articles
Если маленькому ребёнку показать две картинки, на одной из которых изображён бегущий мальчик, а на второй - тот, кто упал и ударился о скамейку, и спросить у него, кто виноват во втором случае, он без сомнений скажет, что виновата скамейка, ведь она встала на пути у мальчика и помешала ему бежать. И это будет абсолютно нормальная логика для ребёнка дошкольного возраста, у которого преобладают магическое мышление и эгоцентризм, а чувство собственного "я" и отделы мозга, отвечающие за рефлексию и самоконтроль, ещё не сформированы. Однако на практике, к большому сожалению, в разных ситуациях можно встретить немало взрослых людей, которые тоже считают, что "виновата скамейка". Не сдал экзамен - виноват плохой преподаватель, развёлся - виноваты жена и тёща, выгнали с работы - виновато начальство, поссорился с другом - конечно же, дело в друге. Подобная логика у взрослых людей складывается из защитных механизмов психики, страха перед ответственностью и несформированности эго. Защитные механизмы работают так, что не хочется признавать свою вину, ответственность и переживать какие-то неприятные чувства по этому поводу. Нехватка механизмов рефлексии не позволяет отличить вину от ответственности. Незрелость эго не позволяет оценить ситуацию не только со своей, но и с ещё чьей-то точки зрения, посмотреть на неё многогранно. В итоге получается эгоцентричная позиция, в которой человек всегда прав, а другие виноваты. Эта позиция спасает чувство безупречности собственного "я", но мешает в построении отношений и не делает человека счастливее. Что с того, что он считает себя правым? Разве это меняет ситуацию? В большинстве случаев, нет, не только не меняет, но и способствует регулярному повторению прошлых ошибок. Признавать ответственность тяжело и трудоёмко, ведь, если признать её, придётся работать над собой - над своими качествами характера, над своим восприятием действительности, менять привычные модели поведения. Всё это требует немалых затрат ресурсов, и человек может задаваться вопросом "зачем?". Гораздо проще жить, когда "виновата скамейка", однако у отказа от ответственности есть своя обратная сторона. Отказываясь от ответственности, человек отказывается от возможности изменить свой жизненный сценарий, построить другие отношения с людьми, более тёплые и принимающие. Отказывается он и от собственного развития - работы над ошибками, осмысления своих глубинных мотивов. Отказывается он и от того, чтобы выйти в своём мышлении за узкую и ограниченную дихотомию "правых" и "виноватых", а, значит, кроме "чёрного" и "белого" в его жизни не остаётся цветов и оттенков, что значительно обедняет жизнь. Логика поиска правых и виноватых подразумевает, что во всех ситуациях можно найти, где истина, а где - ложь, однако жизнь не сводится к математике, и чаще всего правых и виноватых просто нет, но есть люди с разными особенностями и мотивами, которые могут договориться или не договориться друг с другом. Обвиняя во всём только себя, человек разъедает себя чувством вины, а, обвиняя во всём других - чувствами обиды и злости, что может снижать его качество жизни, постоянно заставлять думать о чём-то неприятном и мешать наслаждаться радостями настоящего. Часто, обвиняя других, человек защищается от потенциального самообвинения, и за этим процессом могут стоять его токсичные родители, которые, чуть что, винили его во всех бедах и неудачах. Поэтому, когда в терапии проявляется подобный паттерн, стоит копать глубоко: а как, вообще, человек пришёл к выводу, что надо искать виноватых? Кто и когда это делал на его глазах, кто и когда винил его или других? С какими травматичными ситуациями он сталкивался, когда был виноват? И каких последствий избегал, когда перекладывал вину на других? Разбор всех этих ситуаций позволит человеку освободиться от травматичного прошлого, перестать накладывать его на настоящее и открыть новую страницу в понимании себя и других людей. |