жизни всегда есть кто-то, кто виноват в твоих бедах,
несет за тебя ответственность,
а, значит, решает твои проблемы.
Это очень приятно.
ВАРИАНТ ЛИНИИ ЖИЗНИ (ВЛЖ) №3
Ты на ощупь ищешь СВОЙ путь и живешь СВОЮ жизнь.
Примечание: Третий путь почти неизбежно включает в себя опыт опробования и пребывания в двух предыдущих вариантах развития.
А затем выход за их рамки.
Внешне это может соответствовать какой-либо Типовой схеме, но внутренний контекст будет принципиально иным.
Ты есть Творчество.
Ты – человек-творец (Знаешь, кто ты есть).
Достоинства: ты живешь Жизнь, а не она тебя жует (И. Калинаускас).
Недостатки: Одинокий волк - это круто,
Но это так, сынок, тяжело.
Ты владеешь миром, как будто,
И не стоишь в нем ничего (А. Розенбаум).
Понимание успешности различается в зависимости от выбранной Линии Жизни.
УСПЕШНОСТЬ ДЛЯ ВЛЖ №1.
Вариант а).
Получить полный Набор запланированных «Призов» (званий статусов, материальных ценностей, должностей, детей, жен/ мужей, и т.п., по схеме).
Лучше пройти все этапы в строго определенном для этого возрасте.
Критерии успешности: внешние. Внутренние состояния беспокоят, но не учитываются.
Взаимоотношения с результатом: Я есть это. Отождествление.
Потеря результата: может стать крахом личности.
Взаимоотношения с ситуацией: «на Вы». Начеку. Негативные ситуации можно нейтрализовать верным ходом через нужных людей. Позитивные ситуации явление редкое и подозрительное.
Тип взаимоотношений с жизнью: Исполнительство. Уровень клише. Воспроизведение роли.
Восприятие реальности: жизнь схематична и однозначно расчерчена, как школьные правила.
Вера: веришь в правила и нормы Системы, как в гарантов успеха.
Место под солнцем: только для избранных. Хочу занять. Боюсь, что не выйдет. Получить хотя бы местечко рядышком.
Выигрыш – проигрыш: проигрываешь другим. Выигрываешь у других. Другие – или друзья или враги(конкуренты). Мир делиться на своих и чужих, тех, кто «за» тебя и тех кто «против».
Мышление: линейное, одномерное, дискретное, фрагментарное, левополушарный перекос.
Перспективы: скука, усталость, «дофинизм», чувство недооцененности, которые могут скрываться за раздражительностью, самодурством или имиджем «Умудренного жизнью спокойствия» + пара томов «Истории болезни».
Адвокат Аноним: «Творческое начало моему клиенту необходимо в той же мере, что и копировальному аппарату. Он не должен противоречить системе, которая придает ему силы».
Основные необходимые качества : Школьный Набор: прилежание, исполнительность, инициатива в четко отведенных границах, соответствие Ожиданиям взрослых (начальства).
+ СДиРС( система дружеских и родственных связей) в качестве поддержки ( подпорка, двигатель, горючее).
Комментарий:
А повсюду стоят
Как большие гробы
Типовые проекты удачной судьбы
Губерман
Вариант б).
Получить полный набор запланированных «Призов» (званий статусов, материальных ценностей, должностей, детей, жен/ мужей, и т.п., по схеме) + удовольствие от процесса и почтение публики (для «оживляжу»).
Критерии успешности: внешние + внутренние.
Взаимоотношения с результатом: у меня есть это. Я достиг этого. Я сделал это. Объектно-субъектные отношения.
Потеря результата: «оклемавшись», человек начинает путь заново. В той же сфере, другим способом. Либо меняет сферу деятельности. Несколько таких пертурбаций – и он может перескочить в ВЛЖ №3.
Взаимоотношения с ситуацией: «на Ты». Вписаться и использовать. Иногда – противостоять.
Тип взаимоотношений с жизнью: Творческое Исполнительство. Преобразование роли внутри границ типовой схемы. Привнесение в заданную роль своей неповторимой индивидуальности.
Восприятие реальности: мир многопланов и интересен.
Вера: веришь в себя, в свои способности и силы как основу успеха.
Место под солнцем: найдется для любого желающего. Если не « сидеть сиднем» и не « хлопать ушами».
Выигрыш – проигрыш: проигрываешь себе. Выигрываешь у себя.
Мышление: объемное, трехмерное, левое и правое полушарие в постоянной творческой полемике, иногда в противостоянии.
Перспективы: удовлетворенность собой, возможны зрительские аплодисменты, возможно перебазирование в ВЛЖ №3.
Адвокат: С. И. Хьюз. «Человеку надлежит жить с самим собой и постоянно заботиться, чтобы это была хорошая компания».
Основные необходимые качества: Вера в себя, практическое мышление, творческая жилка, вкус к Игре и способность держать нагрузку.
СДиРС ( система дружеских и родственных связей) нужна в качестве надежного тыла.
Примеры типовых схем:
«Ученый»: Школа – Институт – Аспирантура – Преподавание - Защита кандидатской -Защита докторской – Профессорство – Членство - Почетные проводы на пенсию…
«Военный»: Школа - Военное училище – Лейтенант – стар. Лейтенант – Капитан – Майор –Подполковник – Полковник – Генерал – … почетные проводы на пенсию…
Прим. Участие в военных действиях ускоряет продвижение по лестнице, но может укоротить саму лестницу.
«Управленец»: Школа – Вуз – Должность – Повышение – Хорошая должность – Повышение – Ответственная Должность – Повышение – Очень Ответственная Должность – Повышение –Вершина данной лестницы – почетные проводы на пенсию или на кладбище – пышная эпитафия…забвение. Эпизодически возможны мемориальная доска, улица имени…( Эта Схема действует в самых различных областях деятельности ).
Примечание №1: Успешностью в типовых схемах не обязательно считается дойти до вершины. Успешным считается достижение удобной ступеньки, где можно комфортно провести оставшуюся до пенсии жизнь. Основные критерии оценки удобства ступеньки: хороший доход, удобный кабинет, большие возможности (в самом широком смысле).
Примечание №2: Четкая прописанность типовых схем была одной из характеристик советского строя.
УСПЕШНОСТЬ ДЛЯ ВЛЖ №2:
ОНИ мешают мне быть успешным!
Не до жиру, быть бы живу: выжить.
Прим. Независимо от внешних условий – все всегда плохо.
Взаимоотношения с результатом: говорит не о себе, а о тяжелых внешних обстоятельствах.
Потеря результата: до этого не доходит, так как нельзя потерять то, что не приобрел.
Взаимоотношения с ситуацией: «на Вы». « Она сильнее меня. Я – ничто рядом с ней».
Тип взаимоотношений с жизнью: тебя как субъекта нет вообще. Ты – объект воздействия Внешних сил.
Есть только твои жалобы. От тебя в твоей жизни зависит разве что исполнение санитарно-гигиенических процедур. Да и то не 100%-но. Мир может так тебя расстроить, что мыться и причесываться вдруг покажется необязательным: пусть им будет хуже…это они меня довели.
Критерии успешности: столь же размыты, хаотичны и не разобраны, как и восприятие реальности.
Восприятие реальности: жизнь – это совершенно непонятный хаос, неразбериха и несправедливость.
Вера: предмет веры переменчив. Мимикрирует под обстоятельства и людей, которые рядом.
Место под солнцем: «Это где? Хочу! Покажите! Отвезите! Усадите! Что? Самостоятельно? Вы «С ума сошли!»…».
Выигрыш – проигрыш: и то и другое случается с тобой без твоего участия.
Мышление: спорадическое, дискретное, фрагментарное, правополушарный перекос либо летаргический сон обеих полушарий.(Жестко программное. С регулярным сбоем и «зависанием» программы)
Перспективы: задохнуться под плитой обиды на весь мир. Сникнуть под чувством собственной беспомощности. Это может быть красиво замаскировано под благообразный имидж Невинной Жертвы тяжелых обстоятельств.
Адвокат: Аноним. «О несчастном случае мой подзащитный впервые узнал лишь тогда, когда этот случай произошел».
Основные необходимые качества: « Какие уж тут качества! Не до них вовсе…» СДиРС (система дружеских и родственных связей) нужна в качестве буфера.
Комментарий:
Душе уютны как пальто,
Иллюзии и сантименты,
Однако жизнь совсем не то,
Что думают о ней студенты
Губерман
УСПЕШНОСТЬ ДЛЯ ВЛЖ №3.
Жить СВОЮ жизнь, а не чужую.
Блаженны те, кто не галдя,
Но собственным трудом
из ветра, света и дождя
себе возводят дом.
Губерман
Анекдот в тему: Цадик Зуся: «Когда я умру и предстану перед Богом, он не спросит меня, почему я не был Моисеем или Папой Римским. Он скажет: «Цадик Зуся! А был ли ты цадиком Зусей?!»
Критерии успешности: внутренние, интуитивные.
Взаимоотношения с результатом: Разотождествление. Отделение себя от социальных достижений и представлений . « Я» существует вне социальных ролей, определяет смыслы происходящего и выбирает социальные роли.
Потеря результата: невозможна в принципе, т.к. результат есть процесс, а процесс есть результат.
Взаимоотношения с ситуацией: «на Вы» (как к Богу, Учителю и Партнеру). Я + Ситуация = творческий тандем. Джазовый танец. Импровизация.
Тип взаимоотношений с жизнью: Сам себе сценарист, режиссер, антрепренер, исполнитель и благодарный зритель. Вне готовых схем. Но в четком направлении.
Восприятие реальности: Жизнь – это Великая Божественная Игра (Лила). Участвовать в ней – огромная радость и удача.
Вера: веришь не в успех, а в Реальность.
Место под солнцем: ВСЯ Жизнь – Место под Солнцем. Если не прикрыт собственной тенью, как ведром на голове.
Выигрыш – проигрыш: провалов не существует. Есть только Божественные поправки.
Мышление: голографичное, целостное, продуктивный творческий союз двух полушарий мозга.
Перспективы: чем дальше, тем интереснее
Адвокат: Дж. Стефен. «Каждый человек заключает в себе целый материк своей личности. Счастлив, кто идет по пути Колумба собственной души!»
Основные необходимые качества: Своя стезя в душе (путеводная звезда внутри), неизменная вера в нее, способность действовать в ситуации неопределенности, смелость принимать нужные решения и совершать нужные шаги в нужный момент, уметь вдохновляться всем происходящим и доверять Процессу Жизни.
СДиРС (система дружеских и родственных связей) важна для души.
Комментарий:
Я живой.
И пока не готов умирать.
Я СВОБОДУ обрел:
Надо Путь выбирать.
Губерман
Еще один комментарий:
За проволокой всех систем
За цепью всех огней
Нужна свобода только тем
В ком есть способность к ней
Губерман
Это достаточно поверхностный, метафорический сравнительный анализ без строгой научности.
Безусловно, это СХЕМА.
А любая схема – это упрощение реальности.
Схемы не в состоянии учесть флюидности (Флюидность – здесь: текучая переменчивость и неуловимость) и сакральности человеческого бытия.
Но на схеме лучше видны закономерности. Для того она и создается.
Как говорил Козьма Прутков: «Зри в корень!».
Если возникает необходимость, желание и смелость что-то менять в своей жизни, лучше это делать на уровне причинных закономерностей. Иначе перемены будут просто перестановкой мебели на «Титанике».
По-моему, школа сейчас не ставит перед собой задачу подготовить человека к успешной жизни. В советские времена у школы была задача воспитать строителя коммунизма. А сейчас – хотя бы дать знания по предметам и уберечь от наркотиков и правонарушений.(Возможно, я ошибаюсь.1.04.06)
*По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов,
не собранные урожаи – нет, о нем говорит качество человека, которого производит страна.
Р. У. Эмерсон.
Каким был тот (о котором меня спрашивали) успешный школьник, ставший потом не очень успешным, почему так произошло, и кто диагностировал его не успешность - остается только догадываться, либо выяснять в личной беседе.
Для осмысления этого вопроса важно разделить понятия
«Успешная жизнь» и «Успешная карьера».
Успешная жизнь может включать в себя успешную карьеру,
а может и не включать, оставаясь, при этом, успешной жизнью.
Успешная карьера может развиваться в контексте успешной жизни,
или вне этого контекста, оставаясь, при этом, успешной карьерой.
Успешность карьеры определяют внешне заданные, социумные критерии.
Успешная жизнь - это субъективное ощущение успешности своей жизни, чувство удовлетворенности прожитой жизнью, ощущение, что ты на СВОЕМ месте.
Мне рассказали «об одном докторе, который стал величайшим хирур¬гом своей страны. Его сделали президентом Национального обще¬ства хирургов, и в этот день было устроено великое празднество в его честь. Но он был печален. Друг спросил его: "Почему ты выглядишь таким печальным? Ты должен быть очень счастлив — ты стал величайшим хирургом, и теперь никто с тобой не сравнит¬ся". Самая большая честь для хирурга — это стать президентом Национального общества. Почему же ты так печален?
Хирург ответил: "Я никогда не хотел стать хирургом. Я преуспел в том, чего никогда не хотел, а теперь от этого не убежишь. Если бы я потерпел неудачу, тогда был бы шанс, но теперь я прикован к этому".
Его друг сказал: "Ты, должно быть, шутишь. О чем ты говоришь? Твоя семья счастлива, твоя жена счастлива, твои дети счастливы, каждый счастлив и каждый оказывает тебе величайшее уважение".
Хирург сказал: "Но я не уважаю сам себя, а это — основное. Я хотел стать танцором, но мои родители не позволили мне этого, и я должен был им подчиниться. Я был слабовольным. И я несчастен оттого, что стал великим хирургом. Я несчастлив потому, что я самый паршивый танцор в мире. Я не могу танцевать — в этом-то и беда"»
Успешность карьеры человека определяется обществом.
Успешность жизни человека – им самим, его душой.
Эти оценки могут совпасть, скорее всего, в том случае, если ты «Сел в свои сани», нашел свое дело, занимался тем, для чего ты лучше всего предназначен.
Как говорят в народе: «Аршин на сукно, а кувшин на вино».
Чего вам от души и желаю!
Заданный вопрос оказался для меня просто поводом и возможностью поиграть с темой и получить от этого удовольствие.
Все о чем здесь говорится – сугубо субъективные размышления, которые скорее, просто обозначают некоторые аспекты темы. И она остается открытой.
Вопрос о формуле успеха и об успешности всегда будет в фокусе внимания и обсуждения. По существу, это древний вопрос человечества «Как быть счастливым?», осовремененный ценностями ХХ века, который прошел «усушку» и «утряску» левополушарного мышления. В результате этого он стал выглядеть более солидно, практично и даже почти научно. Можно изучать, измерять, писать научные рекомендации.
Обилие объяснений ничем не лучше их полного отсутствия.
Но, пока процесс поиска ответов остается живым, окончательные ответы найдены не будут.
И, Слава Богу!
Информация к размышлению:
«Успех всего милее тем, кто сроду не имел успеха». Э. Дикинсон.
Постскриптум 1:
«Если Кукла - в - строю представляет собой один полюс рода людского, то на другом, противоположном, находится человек Человечный. Именно он и воплощает в себе качества, достойные человека, среди которых – стремление развивать свой ум, благожелательность, реализация себя как личности. Человек становится человеком, когда он раскрывает свои способности и получает удовлетворение в том, что действует творчески, уверенно и компетентно». Л. Дж. Питер.
Постскриптум 2:
«Эволюционное ускорение подталкивает нас к моменту, начиная с которого каждый будет нести ответственность за принятую нами реальность».
Роберт А. Уилсон.
Успешного вам счастья и счастливых успехов!
Написать автору: parvati2007@rambler.ru