ОПИСАНИЕ ПОДХОДА В данной статье описывается подход Мэри Гулдинг к лечению клиентов, пострадавших в детстве от насилия с помощью краткосрачной терапии, рассматривается терапевтический контракт и диагностические приемы, включающие оценку Эго-состояний. Чтобы проиллюстрировать свой подход к лечению детских травм, Мэри приводит клинические случаи, подтверждающие, что изменения происходят тогда, когда клиент вспоминает ранние травматические сцены, проигрывает их вновь в терапевтических целях, а затем окончательно отбрасывает. Терапия изменения решения является методом, который Мэри и Боб Гулдинги разработали на основе трансактного анализа.... Читать дальше
Работая с повторяющимися снова и снова негативными ситуациями клиента (см. статью "Психологические игры"), внутренними конфликтами (см. статью ""Внутриличностные конфликты в транзактном анализе"), состояниями аффекта, паническим атаками и другими ситуациями не обойтись без работы с чувствами клиента. В Транзактном анализе выделяют три категории чувств: Аутентичные чувства Рэкетные чувства Резиновые ленты Аутентичные чувства сопровождаются телесным откликом, адекватны тому что происходит вокруг (ситуации), относятся к одному из 4 базовых чувств: злость страх печаль радость Рэкетные чувства неадекватны тому что... Читать дальше
Вы теряете деньги, делаете то, что не хотите делать, соглашаетесь на невыгодные для себя условия, только ради того чтобы не испытывать чувства вины? Нет? Это не про вас? Давайте начистоту! Если вам знакомо чувство вины, а особенно если вы чувствуете его постоянно – то это про вас! То есть вы позволяете вытирать об себя ноги только ради того, чтобы не чувствовать вину, но все равно чувствуете ее снова и снова – и в этой статье я расскажу вам как наконец-то избавиться от вины. Больно? А что делать – такова правда, и только будучи честным с самим собой можно что-то по-настоящему изменить в себе! Давайте начнем с теории... Читать дальше
У психотерапии как и у других видов деятельности есть свои противопоказания. Есть ситуации, когда психотерапия не сработает или даже будет во вред. Чтобы избежать разочарования, потери денег и времени, а может даже ухудшения самочувствия, перед записью на встречу обратите внимание на следующие моменты: Волшебная таблетка. Если вы рассчитываете на специальную пилюлю или магическую технику, которая быстро и сразу сделает вам хорошо, то психотерапия вам не поможет. Вы только зря потратите деньги на первую встречу, на которой вам скажут, что, во-первых, таблеток не будет, а во-вторых, одной встречей дело не обойдется. Вы... Читать дальше
Эти ошибки характерны не только для начинающих, но и для считающих себя «матерыми» профессионалами. ОШИБКА №1 – «Я помогаю клиенту» Мне как-то один врач сказал: «Я не лечу пациента, и я не помогаю ему выздороветь. Лишь только природа и Бог могут помочь человеку излечиться. А я только ставлю диагноз и предлагаю лечение». И если Вам хоть немного понятна психология, которая неразрывно связана с философией, то осознаете тот факт, что не к Вам пришел клиент за помощью, а Вы позвали «клиента» для помощи самому себе. Поэтому кто кому оказывает помощь, надо бы еще разобраться. ... Читать дальше
Можно с уверенностью сказать, что большинство людей знает больше, чем они сами признают или эффективно используют это в своей жизни. Об этой скрытой мудрости частично идет речь, когда мы говорим об «интуиции». Она также проявляется в те моменты, когда мы просто автоматически реагируем на какую-то ситуацию правильным образом, а потом спрашиваем себя: «Как я это сделал?» Дело в том, что мы часто прячем свою скрытую мудрость от самих себя. Мы не используем в полной мере свои ресурсы, навыки, таланты и здравый смысл, приобретенные в течение жизни. Мы игнорируем свою скрытую мудрость. Например, если... Читать дальше
Каждая психологическая система предлагает собственное объяснение развитию психопатологии. В рамках теории Транзактного анализа мы выделяем передаваемые родителями детям патологические сообщения, которые, если ребенок в них поверил, могут привести к хроническим проблемам в его жизни. Предписания Предписания - это сообщения от родительского эго-состояния Ребенок, передаваемые вследствие обстоятельств их собственных болезненных проблем: несчастий, беспокойства, гнева, растерянности, тайных желаний. Предписания в глазах ребенка могут выглядеть иррациональными, однако для передающего родителя они абсолютно... Читать дальше
Иногда мне кажется, что есть довольно простые вещи, которые понимают все люди. Но наступают моменты, и я замечаю, что мой собеседник ничего не знает об этом, или, может быть, не применяет по каким-то причинам (но в этом случае речь идет о запросе на консультацию). Тогда я вспоминаю, что и я об этих вещах когда-то не знала. А поэтому хочу рассказать об этом и, быть может, именно вам этом будет полезно. Так что же я хочу сегодня осветить? «Я — высказывания» и «я хочу». Существует такой психологический термин «я-высказывание» - обозначающий высказывание человека о себе, в котором он... Читать дальше
На мой взгляд, самым важным качеством, которое привлекает противоположный пол - является достоинство, однако, его редко можно встретить настоящим, а не в виде имитации. Что же такое имитация достоинства? Это когда занижается ценность другого человека (иногда искусственно с помощью психологических приемов, иногда с нарциссических позиций - то есть неосознанно, иногда по другим причинам), то есть человек начинает общаться с другим свысока и это может вызвать ответную "позитивную" для этого человека реакцию, которую можно охарактеризовать известными выражением "Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей". Однако, что же такое... Читать дальше
Довольно часто клиенты обращаются с вопросом: как полюбить себя? Начну с того, что большинство ошибочно считают любовь чувством, хотя любовь – это действие. Даже в нашем языке это различие присутствует: можно сказать мне больно, мне страшно, мне радостно, но нельзя сказать мне люблю, мы говорим – я люблю, то есть что-то делаю по отношению к объекту любви. Как же проявляется любовь-действие? Давайте посмотрим на женщину, которая активно ее проявляет - это мама новорожденного ребёнка, которого она любит: она заботится о нем, гладит его, говорит ему много теплых, нежных, ободряющих и принимающих слов. Теперь, думаю, мы готовы... Читать дальше
Человек балансирует на перилах моста Золотые Ворота ("мост самоубийц" в Сан-Франциско). Он говорит себе: "Но ведь я не хочу умирать". Другая же часть его говорит: "Нет, хочу". Пока он балансирует на перилах, не решаясь ни броситься вниз, ни спуститься назад, он находится в тупике. Если он спрыгнет вниз, значит он вышел из тупика. Если он сойдет вниз, на мост, решив не умирать, он также, по крайней мере на время, вышел из тупика на улицу жизни. Он может упереться в этот же тупик в будущем, но сейчас он из него выбрался. (Временные решения нас не удовлетворяют, так как обычно принимаются Взрослым. Мы же работаем над тем, чтобы Ребенок... Читать дальше
Игра - это серия транзакций, которая заканчивается, по меньшей мере, тем, что один из игроков чувствует себя уязвленным, задетым. Игра представляет собой повторяющийся образец поведения. Человек играет в одну и ту же игру много раз. Игра начинается с помощью прямого стимула. Этот стимул содержит также секретное или скрытое сообщение. Ответ на это секретное сообщение дается открыто. В конце игры игрок получает расплату - он несчастлив, и ему больно. Взрослый игрока не осознает всю последовательность транзакций. Прямой стимул ("Я покрашу для тебя заднее крыльцо"). Секретное сообщение (Человек откладывает покраску,... Читать дальше
Часто ли вы замечаете такое, что просите кого-то что-то сделать, а в ответ слышите: я постараюсь, я попытаюсь, я попробую или что-то в этом духе? Может быть и вам кто-то указывал на похожий ваш ответ? Как вы думаете, как формируется такая модель поведения? Причина такого поведения часто лежит в детстве, в том, что ребенку давали задания и не давали возможности от них отказаться, а так же не хвалили за то, что у него получилось или за то что он сделал, так как это считалось само собой разумеющимся. Более того, как только он доделывал очередное задание, ему давали новое задание. Как следствие, в какой-то момент ребенок понял, что... Читать дальше
Представьте себе ситуацию: мальчик сделал все уроки и подходит к отцу, чтобы отпроситься погулять: Папа, я сделал все уроки, можно я пойду погуляю? А на послезавтра сделал? Сделал. А на после-послезавтра? Сделал. Тогда иди и читай учебник вперед. Или другая история: девочка помогает маме в уборке дома, и вот она подбегает к маме после выполнения очередного задания: Мама, я вымыла посуду, можно я отдохну и посмотрю телевизор? На пенсии отдохнешь! В доме срач, а она видите-ли отдохнуть хочет! Иди вымой пол в коридоре. В примерах выше родители обесценивают усилия своих детей и не дают им получить/почувствовать вознаграждение... Читать дальше
Если Вы с мужчиной, который не хочет жениться - задайте себе вопрос, только честно: "А хочу ли я замуж?" В мире вокруг масса самых разных мужчин: одиноких, женатых, желающих создать семью и не желающих. И если вы среди всего многообразия мужчин выбрали того, кто не хочет семью (а особенно, если выбираете таких мужчин снова и снова), но при этом страстно хотите замуж: сразу возникает вопрос, а точно ли вы хотите замуж, раз выбрала именно такого мужчину? В моем опыте в 100% случаев, когда женщина в длительных отношениях с мужчиной, который не хочет жениться, то внутри нее всегда есть часть, которая не хочет замуж, то есть внутри самой... Читать дальше
Когда семейный психолог или сексолог рассказывает о нужности и полезности периодической встряске тихого семейного сексуального болота, о стандартном наборе – «отель, свечи, чулки, шампанское, ванна в лепестках роз, зайдите к нему в...