Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

Воспитание и насилие. Есть ли общее и где границы


Воспитание и насилие. Есть ли общее и где границы

Связь между этим понятиями есть. Воспитание - процесс обучения молодого индивида культурным формам поведения. Эти формы поведения по сути являются чуждыми индивиду. Воспитание направлено на то, чтобы с одной стороны заменить инстинктивные формы удовлетворения потребностей социальными формами, то есть теми которые приняты в данной национальной культуре и в данной социальной прослойке, а с другой стороны создать новые потребности, которые по сути уже сами социальные и для которых в свою очередь также есть принятые формы поведения.
Я исхожу из факта, что культура вещь необходимая и неизбежная. И любой индивид рождающийся в наше время определенно будет вынужден адаптироваться к тому, что ему придется обучаться жизни в том обществе куда он попал.
Таким образом, мы имеем тот факт, что ребенок неизбежно подвергается принуждению. Но является ли это насилием ?
Как правило, если ребенок принимает правила игры без сильного сопротивления, то мы называем это воспитанием, если же ребенок возмущен и борется за свое видение и свои действия, то фактически он заявляет о том, что его границы нарушены и далее любое действие родителей становится насилием в их глазах , глазах окружающих, а то и глазах закона.
Однако если задуматься, то почему в одних случаях ребенок принимает внешнее принуждение, а в других нет?
Начнем с того, что взрослые всё же опытнее, они лучше осведомлены о потребностях и возможностях ребенка, а значит при желании они могут использовать так называемые хитрости воспитания - отвлечь, заинтересовать, опираясь на существующий интерес, манипулировать своим отношением, стимулировать предлагая вознаграждение, угрожать и т.д. Причем здесь нет хороших и плохих методов. Все они могут быть использованы во благо, а могут быть использованы во вред. В одни времена приняты одни способы воздействия, в другие времена правила меняются .
Даже физические наказания по сути трудно разграничить, шлепок по попе - плохо, а шлепок по рукам ? а встряхивание, дабы привести в чувство? - тут многие засомневаются. Хотя есть исследования, которые доказывают, что тряска детей, воспринимается ими более травматично (как психологически так и физиологически - страдают мозговые структуры) чем банально осуждаемый всеми шлепок по попе.
Однако отсутствие физического насилия проблему не решает. Например, ребенок 6-7 лет который пишет "мама мыла раму" уже третий час. Или ребенок 4-5 лет который тянет шпагат через боль или повторяет сложный акробатический элемент 38-ой раз. При этом упомянутые дети иногда искреннее полагают, что это ОНИ хотят этого достичь. Тогда как налицо неадекватность планки поставленной ребенку и злоупотребление доверием и привязанностью, подавление воли ребенка и реализация своих грандиозных идей.
Для меня граница в вопросе воспитание или насилие в следующих моментах:
- анализ своих эмоций. Если есть злость и раздражение, значит воспитание отложено и пошла агрессия. Часто эта агрессия возникает не сразу, а в ответ на сопротивление ребенка, на свое бессилие, в любом случае, как только она возникла необходима остановка.
- оценка актуальных возрастных возможностей ребенка. Самое простое это табличка из любой книжки по возрастной психологии, которая говорит, что дети в этом возрасте обычно могут делать, именно обычно и чаще всего, а не как Петя/Маша из соседнего подъезда. Одаренность конечно греет душу, однако не всегда соответствует реальности. Другая сторона медали если ребенок сильно отстает от возрастной нормы, то в 99% случаев это не имеет отношения к лени, а связано либо с задержкой психофизиологического развития, либо с педагогической запущенностью, в любом случае, методы коррекции должны быть специальными, а прессование лишь усугубляет ситуацию.
- принятие неизбежности факта сопротивления ребенка и его учет, то есть поддержка и принятие личности ребенка, его чувств и переживаний, гибкость в выборе мотивации, средств и сроков достижения результата. При этом гибкость ни в коей мере, не означает отказ от намерений взрослого, она конечно усложняет работу, и иногда увеличивает время и не позволяет достигнуть всего и сразу, однако личность ребенка этого однозначно стоит.
В заключении хочется отметить, что фактически проявление насилия к ребенку напрямую связано со зрелостью и осознанностью взрослого и его возможностей контроля за своим поведением. А поскольку таких приближенных к идеальным качествам взрослых крайне мало, по факту все дети в той и ли иной степени подвергаются насилию, в благородном деле социализации и культурного воспитания.
Но, как ни крути, гуманизм все же проникает в наши умы и сердца и поэтому со временем наше общество все больше формирует нормы воспитания, избегающие насилия. Эти внешние рамки воспитывают уже нас взрослых, и оказывается, что наши возможности контроля своего поведения гораздо больше, чем нам кажется и чем на хочется.
Если вы не хотите кричать на ребенка и бить его, просто не делайте этого.



Дата публикации: 31 октября 2014 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель Московской школы практической психологии...
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...
Психолог Нино Евгений Николаевич

Нино Евгений

Детско-семейное консультирование (работаю с детьми и взрослыми), профориентация,...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍