Что такое человек? Этот вопрос не прост. Мы можем заметить, что древнейшие нравственные требования весьма существенно отличаются от предписаний позднейшей развитой морали, которая, например, выдвигает идеал целомудрия и запрещает супружескую неверность, распространяет правило "не убий" за рамки любого общинного объединения - на человеческий род в целом; включает в сферу сострадания не только людей, но и их "меньших братьев" - животных. Вместе с тем нельзя не видеть, что развитая мораль не отменяет ни одного из древнейших нравственных требований. Кровосмесительство, убийство отца или брата, согласие на голодную смерть неудачливого или увечного родственника вызывают у человека Нового времени тот же священный ужас, что и у австралийского аборигена. Простейшие нравственные запреты образуют вечный фундамент, над которым надстраивается все многообразие более поздних моральных ценностей и норм. Они имеют надбиологический смысл, понятный людям именно потому, что мы, как разумные существа... Читать дальше
Установлен он был именно благодаря постоянным групповым занятия, целью которых было грамотно связать обучение их культуре общения с культурой полового воспитания. Так вот, оказывается, что, хотя подростки и находились примерно в одной возрастной группе, тем не менее их реакция на занятия была совершенно разной. Выявленная закономерность полностью подтвердилась, а дело все в том, что в каждом классе, как правило, складывается своя, ни на что не похожая, так сказать неповторимая атмосфера и общая сфера интересов. Помощь психолога потом или общение сейчас, которое предотвратит многие проблемы в будущем - думается, выбор очевиден. Например, если в одном классе на занятия с психологом подростки реагировали довольно холодно, в другом — терпеть не могли эти занятия, то в другом — просто обожали их и ждали с нетерпением, но и это еще не все... Даже в тех классах, где ребята любили занятия, уроки проходили совершенно по-разному, исходя из потребностей молодежи, так... Читать дальше
Говоря о фрейме, я имею ввиду некую когнитивную конструкцию, имплицитно присутствующую в тексте. Вот, например, фраза: "Не влезать, убьет!" Обычная надпись на трансформаторной будке. Информационное поле (или фрейм) этой фразы примерно следующего содержания: видя знак "высокое напряжение", вы недостаточно умны, чтобы самостоятельно сделать правильный вывод. Подобными фразами, к сожалению, изобилует воспитательная модель, в которой ребенок - объект воспитания (в квадратных скобках расшифровка фрейма): Ну почему ты такой ленивый![Я с самого начала знала, что ты вырастешь лентяем] Как же мне надоели твои двойки![Я не желаю видеть/слышать/знать об истинных причинах твоей неуспеваемости (то есть быть в позиции взрослого) и намерена убедить окружающих, что жертва в данном случае - я, и это меня надо жалеть и понимать] Он меня не слушается![Он не имеет право думать не так, как мне надо] Зато, например, вот такие слова: "Я думаю, ты с радостью поможешь маме по дому" несут в себе... Читать дальше
Люди всегда стремились к познанию себя, своего внутреннего истинного «Я» и делали это с помощью самых разнообразных видов искусства. Одним из наиболее привлекательных видов такого познания является рисование. Недаром картины ценятся так дорого в мире, и великие художники всегда являются особо почитаемыми и востребованными. Потребность собственного самовыражения и духовного саморазвития приводит многих к освоению живописи. Одним из таких видов искусства является китайская живопись У-Син. Система живописи У-Син базируется на основных пяти первоэлементах – это вода, дерево, огонь, земля, металл. На данной системе основано всё мировоззрение древнего Китая. В живописи каждому из этих первоэлементов соответствуют пять определённых мазков, которые художники применяют в живописи У-Син. В основе понимания структуры системы лежат понятия Инь и Ян. Ян даёт энергию, а Инь ее принимает, и далее преображает полученную энергию, по аналогии осуществляется переход и... Читать дальше
Является ли агрессия необходимым условием для умения защитить себя в словесной перепалке?Говоря сейчас об агрессии, я имею ввиду деструктивное поведение, которое проистекает из неадекватной (в большинстве случаев - заниженной) самооценки.Так вот - нет, не является.Человеку, обладающему чувством собственного достоинства и владеющему собой, не нужно вести себя деструктивно, чтобы отразить вербальную атаку.Давайте начнем с самого начала.Существует мнение, что если ребенок воспитывался в любви и не получил в семье опыта отражения агрессивных нападок, то, попав в другую среду (например, в школе), не сумеет себя защитить.Нажмем на паузу и отмотаем чуток назад - разве воспитание в любви не подразумевает привития ребенку чувства собственного достоинства и понятия о личностных границах? Это элементарные вещи, на мой взгляд, которые имманентно присутствуют в психологически здоровой семье. Если же ребенок искренне считает, что, защитив себя, он умножит зло на земле, то воспитывался... Читать дальше
Нередко люди в ежедневной суете настолько выматываются психологически, что уже перестают чего-то желать и радоваться жизни. Обычно это происходит из-за однотипности действий: одно и то же на работе, никакого разнообразия в отношениях, нет новых идей и мыслей. Для того чтобы уйти от однообразия и расцветить свою жизнь, вдохнуть в нее творчество, существуют различные техники арт-терапии, например зентаглинг. Зентангл - это небольшой абстрактный рисунок, который состоит из простых повторяющихся линий, кругов, волн – танглов, соединяющихся между собой в различные узоры. Данная техника рисования оказалась очень востребованной, и затем появились другие её направления. Зенарт - это изображение животного, человека или пейзажа, в котором использованы абстрактные узоры. Зентангл – это по сути арт-медитация. За пол часа рисования получаются абстрактные “плитки”, сотканные из повторяющихся узоров. Основное преимущество зентангла в том, что рисующему не... Читать дальше
От автора: "не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем" (Евангелие от Матфея 13:57). "Мир без войн — как это будет?" (См. предыдущую статью по этой теме здесь: https://psynavigator.ru/publikacii/3551) Многие взрослые люди, особенно поколение возраста моих родителей, жестко убеждены в том, что историю необходимо помнить для того, чтобы в будущем избежать ошибок прошлого. Однако, как показывает мировой опыт и как утверждают мудрые: человечество мало учится на своих ошибках. А почему? Да потому что общество (и каждый из нас) развивается по спирали и каждый новый виток развития уникален! Фишка в том, дорогие мои дамы и господа, что сама ситуация никогда не повторяется, а всегда нова и уникальна, хотя мы, конечно же, и можем заметить определенные циклы и принципы развития, проанализировать их и сделать соответствующие выводы, ЕСЛИ БУДЕМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗУМОМ!... Читать дальше
Консультируя семейные пары, я обязательно делаю акцент на проговаривании своих чувств партнеру. А когда следую своему совету сама, понимаю, почему в семьях так часто бывает нарушен эмоциональный контакт. Не то чтобы оба супруга не осознавали, что именно их обижает (есть понимание, что раздражает, например, не грязная посуда в раковине, а пренебрежение просьбой; или - не сами по себе слова "поговори со мной", "скажи мне что-нибудь приятное", а скрывающийся за ними контекст примерно такого содержания: "Скажи мне сейчас то, что я хочу услышать. Что конкретно - не знаю, придумай что-нибудь, прояви активность"). Суть заключается в том, что предъявить претензию к каким-то поведенческим нюансам (не убирает за собой, постоянно названивает на работу и т.д. и т.п.) гораздо безопаснее и проще, чем говорить о своих чувствах. Ведь говорить о своих чувствах - значит стать открытым и восприимчивым. В том числе, и для душевной боли. Только вот штука в том, что защитный "кокон" (или... Читать дальше
Что можно сказать о состоянии человека, который произносит, например, такую фразу: я чувствую себя пустым местом? То есть, получается, есть человек и одновременно нет его - так, пустышка. Ноль без палочки. К этой же категории, кстати, относится и эта фраза: меня без него/неё нет. Что это значит - чувствовать себя пустым местом? Это значит смотреть на себя лишь глазами других людей: ценят тебя (в первую очередь, родные и близкие) - великолепно, ты хороший человек, следовательно, ты существуешь (во времена Декарта в этом месте мыслили!!!), не ценят, не замечают - все, нет человека, пустое место. Это значит перестать в принципе ощущать свою значимость как данность. Почему так происходит? Потому что нет человека - нет проблем. С детства ребенка якобы учат бороться с трудностями. Вот такими, например, высказываниями: "Туда не ходи - упадешь!" Речь в таких случаях идет о бортике песочницы, о высоком пороге в комнате и т.п. "Не бери стакан - уронишь!" (вариант - "разобьешь").... Читать дальше
Каждое живое существо стремится всегда быть счастливым, не подверженным печали, и каждый имеет величайшую любовь к себе, вызванную единственно тем фактом, что счастье — его подлинная природа. Следовательно, чтобы осознать то присущее и незапятнанное счастье, которое действительно ежедневно переживается, когда ум успокоен в глубоком сне, необходимо познать самого себя! (См. мою статью "Что сделает человека счастливым" https://psynavigator.ru/publikacii/3475) Всякое познание, которого ты ищешь только для обогащения твоего знания, только для того, чтобы накопить в себе сокровища, отклоняет тебя от твоего пути, но всякое познание, которого ты ищешь с тем, чтобы совершить работу на служении делу облагораживания людей и развития мира, подвигает тебя вперед. «Истина только Одна, но мудрецы называют Ее разными именами» - Ригведа (1.164.46) Помощь не нужна тем, кто уже стал мудрым. В ней также не нуждаются те, кто не ищет мудрости и самопознания... Читать дальше