Статья посвящена проблеме школьного буллинга. Автором рассмотрено определение буллинга, его отличительные особенности, формы и причины. На материалах проведенного исследования демонстрируется степень осведомленности московских школьников о явлении буллинга, их вовлеченности в него, причинах и формах, а также о способах противостояния ему. Ключевые слова: буллинг; отличительные особенности буллинга; формы буллинга; причины буллинга. Всё чаще средства массовой информации как у нас в стране, так и за рубежом, сообщают широкой общественности о тех или иных чрезвычайных происшествиях, случившихся в школе: где-то девочки... Читать дальше
А.И.Аверьянов КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Общение является ключевой характеристикой профессиональной деятельности социального педагога. Достижение любой цели – воспитательной, профилактической, образовательной, просветительской и др. невозможно без знаний основ коммуникации, соответствующих умений и навыков. Общеизвестно, что профессия педагога, как и любая другая из системы «человек-человек», является наиболее стрессогенной. Помимо множества социальных и психологических причин, делающих ее таковой,... Читать дальше
УДК 159.9.07 А.И.Аверьянов ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ТЕРАПЕВТА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В данной статье личность терапевта рассматривается как важный фактор психотерапевтического процесса, определяющий его эффективность. Личностные качества заявляют о себе уже при выборе профессии психолога и продолжают играть значимую роль в течение всей его профессиональной карьеры. В каждом направлении психотерапии к личностным качествам терапевта предъявляются специфические требования. Целью данной статьи является рассмотрение зарубежного опыта исследования специфических личностных качеств экзистенциальных терапевтов,... Читать дальше
А.И.Аверьянов Личность логотерапевта и установление доверительных отношений с клиентом (вербальный и невербальный аспекты) В статье рассматривается личность логотерапевта как значимый фактор эффективной психотерапии. На основе экспертного опроса выделяются его специфические личностные качества, которые делают его своего рода моделью для клиента. Одним из ценнейших качеств логотерапевта является его способность устанавливать психологический контакт, когда между терапевтом и клиентом выстраиваются доверительные отношения, выступающие важнейшим предиктором результативности лечения. Несмотря на многосложность и... Читать дальше
Любовь в контексте логотерапевтического подхода Алексей Иванович Аверьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский институт психоанализа, г. Москва. E-mail: ai.averianov@gmail.com В статье рассматривается любовь как одно из самых важных и ценных переживаний человека, как путь к обретению смысла. Рассматриваются три формы установки по отношению к человеку как телесно-душевно-духовному целому: сексуальная, эротическая и любовная. Автор раскрывает основные характеристики любви, ее задачи и возможные сложности. Ключевые слова: любовь,... Читать дальше
А.И.Аверьянов, доцент, кандидат педагогических наук ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕДАГОГА Особенностью профессиональной деятельности педагога является ее публичная коммуникация. Практически ежедневно он проводит занятия, находясь под взорами десятка глаз учащихся, регулярно общается с их родителями, коллегами на различного рода совещаниях, собраниях, конференциях. И хотя, на первый взгляд, педагогическую деятельность изначально выбирают те, кому эта публичность по душе, все же справедливости ради нужно отметить, что не все одинаково легко справляются с такими распространенными... Читать дальше
«Свойства современной культуры - результат развития современного общества… Наступает эра самозванцев. Внешнее становится фигурой, главным. Товарный вид в век капитализации стал важнее содержания. Имидж - все, ибо он определяет цену товара. Работа психологов, масс-медиа, целого ряда других специалистов - все брошено на создание внешнего лоска. Учитываются все законы восприятия, все человеческие слабости. Главный показатель счастья - успех, слава, богатство, власть. Во что бы то ни стало! Человек, что-либо добившийся в жизни, должен заявить об этом, прокричать, оповестить весь мир о своих достижениях. Внутренние (главные, по... Читать дальше
А.И. Аверьянов САМОИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ Здоровье, согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, определяется не как отсутствие болезни или недуга, а как состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Если исходить из данного определения, то, прямо скажем, не многих из живущих сегодня в России людей мы можем назвать здоровыми. И это связано не только с социально-экономической и политической ситуацией, существующей в нашей стране, но и со зрелостью нашего индивидуального... Читать дальше
Синдром эмоционального выгорания: попытка логотерапевтического объяснения Аверьянов Алексей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, Московский институт психоанализа, г. Москва. E-mail: ai.averianov@gmail.com Аннотация Цель данной статьи – рассмотреть связь синдрома эмоционального выгорания с понятием экзистенциального вакуума, описанного В.Франклом в рамках его теории логотерапии. Несмотря на достаточно большое количество научных работ по проблеме выгорания, лишь в последнее время стали появляться исследования, позволяющие предположить, что одной из причин эмоционального выгорания является... Читать дальше
Совесть как орган смысла: логотерапевтический подход Алексей Иванович Аверьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский институт психоанализа, г. Москва. E-mail: ai.averianov@gmail.com В статье рассматривается ключевое для логотерапии и экзистенциального анализа понятие совести как смыслового органа. Раскрываются основные характеристики совести, ее структура и функции, генез. Ключевые слова: совесть, структура совести, функции совести. Conscience as an Organ of Meaning: The Logotherapeutic Approach Alexey Averyanov, Ph.D. in Education, Associate Professor, Moscow Institute of... Читать дальше
Судьба и свобода – два важнейших понятия логотерапии В.Франкла, В своих многочисленных книгах, статьях и выступления он неоднократно обращался к ним. Цель нашей статьи, максимально опираясь на тексты автора «третьей Венской школы», раскрыть сущность данных понятий, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Говоря о судьбе в жизни человека, Франкл утверждал, что она является лишь ее частью. Жизнь выступает у него более общим, более широким понятием. Тем не менее, уникальность и... Читать дальше
А.И.Аверьянов, кандидат педагогических наук, доцент Телесные наказания детей в семье как социально-педагогическая проблема Всплеск общественного и научного интереса к проблеме насилия над детьми как в России, так и за рубежом, определенно выводит ее в число самых злободневных и важных на сегодняшний день. Особенно активно в этой связи дискутируется вопрос о телесных наказаниях детей в семье. Как известно, в 1989 году в Конвенции ООН о правах ребенка, принятой и ратифицированной почти всеми государствами-членами ООН, было ясно заявлено, что несмотря на довольно... Читать дальше
Трагический оптимизм с позиции логотерапии В.Франкла Алексей Иванович Аверьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский институт психоанализа, г. Москва. E-mail: ai.averianov@gmail.com В статье рассматривается трагическая триада человеческого существования – смерть, вина и боль, а также сущность трагического оптимизма с позиции логотерапевтического подхода В.Франкла. Автор раскрывает смысл каждого из аспектов трагической триады и говорит о мужестве, позволяющем встретить превратности судьбы лицом к лицу. Ключевые слова: смерть, вина,... Читать дальше
Когда семейный психолог или сексолог рассказывает о нужности и полезности периодической встряске тихого семейного сексуального болота, о стандартном наборе – «отель, свечи, чулки, шампанское, ванна в лепестках роз, зайдите к нему в...