articles Взрослые игры на семейном поле
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Взрослые игры на семейном поле



В народе говорят: жизнь прожить - не поле перейти, а мы попробуем пройтись по семейному полю отношений с его сложной топографией…

Ко мне, с запросом на семейную терапию, обратился молодой человек. Проблема, на его взгляд, заключалась в необоснованной ревности, подозрительности и истеричности жены. На первой встрече выяснилось, что жена своих истерик не отрицает, однако напрямую связывает их с враньем мужа. Ситуация выглядела следующим образом: рассказывая жене о том, как, когда и с кем он общался и проводил время, он в нескольких рассказах об одном и том же допускал неточности, которые жена тут же замечала и начинала поддавать сомнению весь рассказ. Видя, как переживает жена и как она "выискивает" несовпадения, он решает не говорить жене обо всем, что происходит в его жизни. Появившаяся скрытность еще больше усиливала подозрительность и упреки жены в адрес мужа. Обсуждение самой ситуации приводило их к привычному способу взаимодействия и поискам виноватого.

Таким образом, ситуация стала похожа на заколдованный круг, вырваться за рамки которого они не могут даже на короткое время. В таких ситуациях, когда усилия терапевта, направленные на прояснение проблемы только поддерживают ее привычное состояние, переход на символический уровень обсуждения может стать полезным как для семьи, так и для терапевта. Для такой символической коммуникации я предложила семье попробовать посмотреть на их взаимодействие и их систему отношений, с помощью семейного поля.* (*работа с семейным полем была предложена на 3й сессии, после того, как терапевтические отношения с семьей уже были установлены) .

"Семейное поле" или "семейная доска" является техникой фигурной расстановки. Концепция семейной доски была создана в 1978 году именно для использования в рамках семейной терапии (со временем: системной терапии). В 1983 были представлены три первых, связанных с этим исследования, в которых доска использовалась в работе последовательно сначала с отдельными членами семьи, а потом для расстановки со всей семьей. Семейное поле создано в виде настольной игры, и состоит из деревянной доски, по виду напоминающей шахматную. На небольшом расстоянии от края доски проходит линия-граница, разделяющая пространство на две части: внешнее поле и внутреннее поле. К доске прилагается и набор фигурок, которым участник символически приписывает роли важных персон своей социальной системы и расставляет их на ограниченной поверхности. Фигурки могут стоять близко или далеко друг от друга, в середине поля или на краю, или во внешнем поле. Что означает, когда фигуры, например, стоят близко или далеко друг от друга, или, когда они смотрят друг на друга, определяют сами участники. Терапевт может задавать вопросы о том, что происходит на доске.

Работа на Семейном поле сокращает весь комплекс событий в семье до одной расстановки. Символичные образы, которые при этом создаются, являются посланием наблюдателю (терапевту или второму участнику) о способе взаимодействия в семье, то есть является "коммуникацией про коммуникацию", или "мета-коммуникацией" об отношениях. Участники могут изменять семейные расстановки (констелляции) на доске, словно делая ходы в шахматах. Варианты размещения фигур на семейном поле рассматриваются как спонтанные описания.

Первая фигура. Сначала мужу было предложено показать свое видение отношений в семье, без присутствия жены. Он выбрал две фигурки для себя и для жены и поставил их друг напротив друга на большом расстоянии, ближе к углам поля по диагонали, так, что фигуры напоминали боксеров на ринге во время тайм-аута.

Вторая фигура. Потом терапевт предложил ввести еще две фигуры, которым дал имена "вранье" и "истерия". Муж ничего не поменял в расположении первичных фигур, а лишь поставил на небольшом расстоянии перед своей фигуркой фигуру "истерии", а перед фигуркой жены фигуру "вранья". Проинтерпретировав это как то, что он вместо своей жены видит только "истерию". На вопрос о том, что же видит его жена, он ответил - "вранье".

Таким образом, стал наглядно очевиден образ их взаимодействия, который они демонстрировали в рассказах о своих проблемах и на самой сессии. Расстановка как "мгновенное фото", которое запечатлело семью в ее целостности.

Дальше появилась жена, и ей было предложено также сделать расстановку семьи с теми же фигурами: сначала муж, жена, потом с добавлением фигур "истерии" и "вранья". Картина, которую построила жена, почти полностью отразила картину мужа, с небольшим отличием в дистанции между фигурами.

После расстановки жены, терапевт отразил схожесть построенных картин по расположению фигур и различие в дистанции между ними, и предложил подумать мужу и жене, что значат эти схожести и различия для них. Схожесть они отметили как реальность отражения ситуации, а различия - как степень их личностной реакции и восприятия ситуации: что для мужа отношения выглядели более холодными, чем для жены, как результат их ссор. Терапевт предположил, что возможно есть разница между тем, как мы думаем как нас воспринимают другие и тем, как нас воспринимают другие. Более близкое расстояние между фигурами, которое определила жена между фигурами, явилось ресурсом для мужа.

Мета-коммуникация внутри пары. После того, как жена сделала расстановку, терапевт пригласил мужа для создания общей картины их взаимоотношений. Они выбрали меньший разрыв между фигурками, чем выбрал муж, и это уже были первые изменения, которые произошли.

Интерпретируя полученную расстановку пара сказала, что из-за этих двух фигур, они не видят друг друга.

В качестве фантазии о том, на что похожа эта расстановка постороннему наблюдателю терапевт предложил метафору парного танца, в котором партнершей мужа является истерия, партнером жены - вранье.

Желаемая ситуация. Следующая расстановка, которая была предложена паре: "желаемая ситуация". Во время этой расстановки жена подвинула фигуры "вранья" и "истерии" за пределы поля, на что муж сказал, что это невозможно и вернул их во внутреннее поле. Они еще какое-то время обсуждали насколько реально выставить эти фигуры вообще из поля. После чего терапевт задал вопрос о том, что заставляет их снова так много внимания уделять этим фигурам, и ничего не менять в системе "муж-жена", которые так и остались нерушимо стоять. В ответ на это жена подвинула ближе свою фигуру к мужу и согласилась пока оставить фигуры "вранья" и "истерии" на самой черте.

Название, которое они дали этой расстановке "Шаг к изменениям".

Таким образом, мы видим, как созданная картина рекурсивно влияет на семью как новая "реальность" и вместе с тем стимулирует дальнейшие изменения.

На следующей встрече и еще через одну встречу, супруги отметили, что жена не устраивает больше истерик и не подозревает мужа ни в чем, а муж стал больше рассказывать жене и начал больше ее слушать, в то время как раньше, он воспринимал любые ее слова как придирки и обвинения. Между ними наладились коммуникации. Еще через несколько встреч они пришли на последнюю встречу и сделали завершающую расстановку, которую назвали "Малыш", это была пара: муж и жена в центре поля, которые стояли близко друг к другу и перед ними был малыш. Все фигуры смотрели вперед.

Важными моментами этой работы, на мой взгляд, стали следующие:

- супруги во время мета-коммуникации создали общий взгляд на то, что происходит в семье. Это общее не принадлежит ни одному, ни другому, а значит, не обвиняет никого, оно принадлежало двоим. И только они могут влиять на это.

- поведенческие стратегии супругов были названы и отделены от них в виде фигур "истерии" и "вранья", что обнаружило более актуальную связь этих фигур между собой, а не с мужем или женой.

- те ходы, которые символически проделали супруги на семейном поле, помогли построить новую картину отношений, новую "реальность", которая и стимулировала дальнейшие изменения.

Источник: Персональная страничка Екатерины Истоминой






Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Психолог Ребриева Александра Александровна

Ребриева Александра

Гештальт-консультант, Арт-терапевт, семейный психолог
Психолог Максакова Елена Васильевна

Максакова Елена

1 высшее - Психолог-педагог 2 высшее - Консультирующий психолог (заканчиваю обучение в...
Психолог Савельева Дарья Сергеевна
Консультация по Skype

Савельева Дарья

Сертифицированный гештальт-терапевт, работаю с взрослыми в личной формате




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍