articles
Для многих педагогов присутствие активного ребенка в классе становится настоящей проблемой. Такие дети часто нарушают дисциплину, импульсивно и бурно реагируют на замечания, часто отвлекаются и своим поведением отвлекают других детей. Это мешает одноклассникам осваивать учебный материал, неизбежно влияет на весь учебный процесс и дезорганизует работу класса в целом.
Как правило, нарушения внимания у детей проявляются в том, что обучающиеся допускают ошибки в школьных (и других) заданиях из-за пропуска деталей, не доводят до конца начатую работу или игру, не слушают, что им говорят и не могут следовать полученной инструкции. Основные трудности таких детей в школе - снижение продуктивности учебной деятельности, низкий уровень учебных достижений.
При сложностях с началом выполнения заданий:
При трудностях с продолжением выполнения и завершением заданий:
Игры на развитие внимания дифференцированы по задействованным анализаторам (зрительный, слуховой, вестибулярный, тактильный) и по отдельным компонентам внимания (фиксация, концентрация, удержание, переключение, распределение).
1. «Снежный ком»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, преодоление импульсивности.
Процедура проведения: выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например, "слон" (если тема игры - "Животные"). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, "слон", "жираф". Третий говорит: "слон", "жираф", "крокодил". И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель.
2. «Запретные цифры»
Цель: формирование произвольного внимания и контроля.
Пособия: мяч
Процедура проведения: «Сейчас мы будем вместе считать по порядку до 10 (100 и т.п.) и перекидывать друг другу мяч с каждым новым числом. Но у нас будут запретные цифры, которые нельзя называть вслух (например, это цифры 2,5 и 8). Когда будет подходить черед этих цифр или чисел, в которых есть эти цифры, мяч надо бросать молча и продолжать счет в уме».
3. «Попробуй, повтори!»
Цель: развитие произвольного внимания, а также отработка коммуникативных навыков.
Процедура проведения: ведущий придумывает ритм (например, из хлопков в ладоши и по коленкам) или движение и «показывает» его своему сопернику. Если играют несколько человек, можно начислять штрафные баллы.
4. «Шифровки»
Цель: развитие избирательности и концентрации внимания, удержание программы, способности к переключению.
Пособия: бланки для выполнения задания (см. рис.2).
Рис. 2. Бланк задания «Шифровки».
Процедура проведения: в заданиях на кодирование ребенок должен зашифровать последовательность знаков. Каждому знаку соответствует другой знак или буква, причем связь между знаками может быть как логически понятной, так и условной.
Использование предложенных игр и рекомендаций способствует расширению объема внимания, повышению его устойчивости, улучшению распределения и переключения. Обязательно следует учесть, что в работе с таким ребёнком необходимо наличие у него положительной мотивации. Ребёнок может удерживать внимание достаточно долго, если задание или игра интересная и доставляют ему удовольствие.
В частности, трудности самоконтроля и нарушения внимания часто приводят к снижению успеваемости по русскому языку. Опытный педагог сразу обратит внимание на появляющиеся признаки нарушения письма у младшего школьника. Если вовремя не принять меры, сформируются устойчивые ошибки, типичные для дисграфии.
Чтобы не допустить такого развития событий достаточно овладеть несколькими простыми способами профилактики данной проблемы.
Всегда неизменный успех у детей имеют игры с карточками. Педагог предлагает одну карточку побольше с общим для всех слов слогом и карточки поменьше с другими разными слогами. Далее, детям даётся задание: сложить из карточек максимальное количество двухсложных слов (руч-ка, пол-ка, мис-ка, ка-ша, ка-тер, ка-бан т.д.). Кто больше слов составит, тот и выиграл.
Также можно использовать на уроках и игры на развитие фонематического слуха.
Таким образом, данные игры способствуют повышению грамотности и концентрации внимания ребёнка на выполнении поставленных педагогом языковых задач, закрепляют навыки грамотного письма, повышают уверенность в собственных силах и прививают ребёнку любовь к занятиям русским языком.
Основное внимание мы уделили проблеме, связанной с нарушением внимания. Сочетание разных предложенных нами способов, использование различных, в том числе и рассмотренных упражнений в работе с младшими школьникам, позволяют создать для них комфортные условия обучения с целью усвоения программного материала. Данные рекомендации могут быть использованы как учителями начальных классов, так и родителями в домашних условиях.
Александра Акинфова, педагог-психолог территориального отделения «Жулебино» ГППЦ ДОгМ.
Юлия Шаховская, учитель-дефектолог территориального отделения «Жулебино» ГППЦ ДОгМ.
Юлия Клокова, учитель-логопед территориального отделения «Жулебино» ГППЦ ДОгМ.