articles Что нам мешает слушать ребенка?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Что нам мешает слушать ребенка?



Ю.Б. Гиппенрейтер, известный Российский психолог и автор многочисленных публикаций по психологии выделяет 12 основных помех на пути активного слушания ребенка. Другими словами, какие наши автоматические реакции  мешают понять и услышать ребенка. 


1. Приказы и команды: "Перестань!", "Замолчи!", "Быстро в кровать"!  

Что слышит и чувствует ребенок:  нежелание родителей понять его, неуважение к самостоятельности, а также чувство бесправия и брошенности.

2. Предупреждения и угрозы: "Если не перестанешь плакать, я уйду!", "Не придешь вовремя, пеняй на себя!", "Если сейчас же не убираешься в комнате, не будешь гулять все выходные!"

Что слышит и чувствует ребенок: такие угрозы загоняют ребенка в ещё больший тупик. Более того, дети привыкают к постоянным угрозам и перестают на них реагировать.

3. Мораль и нравоучения: "Ты должен слушать взрослых", "Ты обязан вести себя хорошо", "Ты должен учиться хорошо".

Что слышит и чувствует ребенок:  ребенок чувствует давление внешнего авторитета, вину, скуку.  Нравственные устои и соответствующее поведение воспринимается ребенком не через слова, а через поступки взрослых и атмосферу в доме. Если родители относятся к друг другу и к ребенку с уважением, то и ребенок будет знать как себя вести с другими.

4. Советы и готовые решения: "Я бы на твоем месте...", "А ты попробуй..." , "Когда я был в твоем возрасте, я...."

Что слышит и чувствует ребенок: мы сообщаем ребенку, что он еще мал, неопытен, несостоятелен, не может принимать решения сам.


5. Доказательства и нотации: «Сколько раз тебе говорила!», «Не слушаешь меня - вот и результат!»

Что слышит и чувствует ребенок:  перестает нас слышать, возникает "психологическая глухота.


6. Критика и обвинения: "Ты как всегда!", "Всё из-за тебя!", "Посмотри на себя!"

Что слышит и чувствует ребенок: озлобление, уныние, разочарование, подавленность. Ребенок получает отрицательные впечатления о себе от самых близких людей, формируется низкая самооценка. Ребенку приходится доказывать, что он что-то стоит, а самый легкий и понятный для этого способ - подвергнуть критике родителей.


7. Похвала. "Ты у нас самый умный!", "Ты самая красивая девочка!"

Что слышит и чувствует ребенок:  важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале всегда есть элемент оценки: «Ты у нас самая красивая (способная, умная)», «Молодец, ну ты просто гений». Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок быстро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее. Наконец, он может заподозрить, что Вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то своих соображений.

8.  Обзывание и высмеивание: "Какой же ты неряха!" , "Трусиха!", "Господи, ну и нарядилась!"

Что слышит и чувствует ребенок: разуверяет ребенка в себе. Подобные фразы отталкивают ребенка. 


9. Догадки и интерпретации: "Думаешь я не знаю, чего ты на самом деле добиваешься?" , "Кто-то тебе сказал что-то, вот ты и расстроился", "Да знаю я о чём ты думаешь!"

Что слышит и чувствует ребенок:  провоцирует защитную реакцию и желание уйти от контакта. 


10. Выспрашивание и  расследование: "Ну почему ты молчишь?", "Ну что же всё таки случилось?", "Я никуда не уйду, пока не расскажешь!"

Что слышит и чувствует ребенок: холодное любопытство. Лучше заменить вопросительные предложения на утвердительные. Порой разница между вопросом и утвердительной фразой может показаться нам совсем незаметной (вместо «Почему же ты злишься?» - «Я чувствую, что ты злишься»). Это будет восприниматься как понимание и участие. 


11. Сочувствие на словах и увещевания: "Да брось ты, ничего страшного", "Пустяки!", "Не обращай внимание"

Что слышит и чувствует ребенок: пренебрежение, отрицание его переживаний, обесценивание.


12. Отшучивание и уход от разговора: "Да ладно тебе", "До свадьбы заживет", "

Что слышит и чувствует ребенок: родитель уходит от разговора и переживаний ребенка. 

 






Об авторе статьи

`
Лоухивуори Евгения

Рейтинг психолога: 8 8

Лоухивуори Евгения

Психолог-консультант. Онлайн. Работа со взрослыми и подростками.
Город: Санкт-Петербург Стоимость приема: 3000 рублей
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Стресс
  •   Успех


Добавить новый Комментарий


Психолог Калимуллина Алена Камилевна
Консультация по Skype

Калимуллина Алена

Психолог Консультативная психология и психоаналитически-ориентированная психотерапия
Психолог Ульянова Анастасия Дмитриевна
Консультация по Skype

Ульянова Анастасия

Сертифицированный психолог-диетолог, с присвоением квалификации нутрициолог. Работаю с...
Психолог Веденеева Ольга Евгеньевна

Веденеева Ольга

Магистр психологии
Психолог Конончук Анастасия Сергеевна
Консультация по Skype

Конончук Анастасия

психолог-психоаналитик
Психолог Луцук Светлана Николаевна

Луцук Светлана

психолог-психоаналитик, работаю со взрослыми людьми очно и онлайн
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...
Психолог Лазовская Наталия Ростиславовна

Лазовская Наталия

Дипломированный и практикующий психолог, сексолог




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍