articles
Ю.Б. Гиппенрейтер, известный Российский психолог и автор многочисленных публикаций по психологии выделяет 12 основных помех на пути активного слушания ребенка. Другими словами, какие наши автоматические реакции мешают понять и услышать ребенка.
1. Приказы и команды: "Перестань!", "Замолчи!", "Быстро в кровать"!
Что слышит и чувствует ребенок: нежелание родителей понять его, неуважение к самостоятельности, а также чувство бесправия и брошенности.
2. Предупреждения и угрозы: "Если не перестанешь плакать, я уйду!", "Не придешь вовремя, пеняй на себя!", "Если сейчас же не убираешься в комнате, не будешь гулять все выходные!"
Что слышит и чувствует ребенок: такие угрозы загоняют ребенка в ещё больший тупик. Более того, дети привыкают к постоянным угрозам и перестают на них реагировать.
3. Мораль и нравоучения: "Ты должен слушать взрослых", "Ты обязан вести себя хорошо", "Ты должен учиться хорошо".
Что слышит и чувствует ребенок: ребенок чувствует давление внешнего авторитета, вину, скуку. Нравственные устои и соответствующее поведение воспринимается ребенком не через слова, а через поступки взрослых и атмосферу в доме. Если родители относятся к друг другу и к ребенку с уважением, то и ребенок будет знать как себя вести с другими.
4. Советы и готовые решения: "Я бы на твоем месте...", "А ты попробуй..." , "Когда я был в твоем возрасте, я...."
Что слышит и чувствует ребенок: мы сообщаем ребенку, что он еще мал, неопытен, несостоятелен, не может принимать решения сам.
5. Доказательства и нотации: «Сколько раз тебе говорила!», «Не слушаешь меня - вот и результат!»
Что слышит и чувствует ребенок: перестает нас слышать, возникает "психологическая глухота.
6. Критика и обвинения: "Ты как всегда!", "Всё из-за тебя!", "Посмотри на себя!"
Что слышит и чувствует ребенок: озлобление, уныние, разочарование, подавленность. Ребенок получает отрицательные впечатления о себе от самых близких людей, формируется низкая самооценка. Ребенку приходится доказывать, что он что-то стоит, а самый легкий и понятный для этого способ - подвергнуть критике родителей.
7. Похвала. "Ты у нас самый умный!", "Ты самая красивая девочка!"
Что слышит и чувствует ребенок: важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале всегда есть элемент оценки: «Ты у нас самая красивая (способная, умная)», «Молодец, ну ты просто гений». Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок быстро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее. Наконец, он может заподозрить, что Вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то своих соображений.
8. Обзывание и высмеивание: "Какой же ты неряха!" , "Трусиха!", "Господи, ну и нарядилась!"
Что слышит и чувствует ребенок: разуверяет ребенка в себе. Подобные фразы отталкивают ребенка.
9. Догадки и интерпретации: "Думаешь я не знаю, чего ты на самом деле добиваешься?" , "Кто-то тебе сказал что-то, вот ты и расстроился", "Да знаю я о чём ты думаешь!"
Что слышит и чувствует ребенок: провоцирует защитную реакцию и желание уйти от контакта.
10. Выспрашивание и расследование: "Ну почему ты молчишь?", "Ну что же всё таки случилось?", "Я никуда не уйду, пока не расскажешь!"
Что слышит и чувствует ребенок: холодное любопытство. Лучше заменить вопросительные предложения на утвердительные. Порой разница между вопросом и утвердительной фразой может показаться нам совсем незаметной (вместо «Почему же ты злишься?» - «Я чувствую, что ты злишься»). Это будет восприниматься как понимание и участие.
11. Сочувствие на словах и увещевания: "Да брось ты, ничего страшного", "Пустяки!", "Не обращай внимание"
Что слышит и чувствует ребенок: пренебрежение, отрицание его переживаний, обесценивание.
12. Отшучивание и уход от разговора: "Да ладно тебе", "До свадьбы заживет", "
Что слышит и чувствует ребенок: родитель уходит от разговора и переживаний ребенка.