articles Инфантилизм - как поиск рая на земле или «Мама знает лучше»!
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Инфантилизм - как поиск рая на земле или «Мама знает лучше»!



 

Утраченное эго и другие аспекты инфантилизма с точки зрения гештальт-подхода.

"Взросление - чертовски трудная штука. Гораздо легче перейти из одного детства в другое". Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Метафора рая на земле это питательная, не кончающаяся материнская  грудь и  поиск материнской груди в различных вариантах. Взрослый человек испытывает ужас существования и ужас ответственности за выборы в жизни, поэтому ищет грудь психическую и надежные материнские руки, которые всегда все сделают за человека.

От этого все «вя» и «бе» - детские «крики», выраженные «взрослыми» словами, а также внутренние душевные метания.

На одном полюсе бессилие и слабость инфантильного человека, на другом всевластие и всемогущество человека, поддерживающего инфантильность.

Существуют семьи с поколениями «взрослых детей». В таких семьях власть и контроль сосредоточены в руках одного человека, который ресурсен и способен поддерживать «младших членов семьи», например деньгами. Однако это иллюзия власти, и иллюзия контроля – каждый младший творит что захочет, «партизанит» когда старший не видит. А старший несет ответственность за поступки младшего и несет обязанность поддерживать ресурсами. У старшего незавидная позиция, он оказывается в роли "неиссякаемой мамы".  Эта мама придет и решит проблемы, младшему нужно только погромче поплакать и потопать ногами.

Статью подготовили: гештальт-терапевт, тренер, супервизор Московского Гештальт Института Татьяна Саморукова, гештальт-терапевт, психолог Анна Девятка, гештальт-терапевт, психолог Константин Саморуков.

ИНФАНТИЛИЗМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ SELF

В процессе личностного роста и взросления, ребенок удовлетворяет потребности, необходимые для конструктивного развития. Ребенок САМ сталкивается с новизной окружающего мира и ищет способы творческого приспособления. В конструктивном варианте: мама - это поддержка, к которой ребенок обращается, если захочет. Задача взрослого выдержать тревогу и дать ребенку пробовать сделать желаемое самому.  Если взрослый не выдерживает себя и не даёт ребёнку приобретать собственный опыт, происходит подмена функции ЭГО (процесс осуществления выбора) ребенка и у ребёнка формируется пассивный способ адаптации к новым событиям мира. Этот способ: кричать, плакать и требовать маму, чтобы мама пришла и сделала выбор за него. 

Комплиментарная позиция взрослого заключается в том, что ему спокойнее подменять ЭГО ребенка, чем помогать малышу взрослеть и обретать веру в себя. Взрослый поддерживает внешний контроль и фрустрирует самостоятельное преодоление сложной ситуации самим ребенком.  Ребенок начинает жить в соответствии с установкой, что сам с ситуацией справиться не может, нужен взрослый.

Соответственно, ЭГО – функция утрачена. Искаженное представлении о самом себе, вытеснение знания о собственных навыках и умениях лишает свободы выбора и вынуждает инфантильного человека оставаться в ужасе беспомощности. В таком случае выбор действия происходит "как обычно" без осмысления и тогда это увы, не выбор. А привычный паттерн поведения.

К инфантилизму также относятся уклонения, избегания в виде: "я не могу, я болею", психосоматика и ипохондрия, расстройства пищевого поведения.

ИНФАНТИЛИЗМ КАК СЛЕДСТВИЕ ГИПЕРОПЕКИ РОДИТЕЛЕЙ

Постоянное улучшение, непрерывный «апгрейд» собственного ребенка, замена мотивации ребенка ведет к тому, что повзрослевший ребенок привыкает жить по указанию других. И не знает как жить сам. Не знает чего хочет, в каком направлении развиваться.

Поддерживающий инфантилизм ребенка взрослый чувствует неустойчивость и понимает иллюзорность власти и контроля. Поэтому, для того чтобы удержать ребенка в зоне влияния, начинает подавлять ребенка. Появляются запреты на свое мнение – «мама знает как лучше», используется обесценивающая критика: «опять ты все не так сделал». Возникает ощущение «поводка», за который взрослый дергает и осаживает ребенка «к ноге», дабы не дай Бог он не понял, что может стать самостоятельным. В ход идет и обесценивание, и поддержание страха оценки, культивирование чувства вины и стыда.

Ребенок начинает сомневаться в себе на уровне ядра личности. Инфантильность - «идеальный»  выход быть в безопасности и нравиться маме. Так инфантилизм закрепляется в виде способа удовлетворения невротической потребности – в любви и ласке. Неумеха, зато любимый. А уж мама придет, и сделает.  Таким образом контроль за взрослым оказывается в руках ребенка.

Ребенок вырастает. И становится инфантильным взрослым.

ОТНОШЕНИЯ С ИНФАНТИЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ

Отношения взрослых инфантильных людей с партнерами характеризуются высоким уровнем возбуждения и низким уровнем дифференциации.

Так, человек не умеет адекватно оценивать сам себя и поступки. В нестандартных ситуациях привычно начинает плакать и требовать сделать как он просит.

Удивительно, но такой паттерн поведения сохраняется и во взрослом возрасте. Например, когда жена топает ногами и кричит от ужаса в стрессовой ситуации, потому что и в голову не приходит, что может справиться сама. Навык адаптации пассивен, поэтому так нужна помощь мужа. Жена взывает о помощи так как умеет, с помощью крика и скандала. 

Происходит это потому, что человек попадает в бессилие, униженность, стыд или вину, возникает высокий уровень психического возбуждения, который затем сбрасывается через аффект. Жена в плену интроекта, установки подаренной родителями: "Я - не способна ничего сделать сама, я такая несамостоятельная". С помощью этого интроекта происходит нарушение функции Персонелити, т.е. искажение представления о себе и как следствие нарушение  Self-процесса человека.

Люди в таких ситуациях говорят «Меня несет, не могу остановиться». Действительно это так, потому что функция самоконтроля снижена – там и тогда отдана контролирующему взрослому. Мышление категорично и ригидно – существует только одна правда, либо он, либо я. После эскалации конфликта инфантильный взрослый уходит в глухую защиту и пытается восстановить позиции используя вину. Например, приложив максимум усилий чтобы завиноватить другого, и таким образом занять безопасную позицию «сверху». Если этот вариант не получился, то берет вину на себя, начиная манипулировать "Я так виновата перед тобой". Эта манипуляция не похожа на искренние извинения и называется проективная идентификация.

Самоощущение инфантильного взрослого искажено, стыд вытеснен. Реальность старательно игнорируется, потому что важно сохранить нужную картину мира.

Причем внешний мир обретает угрожающие очертания и человек ждет нападения и нарушения психологических границы. Поэтому держит наготове такой инструмент как "обиду".

Такой стиль общения затрудняет контактирование в паре и требует от партнера колоссального терпения и любви.  Инфантильных людей характеризует сниженный самоконтроль, повышенная тревожность, десоциализация, детское наивное поведение в неуместных ситуациях. Если инфантильному взрослому «повезет» и он создаст комплиментарную пару с партнером, знающим «как надо» жить и склонному к родительской позиции –  это везение для него. Инфантильность одного партнера компенсируется сверх-ответственностью и взрослостью второго.

РАБОТА ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТА С КЛИЕНТОМ

Инфантильный человек отщепляет часть своей энергии и проецирует на другого человека. Цель работы с гештальт-терапевтом: помочь человеку вернуть себе энергию. Присвоение этой энергии вернет силу и веру в себя, воодушевит к взрослению и придаст интереса в жизни. Хорошо работает сочетание личной терапии и группы, обучающей базовым психологическим навыкам, необходимым для личностного роста.

 Если Вы интересуетесь данной темой и хотите подробнее разобраться как работают подобные механизмы и в других психических процессах приглашаем на наши группы:

Тренер, супервизор, гештальт-терапевт Московского Гештальт Института Татьяна Саморукова, +79165454826

Гештальт-терапевт, психолог Анна Девятка, +79161919699

Гештальт-терапевт, психолог Константин Саморуков , +79262791642

Youtube канал - GestaltUniverse 









Об авторе статьи

`
Девятка Анна Владимировна

Рейтинг психолога: 7 7

Девятка Анна Владимировна

Аккредитованный сертифицированный гештальт-терапевт, специализация по семейной психотерапии. Индивидуальная и групповая терапия. Участникам программы Московский Гештальт Институт скидки.
Город: Москва Стоимость приема: 5000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Депрессия
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Вальконина Ирина Михайловна
Консультация по Skype

Вальконина Ирина

Профессиональный коуч и психолог-консультант. Помогаю людям находить любимое дело и...
Психолог Чернявский Александр Александрович

Чернявский Александр

Получить консультацию Практикующий психолог, сертифицированный гештальт-терапевт....
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Зайцева Юлия Борисовна

Зайцева Юлия

Клинический психолог, семейный системный психотерапевт, гипнолог
Психолог Кличановская Дарья Александровна
Консультация по Skype

Кличановская Дарья

Практикующий психолог, учусь на гештальт-терапевта
Психолог Уразкина Вера Николаевна

Уразкина Вера

Дипломированный клинический психолог, гештальт специалист.
Психолог Арделян Юлия Вячеславовна

Арделян Юлия

Сертифицированный клинический психолог. На данный момент момент обучаюсь методу работы в...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍