articles Как помочь ребенку с нарушением внимания?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Как помочь ребенку с нарушением внимания?



Для многих педагогов присутствие активного ребенка в классе становится настоящей проблемой. Такие дети часто нарушают дисциплину, импульсивно и бурно реагируют на замечания, часто отвлекаются и своим поведением отвлекают других детей. Это мешает одноклассникам осваивать учебный материал, неизбежно влияет на весь учебный процесс и дезорганизует работу класса в целом.

 Как правило, нарушения внимания у детей проявляются в том, что обучающиеся допускают ошибки в школьных (и других) заданиях из-за пропуска деталей, не доводят до конца начатую работу или игру, не слушают, что им говорят и не могут следовать полученной инструкции. Основные трудности таких детей в школе - снижение продуктивности учебной деятельности, низкий уровень учебных достижений.

 

Способствовать улучшению внимания и поддержанию его концентрации можно с помощью следующих рекомендаций.

При сложностях с началом выполнения заданий:

 

  1. Повторите указания.
  2. Выделите ключевые слова.
  3. Используйте выделение или цветную маркировку для указаний и других важных элементов работы.
  4. Приучите группу начинать выполнение заданий одновременно.
  5. В помещении, где проводятся занятия, должно быть минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).

 

 

При трудностях с продолжением выполнения и завершением заданий:

 

  1. Стимулируйте интерес и активность в процессе выполнения задания.
  2. Разделяйте большие задания на несколько легко выполнимых фрагментов.
  3. Сокращайте все предлагаемые задания.
  4. Иногда позволяйте детям самим выбирать задания для выполнения.
  5. Ограничьте время объяснения теоретического материала.

 

Игры на развитие внимания дифференцированы по задействованным анализаторам (зрительный, слуховой, вестибулярный, тактильный) и по отдельным компонентам внимания (фиксация, концентрация, удержание, переключение, распределение). 

 

1. «Снежный ком»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, преодоление импульсивности.

Процедура проведения: выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например, "слон" (если тема игры - "Животные"). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, "слон", "жираф". Третий говорит: "слон", "жираф", "крокодил". И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель.

2. «Запретные цифры»

Цель: формирование произвольного внимания и контроля.

Пособия: мяч

Процедура проведения: «Сейчас мы будем вместе считать по порядку до 10 (100 и т.п.) и перекидывать друг другу мяч с каждым новым числом. Но у нас будут запретные цифры, которые нельзя называть вслух (например, это цифры 2,5 и 8). Когда будет подходить черед этих цифр или чисел, в которых есть эти цифры, мяч надо бросать молча и продолжать счет в уме».

3. «Попробуй, повтори!»

Цель: развитие произвольного внимания, а также отработка коммуникативных навыков.

Процедура проведения: ведущий придумывает ритм (например, из хлопков в ладоши и по коленкам) или движение и «показывает» его своему сопернику. Если играют несколько человек, можно начислять штрафные баллы.

4. «Шифровки»

Цель: развитие избирательности и концентрации внимания, удержание программы, способности к переключению.

Пособия: бланки для выполнения задания (см. рис.2).

 

Бланк задания «Шифровки».

Рис. 2. Бланк задания «Шифровки».

 

Процедура проведения: в заданиях на кодирование ребенок должен зашифровать последовательность знаков. Каждому знаку соответствует другой знак или буква, причем связь между знаками может быть как логически понятной, так и условной.

Использование предложенных игр и рекомендаций способствует расширению объема внимания, повышению его устойчивости, улучшению распределения и переключения. Обязательно следует учесть, что в работе с таким ребёнком необходимо наличие у него положительной мотивации. Ребёнок может удерживать внимание достаточно долго, если задание или игра интересная и доставляют ему удовольствие.

 В частности, трудности самоконтроля и нарушения внимания часто приводят к снижению успеваемости по русскому языку.  Опытный педагог сразу обратит внимание на появляющиеся признаки нарушения письма у младшего школьника. Если вовремя не принять меры, сформируются устойчивые ошибки, типичные для дисграфии.

Чтобы не допустить такого развития событий достаточно овладеть несколькими простыми способами профилактики данной проблемы.

Всегда неизменный успех у детей имеют игры с карточками. Педагог предлагает одну карточку побольше с общим для всех слов слогом и карточки поменьше с другими разными слогами. Далее, детям даётся задание: сложить из карточек максимальное количество двухсложных слов (руч-ка, пол-ка, мис-ка, ка-ша, ка-тер, ка-бан т.д.). Кто больше слов составит, тот и выиграл.

Также можно использовать на уроках и игры на развитие фонематического слуха.

Таким образом, данные игры способствуют повышению грамотности и концентрации внимания ребёнка на выполнении поставленных педагогом языковых задач, закрепляют навыки грамотного письма, повышают уверенность в собственных силах и прививают ребёнку любовь к занятиям русским языком.

Основное внимание мы уделили проблеме, связанной с нарушением внимания. Сочетание разных предложенных нами способов, использование различных, в том числе и рассмотренных упражнений в работе с младшими школьникам, позволяют создать для них комфортные условия обучения с целью усвоения программного материала. Данные рекомендации могут быть использованы как учителями начальных классов, так и родителями в домашних условиях.

 

Александра Акинфова, педагог-психолог территориального отделения «Жулебино» ГППЦ ДОгМ.

Юлия Шаховская, учитель-дефектолог территориального отделения «Жулебино» ГППЦ ДОгМ.

Юлия Клокова, учитель-логопед территориального отделения «Жулебино» ГППЦ ДОгМ.

 

https://gppc.ru/







Добавить новый Комментарий


ТОП психологов
Психолог Сентяков Владимир Алексеевич

Сентяков Владимир

Медицинский психолог ЦКПБ имени Ф.А. Усольцева. Работаю индивидуально.
Психолог Гаврилова Евгения Валерьевна

Гаврилова Евгения

Дипломированный психолог-сексолог, семейный психолог работаю индивидуально и с парами
Психолог Уразкина Вера Николаевна

Уразкина Вера

Дипломированный клинический психолог, гештальт специалист.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Ильинская Элоиза Игоревна

Ильинская Элоиза

Сертифицированный КПТ психолог
Психолог Вальконина Ирина Михайловна
Консультация по Skype

Вальконина Ирина

Профессиональный коуч и психолог-консультант. Помогаю людям находить любимое дело и...
Психолог Зайцева Юлия Борисовна

Зайцева Юлия

Клинический психолог, семейный системный психотерапевт, гипнолог




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍